Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев жалобу Каракурсаковой А.В. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника Крымской таможни от 3 сентября 2021 года, решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя от 22 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Каракурсаковой А.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Крымской таможни N 10321000-385/2021 от 3 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Киевского районного суда г. Симферополя от 22 февраля 2022 года, Каракурсакова А.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 112 500 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Каракурсакова А.В, ссылаясь на незаконность принятых по делу актов, просит их изменить, назначить наказание в виде предупреждения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Каракурсаковой А.В. к административной ответственности) осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции.
В соответствии со статьями 22, 23 Федерального закона от 10.12.2003 годаN 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", таможенные органы являются органами валютного контроля; органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
В соответствии со статьями 254, 259 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Федеральный закон от 10.12.2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля).
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; нерезидентами - не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 части 1 настоящей статьи.
Статьей 6 Федерального закона от 10.12.2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Федерального закона от 10.12.2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Как следует из протокола об административном правонарушении, по результатам проведенной документарной проверки установлено, что физическим лицом Каракурсаковой А.В. заключен внешнеторговый контракт - договор купли-продажи транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ с нерезидентом ЧП "Восток-Транс Алчевск" (Украина, "адрес") автобуса марки "данные изъяты" регистрационный номер N, который задекларирован и помещен под таможенную процедуру "экспорт" по декларации на товары (ДТ) N на Южном таможенном посту (ЦЭД) Южной электронной таможни от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 1 контракта от 31 марта 2021 года, продавец передает в собственность покупателя (продает), а покупатель принимает (покупает) и оплачивает транспортное средство. В соответствии с пунктом 2 указанного контракта транспортное средство принадлежит продавцу на праве собственности, что подтверждает паспорт транспортного средства серии "адрес", выданный отд. 1 МРЭО ГИБДД МВД по "адрес" выдан ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 4 контракта б/н от ДД.ММ.ГГГГ стоимость указанного транспортного средства согласована Покупателем и Продавцом и составляет 150 000 рублей. В соответствии с пунктом 5 контракта от ДД.ММ.ГГГГ оплата согласованной в пункте 4 стоимости осуществляется наличными средствами. В соответствии с пунктом 6 контракта от ДД.ММ.ГГГГ подписание договора обеими сторонами является подтверждением факта передачи транспортного средства продавцом покупателю и факта получения продавцом денежных средств от покупателя в размере ста пятидесяти тысяч рублей.
На основании приведенных обстоятельств, административный орган пришел к выводу о наличии в действиях Каракурсаковой А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалобы на указанное постановление судья Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым согласился с указанными выводами должностного лица о виновности Каракурсаковой А.В.
Вместе с тем принятые по делу акты законными признать нельзя.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
При рассмотрении настоящей жалобы Каракурсаковой А.В. установлено наличие закона, который улучшает положение лица, совершившего административное правонарушение, и в силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
4 октября 2022 года принят Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики".
Согласно части 1 статьи 4 этого Закона законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Луганской Народной Республики со дня принятия в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Указанный Закон вступает в силу со дня вступления в силу Договора между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта (статья 37 этого Закона).
Согласно части 1 статьи 13 указанного Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 6-ФКЗ - государственные и местные организации, функционировавшие на территории Луганской Народной Республики на день принятия в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно представленным материалам дела Каракурсаковой А.В. заключен договор купли-продажи транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ с нерезидентом ЧП "Восток-Транс Алчевск" Украина, "адрес", пунктом 5 которого предусмотрено, что оплата осуществляется наличными средствами. Вместе с тем, в связи с принятием Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ юридическое лицо, которому Каракурсакова А.В. продала транспортное средство, расположено в "адрес" и входит в состав Российской Федерации.
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах обжалуемые акты, состоявшиеся в отношении Каракурсаковой А.В. о привлечении её к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене. Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу Каракурсаковой А.В. удовлетворить частично.
Постановление заместителя начальника Крымской таможни от 3 сентября 2021 года, решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя от 22 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Каракурсаковой А.В. отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении, предусмотренном прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.