Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Конюха Ю.Л. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 95 Лазаревского района г. Сочи Краснодарского края от 7 июня 2021 года и решение судьи Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 26 октября 2021 года, вынесенные в отношении председателя ликвидационной комиссии товарищества собственников жилья "Коралл хаус" (далее - ТСЖ "Коралл хаус", товарищество) Конюха Юрия Леонидовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 95 Лазаревского района г. Сочи Краснодарского края от 7 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Лазаревского районного суд г. Сочи Краснодарского края от 26 октября 2021 года, председатель ликвидационной комиссии ТСЖ "Коралл хаус" Конюх Ю.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде дисквалификации сроком на 1 (один) год.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Конюх Ю.Л. просит отменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 5 статьей 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения председателя ликвидационной комиссии ТСЖ "Коралл хаус" Конюха Ю.Л. к административной ответственности) установлена ответственность за повторное непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Основанием для привлечения председателя ликвидационной комиссии ТСЖ "Коралл хаус" Конюха Ю.Л. к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили приведенные в обжалуемых судебных актах выводы о том, что должностным лицом межрайонной ИФНС России N16 по Краснодарскому краю в целях проверки достоверности сведений, включенных в Единый государственный реестр юридических лиц, установлено, что по адресу, указанному в качестве адреса юридического лица: "адрес", ТСЖ "Коралл хаус" какую-либо финансово-хозяйственную деятельность не ведет, обязанность по представлению в регистрирующий орган соответствующих сведений об адресе товарищества не исполнена.
Вместе с тем с состоявшимися по делу судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из части 4.1 данной статьи следует, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Согласно материалам дела, 11 мая 2021 года заместителем начальника отдела правового отдела N 4 Межрайонной ИФНС России N 16 по Краснодарскому краю составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя ликвидационной комиссии ТСЖ "Коралл хаус" Конюха Ю.Л. в его отсутствие (л.д.1).
Вместе с тем материалы дела не содержат данных, свидетельствующих о надлежащем извещении Конюха Ю.Л. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, таким способом, которое обеспечивает фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату, равно как и не содержат ходатайства о рассмотрении дела без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В материалы дела приложено уведомление о месте и времени составления протокола, направленное по месту нахождения юридического лица: "адрес" (л.д.6-9). Указанное извещение адресатом не получено.
Извещение физическому лицу о составлении протокола направлялось не адресу места жительства Конюха Ю.Л.: "адрес"А "адрес", а по юридическому адресу общества: "адрес", что исключает непосредственное получение им документа.
Между тем, следует учесть, что в рамках настоящего дела Конюх Ю.Л. привлечен к административной ответственности как должностное лицо, следовательно, неправильно применены положения части 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
В связи с чем уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении должно было направляться Конюху Ю.Л. по месту его жительства. Исполнение должностных обязанностей Конюхом Ю.Л. по месту регистрации юридического лица, не является основанием для направления ему извещений в адрес юридического лица.
Таким образом, материалы дела позволяют сделать вывод о том, что названное лицо о составлении 11 мая 2021 года протокола об административном правонарушении надлежащим образом извещено не было.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не извещенного о времени и месте его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повлекло нарушение права указанного лица на защиту, в частности непосредственно давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться иными процессуальными правами.
В настоящее время возможность устранения указанных недостатков утрачена, а возвращение составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение такого выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Указанное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, имеющим фундаментальный характер, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых актов.
Также в деле нет данных, свидетельствующих о надлежащем извещении Конюха Ю.Л. о времени и месте рассмотрения 7 июня 2021 года мировым судьей дела об административном правонарушении таким способом, которое обеспечивает фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату, равно как и не содержат ходатайства о рассмотрении дела без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Сведений об извещении лично Конюха Ю.Л. по месту его жительства о рассмотрении дела об административном правонарушении представленные материалы не содержат, дело рассмотрено в его отсутствие и в отсутствие сведений об извещении его, как должностного лица товарищества, что не позволило ему давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться иными процессуальными правами.
Указанные нарушения не были устранены судьей районного суда, оценка данному обстоятельству не дана.
В силу изложенного постановление мирового судьи судебного участка N 95 Лазаревского района г. Сочи Краснодарского края от 7 июня 2021 года и решение судьи Лазаревского районного суд г. Сочи Краснодарского края от 26 октября 2021 года, вынесенные в отношении председателя ликвидационной комиссии ТСЖ "Коралл хаус" Конюха Ю.Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции жалобы Конюха Ю.Л. истек срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 16 июня 2009 г. N 9-П, лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу Конюха Ю.Л. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 95 Лазаревского района г. Сочи Краснодарского края от 7 июня 2021 года и решение судьи Лазаревского районного суд г. Сочи Краснодарского края от 26 октября 2021 года, вынесенные в отношении председателя ликвидационной комиссии товарищества собственников жилья "Коралл хаус" Конюха Юрия Леонидовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
мировой судья Пушкина Н.А. N 5-628/95/2021
судья районного суда Мороз А.П. N 12-282/2021
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N 16-7659/2022, 16-870/2023
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.