Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Мальманова Э.К., рассмотрев кассационную жалобу Ниценко С.В. на определение Чертковского районного суда Ростовской области от 24 октября 2022 года и апелляционное определение Ростовского областного суда от 14 декабря 2022 года об оставлении без движения административного искового заявления Ниценко С.В. к администрации Алексеево-Лозовского сельского поселения Чертковского района Ростовской области об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Ниценко С.В. обратился в Чертковский районный суд Ростовской области с административным исковым заявлением об оспаривании решения администрации Алексеево-Лозовского сельского поселения Чертковского района Ростовской области (далее - администрация) от 17 мая 2022 года N
Определением Чертковского районного суда Ростовской области от 24 октября 2022 года административный иск Ниценко С.В. оставлен без движения, заявителю предложено в срок до 8 ноября 2022 года устранить указанные в определении недостатки.
Апелляционным определением Ростовского областного суда от 14 декабря 2022 года определение Чертковского районного суда Ростовской области от 24 октября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 9 января 2023 года, Ниценко С.В. ставит вопрос об отмене определения Чертковского районного суда Ростовской области от 24 октября 2022 года и апелляционного определения Ростовского областного суда от 14 декабря 2022 года. Ссылается на нарушение администрацией его прав как инвалида с детства на проведение капитального ремонта домовладения.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 26 января 2023 года кассационная жалоба принята к производству.
На основании части 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационные жалобы рассмотрены судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Форма и содержание административного искового заявления регламентированы статьей 125 КАС РФ.
В силу части 2 приведенной нормы, если иное не установлено КАС РФ, в административном исковом заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, адрес, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; фамилия, имя и отчество представителя, адрес для направления ему судебных повесток и иных судебных извещений, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя (при наличии);
3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);
4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;
5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;
6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;
6.1) сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;
7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;
8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;
9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 125 КАС РФ административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела (часть 4 статьи 125 КАС РФ).
Согласно части 7 статьи 125 КАС РФ административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов.
В соответствии с частью 8 статьи 125 КАС РФ административное исковое заявление также может быть подано в суд в электронном виде, в том числе в форме электронного документа. При этом копии административного искового заявления и приложенных к нему документов могут быть направлены лицу, участвующему в деле, обладающему государственными или иными публичными полномочиями, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями предусмотрены статьей 220 КАС РФ.
Согласно части 1 упомянутой статьи форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1, 8 и 9 статьи 125 вышеуказанного Кодекса.
На основании статьи 126 КАС РФ, если иное не установлено упомянутым Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются:
1) уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 данного Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов в электронном виде. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, подаваемых на бумажном носителе, не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;
3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств;
4) документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому данным Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя;
5) доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, если административное исковое заявление подано представителем;
6) документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась;
6.1) документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются;
7) иные документы в случаях, если их приложение предусмотрено положениями упомянутого Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
В силу части 1 статьи 130 КАС РФ, если иное не предусмотрено данным Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 указанного Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения.
На определение суда об оставлении административного искового заявления без движения может быть подана частная жалоба (часть 3 статьи 130 КАС РФ).
Оставляя административное исковое заявление Ниценко С.В. без движения, суд первой инстанции указал, что административный иск не соответствует требованиям статей 125, 126 КАС РФ, а именно: в административным исковом заявлении не указано наименование суда, в который подается административное исковое заявление; наименование административного ответчика и место его нахождения; не приложены копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц; не указано содержание требований к административному ответчику в соответствии со статьей 200 КАС РФ.
Суд апелляционной инстанции с установленными основаниями для оставления административного иска Ниценко С.В. без движения согласился, в связи с чем определение Чертковского районного суда Ростовской области от 24 октября 2022 года оставил без изменения.
Так, из материала усматривается, что поводом для обращения Ниценко С.В. в суд послужило незаконное, по мнению заявителя, решение администрации от 17 мая 2022 года N об отказе в проведении льготного капитального ремонта. Административное исковое заявление подано в суд в электронном виде, оформлено в виде обращения.
При этом в нарушение приведенных положений статей 125, 126, 220 КАС РФ административный ответчик в иске не указан, конкретные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов административного истца, не заявлены.
При таких обстоятельствах Четвертый кассационный суд общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для оставления административного иска Ниценко С.В. без движения.
Вместе с тем суд кассационной инстанции полагает необходимым отметить, что указание суда первой инстанции на отсутствие в административном исковом заявлении наименования суда, в который подается административное исковое заявление, является ошибочным, поскольку из административного иска усматривается, что оно адресовано в Чертковский районный суд Ростовской области (л. м. 2).
Также несостоятельна ссылка районного суда на необходимость предоставления копий заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, поскольку административное исковое заявление поступило в суд в электронном виде.
Однако, несмотря на указанные обстоятельства, учитывая наличие иных приведенных оснований для оставления административного иска Ниценко С.В. без движения, доводы кассационной жалобы о незаконности обжалуемых судебных актов удовлетворению не подлежат.
Оспариваемые судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 328 КАС РФ основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
определение Чертковского районного суда Ростовской области от 24 октября 2022 года и апелляционное определение Ростовского областного суда от 14 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ниценко С.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.