Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Богатых О.П, Капункина Ю.Б.
рассмотрела кассационнуж жалобу АО "Тандер" на определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2022 года о приостановлении производства по административному делу по административному исковому заявлению АО "Тандер" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
АО "Тандер" (далее также - Общество) обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 4319, 4 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" (далее - спорный объект), по состоянию на 1 января 2021 года в размере 69 177 000 рублей. Также Общество просило установить, что кадастровая стоимость, равная рыночной стоимости указанного нежилого здания, подлежит применению для целей налогообложения в установленных законодательством целях с 1 января 2022 года.
Решением Краснодарского краевого суда от 29 августа 2022 года административный иск удовлетворен частично, кадастровая стоимость спорного объекта установлена в размере 76 579 825 рублей на дату определения кадастровой стоимости - 1 января 2021 года. датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества определено считать 27 мая 2022 года.
Не согласившись с данным решением суда, департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) подал в суд апелляционную жалобу, в связи с чем административное дело было назначено к рассмотрению в суде апелляционной инстанции.
Определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2022 года назначена повторная судебная оценочная экспертиза, производство по делу приостановлено до поступления в суд заключения эксперта.
В кассационной жалобе, поступившей в суд апелляционной инстанции 13 декабря 2022 года, АО "Тандер" ставит вопрос об отмене определения судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2022 года. По мнению заявителя, экспертом АНО "Краснодарский центр экспертиз" дан исчерпывающий ответ на замечания департамента. Считает, что оснований для назначения повторной судебной экспертизы не имелось.
Определением судьи 22 декабря 2022 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам (часть 1 статьи 77 КАС РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 77 КАС РФ суд может назначить экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе. Экспертиза может быть назначена по инициативе суда, если экспертиза предусмотрена законом или ее проведение необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, либо если требуется проведение дополнительной или повторной экспертизы, либо если проведение экспертизы необходимо в связи с выявленными обстоятельствами административного дела и представленными доказательствами.
На время проведения экспертизы производство по административному делу может быть приостановлено (часть 6 статьи 77 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 191 КАС РФ суд по заявлениям лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе может приостановить производство по административному делу в случае назначения судом экспертизы (до поступления в суд заключения экспертов, либо до истечения срока, установленного судом для проведения экспертизы, либо до поступления в суд информации о невозможности ее проведения).
Как следует из материалов дела, предметом доказывания по настоящему делу является величина рыночной стоимости спорного объекта.
Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости была установлена Краснодарским краевым судом исходя из результатов судебной экспертизы от 29 июля 2022 года N, выполненной "данные изъяты"
Суд апелляционной инстанции, проверяя административное дело в рамках доводов апелляционной жалобы департамента, в целях исключения неоднозначного толкования экспертного заключения и отчета оценщика, пришел к выводу о необходимости назначения по делу повторной судебной оценочной экспертизы.
Производство указанной экспертизы было поручено "данные изъяты", срок проведения экспертизы и представления в суд заключения определен до 23 декабря 2022 года. Производство по административному делу приостановлено на время проведения экспертизы.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит обжалуемое определение законным и постановленным в пределах полномочий суда апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы о том, что оснований для назначения повторной судебной экспертизы не имелось, поскольку экспертом "данные изъяты" дан исчерпывающий ответ на замечания департамента, не могут быть предметом проверки в рамках данного кассационного производства и являться основанием для отмены оспариваемого определения.
В силу части 1 статьи 202 КАС РФ определение суда первой инстанции может быть обжаловано отдельно от обжалования решения суда, если это предусмотрено указанным Кодексом, либо если определение суда препятствует дальнейшему движению административного дела.
Статьями 77, 78 КАС РФ возможность обжалования определения о назначении судебной экспертизы не предусмотрена.
В силу положений статей 115, 193 КАС РФ определение суда о назначении судебной экспертизы может быть обжаловано лишь по вопросам, связанным с судебными расходами, а также в части приостановления производства по административному делу.
В части иных вопросов, которые сами по себе дальнейшего движения административного дела не исключают, в том числе относительно обоснованности назначения экспертизы, выбора экспертного учреждения или эксперта, поставленных перед ними вопросов, возражения в отношении определения суда могут быть изложены при обжаловании итогового судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы не имеется.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом не допущены.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу АО "Тандер" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 20 февраля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.