Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В..
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, поступившую в суд первой инстанции 08 декабря 2022 года, на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 18 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 27 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Скляр А.В. к управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя о признании незаконными решения.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Скляр А.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права на квартиру "адрес" с кадастровым номером N и обязании повторно рассмотреть заявление N КУВД-001/2021-40998135 от 30 сентября 2021 года о государственной регистрации права на квартиру "адрес" с кадастровым номером N
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 18 мая 2022 года административные исковые требования Скляр А.В. удовлетворены.
Судом признано незаконным и отменено решение Управления государственной регистрации права и кадастра N КУВД-001/2021-40998135 от 13 января 2022 об отказе в государственной регистрации права собственности на квартиру "адрес" с кадастровым номером N
Суд обязал Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя повторно рассмотреть заявление Скляр А.В. о государственной регистрации права на квартиру "адрес" с кадастровым номером N
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 27 сентября 2022 года решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 18 мая 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации права и кадастра Севастополя по доверенности Ступицкая Ю.С. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Скляр А.В. отказать в полном объеме.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, что Скляр А.В. обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя через МФЦ с заявлением N КУВД-001/2021-40998135 от 30 сентября 2021 года о регистрации за ней права собственности на квартиру "адрес". К заявлению были приложены, в том числе, договор о совместном долевом участии в строительстве N 1 от 02 ноября 2005 года, заключенный между Ярошик А.В. и МЧП "Морской клуб", дополнительное соглашение от 05 февраля 2009 года в связи со сменой дольщиком фамилии Ярошик на Скляр, государственный акт на право собственности на земельный участок КМ N 0025 от 08 июня 1994 года с целевым назначением - для строительства и обслуживания жилого дома и сооружений (приусадебный участок), акт приема-передачи от 17 марта 2014 года, согласно которому МЧП "Морской клуб" передал, а Скляр А.В. приняла в собственность "адрес", декларация о готовности объекта к эксплуатации (многоквартирного дома) от 11 марта 2013 года, утвержденной на основании разрешения на выполнение строительных работ, выданного Инспекцией Государственного Архитектурно-Строительного контроля в городе Севастополе N 546/01 от 12 сентября 2005 года; государственного акта на право собственности на земельный участок КМ N 0025 от 08 июня 1994 года; проектной документации, утвержденной Севастопольской городской службой "Укринвестэкспертиза" за N Е-124/2003 от 20 июля 2003 года, справка о выплате Ярошик А.В. своей доли строительства жилого дома - "адрес"
13 октября 2021 года Скляр А.В. уведомлена о приостановлении регистрации прав.
13 января 2022 года государственным регистратором Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги в связи с тем, что земельный участок предоставлен для строительства и обслуживания жилого дома и сооружений, а не для строительства многоквартирного дома, отсутствует информация о выданном разрешении на ввод в эксплуатацию дома, указанный многоквартирный дом является самовольной постройкой.
Согласно материалам дела, земельный участок по адресу: "адрес" с целевым назначением для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных сооружений предоставлен Зинченко М.В. на основании решения Исполнительного комета Севастопольского Городского Совета от 07 мая 1992 года N 17/2079, на основании чего 08 июня 1994 года Севастопольским городским Советом выдан государственный акт на право собственности на земельный участок.
Решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года N 4114 "Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 года" утвержден генеральный план развития города Севастополя, определяющий целевое назначение использования земель.
Согласно Генеральному плану земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" по функциональному назначению расположен в зоне много - и среднеэтажной многоквартирной жилой застройки.
Из материалов дела следует, что Инспекцией Государственного архитектурно-строительного контроля в городе Севастополе Зинченко М.В. и МЧП "Морской клуб" выдано Разрешение на выполнение строительных работ N 546/01 от 12 сентября 2005 года на основании государственного акта на право собственности на земельный участок КМ N 0025 от 08 июня 1994 года; проектной документации, утвержденной Управлением градостроительства и архитектуры, комплексного экспертного заключения проектной документации N Э-124/2003 от 20 июля 2003 года.
На основании указанных документов Государственной инспекцией архитектурно-строительного контроля Украины 11 марта 2013 года зарегистрирована за N СТ 143130950438 декларация о готовности к эксплуатации объекта: "Строительство жилого дома по "адрес", III категория сложности", жилой дом состоит из 11 квартир (пункт 13 Декларации).
Таким образом, многоквартирный дом был сдан в эксплуатацию на основании декларации о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной Инспекцией ГАСК Украины в городе Севастополе 11 марта 2013 года.
Декларация о готовности объекта к эксплуатации от 11 марта 2013 года содержит указание на наименование объекта - "Строительство жилого дома по улице Молодых строителей", "Код объекта - 1122.1", соответствующий классу 1122.1 "Дома многоквартирные массовой застройки" ГК ЗС ДК 018-2000, "Категория сложности - III".
Удовлетворяя административные исковые требования Скляр А.В, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной интенции, указал, что административным истцом предоставлены все необходимые документы для осуществления государственной регистрации права, в связи с чем оснований для отказа в предоставлении государственной услуги не имелось.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав, в том числе, в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Согласно части 1 статьи 14 Закон о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закон о государственной регистрации недвижимости установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закон о государственной регистрации недвижимости, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу части 5 статьи 18 Закон о государственной регистрации недвижимости не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закон о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении такой государственной регистрации.
Согласно статье 27 Закон о государственной регистрации недвижимости, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации может быть отказано по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего закона.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Земельного кодекса Украины, земли Украины по основному целевому назначению делятся на категории: земли сельскохозяйственного назначения; жилой и общественной застройки; природно-заповедного и другого природоохранного назначения; оздоровительного назначения; рекреационного назначения; историко- культурного назначения; лесохозяйственного назначения; водного фонда; промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.
Отнесение земель к той или другой категории осуществляется на основании решений органов государственной власти, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления согласно их полномочий (часть 1 статья 20 Земельного кодекса Украины).
Согласно части 5 статьи 20 Земельного кодекса Украины, виды использования земельного участка в пределах определенной категории земель (кроме земель сельскохозяйственного назначения и земель обороны) определяются ее владельцем или пользователем самостоятельно в пределах требований, установленных законом к использованию земель этой категории, с учетом градостроительной документации и документации по землеустройству.
Согласно статье 38 Земельного кодекса Украины, к землям жилой и общественной застройки относятся земельные участки в пределах населенных пунктов, которые используются для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования.
Использование земель жилой и общественной застройки осуществляется согласно генеральному плану населенного пункта, другой градостроительной документации, плана земельно-хозяйственного устройства с соблюдением строительных норм, государственных стандартов и норм (статья 39 Земельного кодекса Украины).
Согласно положений статьи 1 Закона Украины от 20 апреля 2000 года N 1699-III "О планировании и застройке территорий", генеральный план населенного пункта - градостроительная документация, которая определяет принципиальные решения развития, планирование, застройки и другого использования территории населенного пункта.
Генеральным планом населенного пункта в частности определяются границы пункционных зон, приоритетные и допустимые виды использования и застройки территорий.
При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о том, что объект капитального строительства - многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", соответствует выданной на него разрешительной и проектной документации, а также спорная квартира поставлена на кадастровой учет административным ответчиком и присвоен кадастровый номер N, в связи с чем административные исковые требования Скляр А.В. удовлетворены правомерно.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальных закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 18 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 27 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 13 февраля 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. Шелудько Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.