Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Устименко Н.А. к Государственному казенному учреждению Краснодарского края - Управлению социальной защиты населения в города Новороссийске об оспаривании действий должностных лиц, связанных с отказом в назначении ежемесячной денежной выплаты
по кассационной жалобе Устименко Н.А. на решение Приморского районного суда города Новороссийска от 07 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
Устименко Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Краснодарского края - Управлению социальной защиты населения в городе Новороссийске (далее - ГКУ "Управление социальной защиты населения в городе Новороссийске") в котором с учетом уточненного иска просила:
- признать за Устименко Н.А. право на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на детей с трех до семи лет включительно в отношении ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;
- возложить на ГКУ "Управление социальной защиты населения в городе Новороссийске" обязанность назначить ежемесячную денежную выплату по первоначальному заявлению N от ДД.ММ.ГГГГ и выплатить недополученную ежемесячную денежную выплату на ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, начиная с ДД.ММ.ГГГГ (со дня достижения ребенком возраста трех лет) по ДД.ММ.ГГГГ в размере 87 804 рублей, из которых 50 387 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 500 рублей ежемесячно) и 37 417 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 114 рублей ежемесячно) и на ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (до достижения ребенком возраста 8 лет) в размере 4 790 рублей;
- взыскать с ГКУ "Управление социальной защиты населения в городе Новороссийске" в пользу Устименко Н.А. судебные и почтовые расходы в общем размере 2 135 рублей.
Решением Приморского районного суда города Новороссийска от 07 февраля 2022 года в удовлетворении исковых требования Устименко Н.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25 апреля 2022 года решение Приморского районного суда города Новороссийска от 07 февраля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец Устименко Н.А. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, постановив новое решение об удовлетворении требований истца в полном объеме.
В обоснование доводов кассационной жалобы истец Устименко Н.А. указывает, что решение ответчика нарушает права ребенка на ежемесячную денежную выплату, предусмотренную Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" с 1 января 2020 года, а также Законом Краснодарского края от 9 апреля 2020 года N 4269-КЗ "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно" и Постановление Губернатора Краснодарского края от 10 апреля 2020 года N209 "Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно". Указывает, что в действующем на сегодняшний день Постановлении Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно", Постановлении Губернатора Краснодарского края от 10 апреля 2020 года N209 "Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно", определены виды доходов, учитываемых для назначения выплаты. В пункте 24 Постановления Губернатора Краснодарского края от 10 апреля 2020 года N209 "Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно" в качестве дохода, учитываемого при назначении выплаты на детей от трех до семи лет указаны пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, однако, данные аналогичные выплаты не конкретизированы, перечень пенсий и пособий также не раскрывается, но в действующей редакции указанного постановления конкретизирован перечень.
Полагает, что в силу абзаца "4" пункта 25 постановления Губернатора Краснодарского края от 10 апреля 2020 года N209 "Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно", доходы истца как неработающего трудоспособного лица, осуществляющего уход за нетрудоспособными гражданами, и получающего компенсационные выплаты в связи с осуществлением ухода, не должны были включаться в общий расчет доходов. Считает, что суды не приняли во внимание ссылку истца на положения постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи". Указывает, что основными требованиями к порядку выплат, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N384 пункт 21 установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются именно доходы семьи, полученные в денежной форме. О том, что законодатель не включает в перечень доходов компенсационные выплаты, свидетельствуют изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 года N489 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N384", согласно которого подпункт б пункта 21 после слов "аналогичные выплаты" дополнен словами "в том числе выплаты по обязательному социальному страхованию и выплаты компенсационного характера".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Устименко Н.А. приходится матерью несовершеннолетних ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые родились на территории Краснодарского края и являются его жителями.
ДД.ММ.ГГГГ Устименко Н.А. обратилась ГКУ "Управление социальной защиты населения в городе Новороссийске" с документами, необходимыми для оформления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет, а именно на ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и на ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ письмом ответчик уведомил Устименко Н.А. об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет, по причине превышения среднедушевного дохода семьи получателя.
При определении среднедушевого дохода семьи Устименко Н.А. учитывались доходы семьи за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и доходы, полученные Устименко Н.А, как лицом, осуществляющих уход за детьми инвалидами с детства I группы, общий размер такого дохода составил 11 815, 83 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком назначена ежемесячная денежная выплата Устименко Н.А. на дочь ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с даты обращения.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, исследовав представленные сторонами доказательства, руководствуясь положениями Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Федерального закона Российской Федерации от 05 апреля 2003 года N44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевного дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им социальной помощи", постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N384, постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 года N489, Закона Краснодарского края от 9 апреля 2020 года N 4269-КЗ "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно", постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 апреля 2020 года N 209, исходил из того, что на дату принятия ответчиком решения об отказе в удовлетворении заявления Устименко Н.А. о назначении ей выплаты на детей ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выплаты лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, подлежали включению при определении среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты.
Поскольку действующее законодательстве не предусматривало при определении среднедушевого дохода возможность исключения выплаты, получаемой членом семьи в связи с уходом за ребенком-инвалидом, учитывая, что сумма среднедушевого дохода семьи Устименко Н.А. в указанный период времени на члена семьи превысила размер величины прожиточного минимума, установленного в Краснодарском крае на душу населения, суд первой инстанции признал законным и обоснованным решение ответчика об отказе в назначении Устименко Н.А. ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, установлена с 1 января 2020 года ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (пункт 1, подпункт "а" пункта 3 данного Указа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - постановление N 384).
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 10 марта 2021 года N 140 "О некоторых вопросах, связанных с осуществлением ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в 2021 году гражданам, которым назначена ежемесячная выплата, производится перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты (пункт 2(1) постановления N 384).
Заявление подается в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" (пункт 10 постановления N 384).
Согласно пункту 19 постановления N 384 (в редакции, действовавшей на дату обращения истца с заявлением о назначении выплаты) в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети.
В силу пункта 25 постановления N 384 при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются:
а) предусмотренные настоящими основными требованиями ежемесячные выплаты, произведенные за прошлые периоды;
б) ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды;
в) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.
Аналогичные положения предусмотрены Законом Краснодарского края от 9 апреля 2020 года N 4269-КЗ "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно", и Порядком предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка, в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 апреля 2020 года N209.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 года N 489 в пункт 25 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возврате от 3 до 7 лет включительно введен пункт "г", в соответствии с которым при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
Согласно пункту 2 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384, ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
В соответствии с приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от 23 августа 2019 года N1471, величина прожиточного минимума в Краснодарском крае за II квартал 2019 года установлена в расчете на душу населения в размере 11 107 рублей.
В соответствии со статьей 2 Закона Краснодарского края от 09 апреля 2020 года N 4269-КЗ "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно" право на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, на каждого ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, имеющего гражданство Российской Федерации, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Краснодарском крае в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", Законом Краснодарского края от 9 июня 2010 года N 1980-КЗ "О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 апреля 2020 года N 209 на территории Краснодарского края утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - Порядок N209).
Подпунктом 1 пункта 2 Порядка N209 установлено, что ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в Краснодарском крае в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", Законом Краснодарского края от 9 июня 2010 года N 1980-КЗ "О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее - величина прожиточного минимума для детей) при условии, что размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Краснодарском крае в соответствии с Законом Краснодарского края от 9 июня 2010 года N 1980-КЗ "О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае" на дату обращения за ежемесячной выплатой.
Перечень доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи перечислены в пункте 24 Правил N209, к их числу, в том числе относятся: пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, в том числе по обязательному социальному страхованию и выплаты компенсационного характера, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления (подпункт 2); компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей (подпункт 7).
Исчерпывающий перечень видов дохода, которые не учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи, приведен в пункте 24 Правил N 209, при этом выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, в этом пункте не указаны.
Принимая во внимание, что Порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденный Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 апреля 2020 года N 209, является специальным нормативно-правовым актом, предусматривающим условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, содержит исчерпывающий перечень доходов, не учитывающихся при расчете среднедушевого дохода семьи, выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что основными требованиями к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384, Законом Краснодарского края от 9 апреля 2020 года N 4269-КЗ "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно" не предусмотрено исключение из доходов семьи выплат лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.
Таким образом, разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Устименко Н.А, нижестоящие суды исследовали необходимые юридически значимые обстоятельства, правильно применив к установленным обстоятельствам нормы материального права, обоснованно пришли к выводу, что на дату принятия оспариваемого решения выплаты лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, подлежали включению при определении среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты.
В судебных актах приведен исчерпывающий перечень толкования норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов, не опровергают вывода судов первой и апелляционной инстанций, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и апелляционное определение являются законными и обоснованными, они приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для отмены указанных судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Приморского районного суда города Новороссийска от 07 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Устименко Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.