Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бибкаева О.Н. к комитету социальной защиты населения Волгоградской области о возложении обязанности и взыскании суммы
по кассационной жалобе представителя комитета социальной защиты населения Волгоградской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 10 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
Бикбаев О.Н. обратился в суд с иском к комитету социальной защиты населения Волгоградской области, в котором с учетом уточнения просил:
- возложить на комитет социальной защиты населения Волгоградской области обязанность обеспечить Бикбаева О.Н. техническими средствами реабилитации: двумя мобильными телефонами с сенсорным экраном фирмы Samsung, модели А10, двумя часами наручными с речевым выходом, тест-полосками в количестве 350 штук к глюкометру с речевым выходом фирмы Клевер Чек (Clever Chek);
- взыскать с комитета социальной защиты населения Волгоградской области в пользу Бикбаева О.Н. компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей, почтовые расходы в размере 290 рублей.
Решением Центрального районного суда города Краснодара от 08 июля 2021 года в удовлетворении исковых требований Бикбаева О.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 10 февраля 2022 года решение Центрального районного суда города Краснодара от 08 июля 2021 года отменено, постановлено новое решение о частичном удовлетворении исковых требований Бикбаева О.Н.
На комитет социальной защиты населения Волгоградской области возложена обязанность обеспечить Бикбаева О.Н. техническими средствами реабилитации: мобильным телефоном с сенсорным экраном (смартфон), наручными часами с речевым выходом.
С комитета социальной защиты населения Волгоградской области в пользу Бикбаева О.Н. взыскана компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, а также почтовые расходы в размере 290 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Бикбаева О.Н. отказано.
В кассационной жалобе представитель комитета социальной защиты населения Волгоградской области просит отменить апелляционное определение судебной в связи с существенным нарушением норм материального права, постановив новое решение об отказе в удовлетворении требований истца.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель комитета социальной защиты населения Волгоградской области указывает, что на территории Волгоградской области действует подпрограмма по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области", в рамках которой инвалидам Волгоградской области предоставляются за счел средств областного бюджета дополнительные средства реабилитации, предусмотренные областным перечнем, а Порядок обеспечения техническими средствами реабилитации и перечень категорий инвалидов и технических средств реабилитации, предоставляемых за счет средств областного бюджета определен постановлением Правительства Волгоградской области от 12 августа 2013 года N 389-п. Указанные нормативно-правовые акты закрепляют механизм реализации права на получение средств реабилитации, определяют источник и объемы финансирования дополнительной социальной помощи в виде обеспечения средствами реабилитации, а также порядок реализации гражданами права на обеспечение техническими средствами реабилитации. Обращение гражданина, имеющего право на обеспечение техническими средствами реабилитации, с заявлением о предоставлении услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в таких средствах, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой технические средства реабилитации должны предоставляться таким гражданам в порядке очередности, определяемой датой регистрации их заявлений. Право на получение социальной помощи в виде предоставления технических средств реабилитации имеют в равной степени все нуждающиеся в такой услуге инвалиды, право на внеочередное или первоочередное обеспечение техническими средствами реабилитации у Бикбаева О.Н. отсутствует.
Указывает, что в целях обеспечения Бикбаева О.Н. в 2021 году мобильным телефоном с сенсорным экраном, часами наручными с речевым выходом, бумагой для письма по Брайлю, прибором для письма по Брайлю, грифелем для письма по Брайлю, дозаторами (индикаторами) уровня жидкости, согласно акту от 29 ноября 2021 года индивидуальным предпринимателем ФИО7 произведена попытка доставки вышеуказанных технических средств реабилитации, однако истец отказался от получения. Таким образом, наличие определенной процедуры по закупке технических средств реабилитации за счет средств областного бюджета не следует расценивать как лишение инвалида принадлежащего ему права на обеспечение такими средствами реабилитации и отказ ему в предоставлении ему дополнительных средств социальной поддержки, состоящих на учете для получения технических средств реабилитации. Поскольку ответчиком не нарушено прав истца, то у последнего отсутствует право на взыскание компенсации морального вреда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра апелляционного определения по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Бикбаев О.Н. является инвалидом I группы по общему заболеванию бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2006 от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида - ИПРА N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Бюро медико-социальной экспертизы N 8 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области" Минтруда России, определена нуждаемость Бикбаева О.Н. в обеспечении за счёт средств бюджета Волгоградской области техническими средствами реабилитации: смартфоном, часами наручными с речевым выходом, тест-полосками к глюкометру.
Исполнителем проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации и услуг по реабилитации является комитет социальной защиты населения Волгоградской области.
17 апреля 2019 года, по истечении срока эксплуатации ранее выданных технических средств реабилитации, Бикбаев О.Н. обратился с заявлением в государственное казенное учреждение "Центр социальной защиты населения по городу Волжскому" об обеспечении его техническими средствами реабилитации, согласно ответу которого от 19 апреля 2019 года N истец включен в реестр очерёдности предоставления технических средств реабилитации, в частности: часами наручными с речевым выходом, мобильным телефоном с сенсорным экраном (смартфоном).
16 декабря 2020 года Бикбаев О.Н. повторно обратился в государственное казенное учреждение "Центр социальной защиты населения по городу Волжскому" с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации, на которое истцу в письме от 25 декабря 2020 года дан ответ, что он включен в областной реестр по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации: мобильным телефоном с сенсорным экраном, часами наручными с речевым выходом, тест-полосками к глюкометру с речевым выходом, а само обеспечение осуществляется предприятиями по результатам закупок товаров, работ, услуг по мере заключения государственных контрактов.
Тест-полосками в количестве 7 упаковок (350 штук) Бикбаев О.Н. обеспечен 02 сентября 2020 года, смартфоном и часами до настоящего времени истец не обеспечен.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 9, 10, 11, 11.1, Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N240, постановлением Правительства Волгоградской области от 12 августа 2013 года N389-п "О Порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации за счет средств областного бюджета", постановление Администрации Волгоградской области от 25 сентября 2017 года N504-п, статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что, поскольку Бикбаев О.Н. включен в очередь на предоставление технических средств реабилитации, удовлетворение требований истца в нарушение установленной последовательности их предоставления повлечет за собой нарушение прав иных лиц, имеющих право и нуждающихся в аналогичных технических средствах реабилитации, что недопустимо.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда не согласилась с выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции, и разрешая исковые требования, суд апелляционной инстанции, исходил из конкретизированных сроков обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, а поскольку Бикбаев О.Н. своевременно и в полном объёме не обеспечен техническими средствами реабилитации, предусмотренными его индивидуальной программой, то восстановление его нарушенных прав должно быть осуществлено путём предоставления ему технических средств реабилитации - мобильного телефона с сенсорным экраном (смартфоном), в количестве - 1 штуки, наручных часов с речевым выходом, в количестве - 1 штуки.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что ограниченность финансирования на меры социальной поддержки не является основанием для отказа в иске, поскольку реализация права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия достаточного финансирования расходов на приобретение технических средств реабилитации, а недостаточность поступлений на указанные цели из областного бюджета не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре.
Судом апелляционной инстанции также указано, что законодатель в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определилоснования и условия предоставления инвалидам технических средств реабилитации, при этом ни указанный Федеральный закон, ни иные приведённые выше нормативные правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, не устанавливают очередность в качестве условия обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
Поскольку право инвалидов на такую гарантированную меру социальной защиты, как проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счёт средств федерального бюджета, носит не только имущественный характер, но и тесно связано с личными неимущественными правами гражданина и другими нематериальными благами, суд апелляционной пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию в пользу истца, суд апелляционной инстанции принял во внимание фактические обстоятельства причинения вреда, допущенные со стороны ответчика нарушения прав истца, степень нравственных страданий истца вследствие таких ограничений, как возможность быть на связи с родственниками, медицинскими службами, а также требования разумности и справедливости, взыскал с ответчика 10 000 рублей.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении к спорным отношениям норм материального права с соблюдением процессуального закона.
Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, предусмотренных законом (часть 1 статьи 39).
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе, использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце втором пункта 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учёт по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2018 года N 86 внесены изменения в Правила, которыми введен дифференцированный подход к срокам выдачи направления на получение средств в зависимости от наличия действующего государственного контракта у уполномоченного органа.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Таким образом, с 9 февраля 2018 года (начало действия постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2018 года N 86) конкретизированы сроки обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и в целях реализации подпрограммы "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов" государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области", утвержденной постановлением администрации Волгоградской области от 25 сентября 2017 года N 504-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области", Правительство Волгоградской области постановлением от 12 августа 2013 года N 389-п утвердило Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации за счёт средств областного бюджета (далее - Порядок N 389-п).
В соответствии с приведённым выше Порядком N 389-п срок эксплуатации мобильного телефона с сенсорным экраном и наручных часов с речевым выходом составляет не менее 3-х лет, тест полосок к глюкометру с речевым выходом (350 тест-полосок в год) - не менее 3-х лет.
Судом установлено, что Бикбаев О.Н. на момент вынесения решения не обеспечен необходимыми средствами реабилитации - смартфоном и часами наручными с речевым выходом свыше двух лет.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что поскольку Бикбаев О.Н. не своевременно и в полном объеме обеспечивался техническими средствами реабилитации, предусмотренными его индивидуальной программой, восстановление его нарушенных прав должно быть осуществлено путём предоставления ему технических средств реабилитации - мобильного телефона с сенсорным экраном (смартфоном), в количестве - 1 штуки, наручных часов с речевым выходом, в количестве - 1 штуки.
Доводы кассационной жалобы относительно ограниченности финансирования ответчика на меры социальной поддержки являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая оценка в оспариваемом судебном акте.
Судом апелляционной инстанции обоснованно указано, что реализация права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия достаточного финансирования расходов на приобретение технических средств реабилитации, а недостаточность поступлений на указанные цели из областного бюджета не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции отклоняет доводы кассационной жалобы о необоснованном взыскании компенсации морального вреда.
Так, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статья 9 того же закона устанавливает, что реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
В пункте 2 статьи 11 названного закона закреплено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета - статья 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Таким образом, исходя из приведенных выше норм материального права в их системной взаимосвязи, можно сделать вывод, что как предоставление средств реабилитации, абилитации, направлены на защиту личных неимущественных прав инвалидов для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальную адаптацию, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество. Длительная задержка в предоставлении гарантированных государством средств технической реабилитации повлияла на качество жизни истица, что очевидно причинило ему нравственные страдания.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
Правоотношения между гражданином, претендующим на получение меры социальной поддержки, в целом соответствуют правоотношениям, урегулированным Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", поэтому требования о компенсации морального вреда могут быть рассмотрены с учетом его положений.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
Выводы суда апелляционной инстанции мотивированы, судом учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в судебном акте отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом, доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную в ходе рассмотрения настоящего дела, которые исследованы судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для его правильного разрешения, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют обстоятельствам дела.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы представителя ответчика сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции и переоценке представленных доказательств, не опровергают вывода суда апелляционной инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 23 марта 2022 года является законным, принятым в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 10 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета социальной защиты населения Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.