Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Губаревой С.А, Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марчинко Е.Н. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю о включении периода работы в страховой стаж и перерасчете страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Марчинко Е.Н. на решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 23 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, выслушав представителя истца по доверенности Соколянскую Н.В. судебная коллегия
установила:
Марчинко Е.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи Краснодарского края (далее - ГУ-УПФР в г. Сочи Краснодарского края), в котором просила:
- возложить на ГУ-УПФР в г. Сочи Краснодарского края обязанность произвести перерасчет размера недополученной пенсии, включив период работы Марчинко Е.Н. в товариществе с ограниченной ответственностью "Фактор" с 07 января 1995 года по 04 октября 1999 года в специальный стаж, дающий право на назначение истцу пенсии по старости с учетом размера заработной платы за спорный период со дня обращения истца с заявлением, то есть с 17 августа 2020 года;
- взыскать с ГУ-УПФР в г. Сочи Краснодарского края недоплаченную сумму пенсии за истекший период с момента обращения Марчинко Е.Н. с заявлением, то есть с 17 августа 2020 года.
Решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 23 ноября 2021 года в удовлетворении исковых требований Марчинко Е.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 мая 2022 года решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 23 ноября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель истца просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, постановив по делу новое решение об удовлетворении требований истца.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель истца указывает, что 17 августа 2020 года Марчинко Е.Н. через "Личный кабинет" портала "Госуслуги" обратилась с заявлением о перерасчете размера пенсии, которое 18 августа 2020 года зарегистрировано и направлено в обработку. 26 октября 2020 года заявление о перерасчете размера пенсии удовлетворено. По заявлению о перерасчете размера пенсии страховая пенсия по старости с установлением фиксированной выплаты 17 августа 2020 года ответчиком принято решение о пересчете пенсии с 01 сентября 2020 года в размере 10 167, 25 рублей, при этом ответчик принял к сведению период работы в товариществе с ограниченной ответственностью "Фактор" с 07 января 1995 года по 04 октября 1999 года (4 года 08 месяцев 28 дней), однако не принял во внимание размер заработной платы Марчинко Е.Н. При этом документально подтверждена переписка Марчинко Е.Н. через портал "Госуслуги" с ответчиком, согласно которой 17 августа 2020 года истец направила заявление о перерасчете пенсии с приложением копии справок с места работы, заявление принято ответчиком к рассмотрению. Полагает, что Марчинко Е.Н. свои обязанности по предоставлению документов (заявительный порядок) выполнила в полном объеме, ею официально представлены документы о размере заработной платы за период работы в товариществе с ограниченной ответственностью "Фактор", ответчик достоверность представленных документов не оспаривал, также не оспаривал размер заработной платы Марчинко Е.Н, соответствующих доказательств не представил, соответственно, ответчик должен был их учесть при перерасчете пенсии.
В судебном заседании представитель по доверенности Соколянская Н.В. поддержала кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что с 24 мая 2017 года Марчинко Е.Н. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пенсионным органом при расчете размера страховой пенсии Марчинко Е.Н. учтен общий трудовой стаж для определения пенсионного капитала по состоянию на 31 декабря 2001 года продолжительностью 10 лет 04 месяца 04 дня, в том числе периоды работы в товариществе с ограниченной ответственностью "Фактор" с 07 января 1995 года по 04 октября 1999 года.
В расчет страховой пенсии по старости пенсионным органом не включен среднемесячный заработок за период работы в товариществе с ограниченной ответственностью "Фактор" с 07 января 1995 года по 04 октября 1999 года, поскольку Марчинко Е.Н. не представлены документы о заработной плате до 01 января 2002 года за время работы в товариществе с ограниченной ответственностью "Фактор", а в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица информация о заработке отсутствовала.
17 августа 2020 года Марчинко Е.Н. через личный кабинет портала государственных услуг обратилась в ГУ-УПФР в г. Сочи Краснодарского края с заявлением о перерасчете пенсии с учетом периода работы с 01 марта 1982 года по 31 марта 1985 года в гостиничном комплексе "Дагомыс" Сочинского объединения ГК СССР по иностранному туризму.
21 октября 2020 года решением ГУ-УПФР в г. Сочи Краснодарского края N/В истцу Марчинко Е.Н. произведен перерасчет пенсии, размер которой с 01 сентября 2020 года составил 10 167, 25 рублей.
Судами также установлено, что на момент обращения в суд Марчинко Е.Н. в ГУ-УПФР в г. Сочи Краснодарского края, а также на момент принятия судом первой инстанции оспариваемого решения с заявлением о перерасчёте размера пенсии с учетом заработной платы в товариществе с ограниченной ответственностью "Фактор", с приложением справок о заработной плате за период работы в указанной организации не обращалась.
После принятия оспариваемого решения, 15 февраля 2022 года Марчинко Е.Н. обратилась с заявлением в ГУ-УПФР в г. Сочи Краснодарского края о перерасчете размера страховой пенсии за периоды до 01 января 2015 года в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" на основании архивных справок о заработной плате N8 от 07 октября 1999 года, N9 от 07 октября 1999 года.
24 февраля 2022 года решением Отдела по установлению пенсий N19 Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Крансодарскому краю N Марчинко Е.Н. отказано в перерасчете размера страховой пенсии.
Суд первой инстанции, разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствуясь положениями статей 11, 12, 15, 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходил из того, что перерасчет страховой пенсии по старости в сторону увеличения носит заявительный характер с приложением документов, подтверждающих право на увеличение размера пенсии, при этом пенсионным органом произведен Марчинко Е.Н. перерасчет пенсии по старости на основании письменного заявления истца от 17 августа 2020 года.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
На основании пункта 3 статьи 36 приведенного закона со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с абзацем 7 пункта 3 статьи 30 указанного выше Закона, при определении расчетного размера трудовой пенсии во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N16/19па, определено, что среднемесячный заработок застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000-2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета.
Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета.
В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях для исчисления пенсии принимаются также: расчетные книжки или справки, выданные профсоюзными органами, с участием которых были заключены договоры о работе лиц у отдельных граждан, с указанием заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации, занятых на государственных предприятиях и в организациях бытового обслуживания населения; копии лицевых счетов, выдаваемые архивными организациями.
В подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже (за исключением трудовой книжки) и среднемесячном заработке, и подлинники или копии других документов, предусмотренных настоящим Перечнем, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами или должностными лицами.
Согласно письму Минтруда Российской Федерации N 8389-ЮЛ, Пенсионного Фонда Российской Федерации N ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 года "О некоторых вопросах определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников", в случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Порядок перерасчета и корректировки размера пенсии, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", регламентирован в Правилах обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному социальному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 884н от 17 ноября 2014 года (далее - Правила).
Согласно пункту 47 Правил перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
На основании пункта 48 Правил заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по выбору заявителя.
Заявление о перерасчете размера пенсии принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Судом установлено, что 17 августа 2020 года истец Марчинко Е.Н. с заявлением о перерасчете размера пенсии с учётом заработной платы в товариществе с ограниченной ответственностью "Фактор" с приложением справок о заработной плате за период работы в указанной организации с 1995 года по 1999 года не обращалась.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованным выводам о том, что для перерасчета размера пенсии истца с 17 августа 2020 года с учетом периода работы в товариществе с ограниченной ответственностью "Фактор" с 07 января 1995 года по 04 октября 1999 года требуются надлежащие и допустимые доказательства обращения с соответствующим заявлением в пенсионный орган, которые судам не представлены.
При этом судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции принимает во внимание, что доводы кассационной жалобы выходят за рамки заявленных предмета и основания иска, в отношении которых постановлены судебные акты. То обстоятельство, что в результате произведенного ответчиком перерасчета страховой пенсии по старости фактически размер пенсии не увеличен, не являлось доводом искового заявления, и, соответственно, предметом исследования.
Все доказательства получили оценку суда в обжалуемом решении - по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе с точки зрения достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности.
Доводы, приведенные истцом в кассационной в жалобе, являлись предметом исследования как суда первой, так и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводы судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
При таких обстоятельствах решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 23 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 мая 2022 года являются законными, принятыми в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для их отмены согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 23 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Марчинко Е.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.