Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
Мельников В.А, рассмотрев единолично без проведения судебного заседания кассационную жалобу ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" на решение мирового судьи судебного участка N 88 Феодосийского судебного района (городской округ Феодосия) Республики Крым от 24 декабря 2021 года и апелляционное определение Феодосийского городского суда Республики Крым от 05 июля 2022 года по гражданскому делу по иску ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Феодосия к Слинченко Татьяне Владиславовне, Слинченко Олегу Витальевичу, третьи лица: ГСП "Юг", Администрация города Феодосии о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг по содержанию и обогреву мест общего пользования,
УСТАНОВИЛ:
ГУП Республики Крым "Крымтеплкоммунэнерго" в лице филиала в
г. Феодосии, уточнив свои исковые требования, обратилось в суд с исковым заявлением к Слинченко Т.В, Слинченко О.В. о взыскании задолженности по оплате поставленной тепловой энергии по содержанию и обогреву мест общего пользования в жилом "адрес", расположенном по "адрес" период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 372, 33 рублей, а также, 400 рублей в счет возмещения расходов по оплате госпошлины. Требования мотивированы тем, что ответчики проживают в "адрес" указанном доме и являются получателями услуг по теплоснабжению мест общего пользования. Истец свои обязательства выполнял в полном объеме, однако, ответчики отказываются оплачивать образовавшуюся задолженность.
Решением мирового судьи судебного участка N 88 Феодосийского судебного района от 24 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Феодосия отказано.
Апелляционным определением Феодосийского городского суда Республики Крым от 05 июля 2022 года решение мирового судьи судебного участка N 88 Феодосийского судебного района от 24 декабря 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" по доверенности ФИО8 поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, с принятием нового об удовлетворении исковых требований. Кассатор полагает, что судами допущены нарушения в применении норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы заявитель указывает, что отсутствие в местах общего пользования дома обогревательных приборов, стояков отопления и изоляции разводки магистральных трубопроводов по подвалу дома не исключает возможность теплоотдачи, для теплоснабжения общего имущества МКД. Также полагает, что суды пришли к ошибочному выводу о применении компенсаторного механизма в отношении ответчиков.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом первой и апелляционной инстанций, многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", подключен к системе централизованного отопления, поставку тепловой энергии в помещения МКД осуществляет истец.
Слинченко Т.В. и Слинченко О.В. являются собственниками "адрес" в "адрес", о чём свидетельствует выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ N N.
Часть квартир в данном МКД отапливается за счёт системы централизованного теплоснабжения, поставляемой ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго". Общая площадь МКД составляет "данные изъяты" кв.м, площадь жилых помещений с централизованным отоплением составляет "данные изъяты" кв.м, площадь помещений с автономным отоплением - "данные изъяты" кв.м. Дом коллективным прибором учёта не оборудован. Приборы отопления в местах общего пользования отсутствуют. Площадь помещений, входящих в состав общего имущества МКД составляет "данные изъяты" кв.м... Около 65 % МКД оборудовано системой централизованного отопления.
Выпиской из протокола N 16 от 18 августа 2021 года Межведомственной комиссии по рассмотрению заявлений потребителей коммунальной услуги по отоплению о наличии (отсутствии) приборов отопления в местах общего пользования многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, подтверждено, что в МКД, расположенном по адресу: "адрес" приборы отопления в местах общего пользования отсутствуют. Принято решение включить данный многоквартирный дом в реестр МКД, не имеющих приборов отопления в местах общего пользования, и определять размер платы за коммунальную услуг по отоплению с учетом отсутствия отопительных приборов и иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления во всех помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений данного МКД.
Истец не оспаривал факт отсутствия исправных приборов отопления в подъездах указанного МКД, а также, что у ответчика имеется автономное отопление.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 210, 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 30, 36, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 23 июня 2015 года N 25, правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, и исходил из того, что квартира ответчиков снабжена автономным отоплением, в связи с чем, отопление мест общего пользования МКД N по "адрес" в "адрес" производится, в том числе, за счет автономного отопления ответчика. Ввиду чего, пришел к выводу о возможности применения компенсаторного механизма, поскольку МКД по "адрес" в "адрес" коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии не оснащен, начисления производятся по формулам 2, 2 (4), 2(6) приложения N2 Правил 354. При этом мировой судья указал, что отказ в удовлетворении исковых требований не повлечет за собой нарушения баланса прав всех жильцов дома, поскольку не предполагает доначисление данной суммы другим лицам.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами мирового судьи согласился, указав, о правомерности суждения о недобросовестном поведении истца, выразившееся в несвоевременном предоставлении счета на оплату за отопление мест общего пользования, что лишило ответчика возможности защищать свои нарушенные права.
Однако суд кассационной инстанции такими выводами судов первой и апелляционной инстанций согласиться не может, ввиду следующего.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (пункты 1, 3 часть 1 статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения, и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов, по общему правилу, не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170).
В силу положений частей 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Учитывая приведенное правовое регулирование, предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает тепло.
Пунктом 37 Обзора судебной практики N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 ноября 2019 года, разъяснено, что отказ собственников от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажом системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления.
Совокупность приведенных норм материального права и их толкования предполагает, что собственник помещения в доме, оборудованном центральным отоплением, освобождается от оплаты коммунальной услуги по отоплению лишь при совокупности следующих юридически значимых обстоятельств: изначальное отсутствие в помещении элементов отопления (либо демонтаж системы отопления в установленном законом порядке с переходом на иной вид теплоснабжения); надлежащая изоляция проходящих через помещение элементов внутридомовой системы отопления.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354) в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2 (1), 2 (3) и 2 (4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (абзац второй пункта 42(1));
- размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 данных Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к названным Правилам (абзац первый пункта 44);
- если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенная в соответствии с пунктом 44 данных Правил, за такой расчетный период потребителям не начисляется (пункт 45).
Предусмотренный абзацем вторым пункта 42(1) Правил N 354, во взаимосвязи с формулой 2 приложения N 2 к данным Правилам, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме основывается на общем принципе распределения фактически потребленного всеми помещениями многоквартирного дома объема (количества) тепловой энергии пропорционально площади конкретного жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. При этом приведенное правовое регулирование предполагает, что плата за отопление, подлежащая внесению собственниками и пользователями жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения, по общему правилу, включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам.
Следовательно, общая площадь помещений входящих в состав общего имущества многоквартирного дома не может быть равна 0.
Из материалов дела следует, что многоквартирный дом подключен к системе центрального теплоснабжения. Реконструкция системы теплоснабжения не производилась, соответствующее решение общего собрания собственников помещений не принималось, многоквартирный дом от централизованной системы отопления не отключен. Отсутствие отопительных приборов и трубопроводов системы отопления в местах общего пользования многоквартирного дома не исключает факт оказания истцом коммунальной услуги по предоставлению тепловой энергии в целях содержания общего имущества дома, способствующей поддержанию необходимого теплового режима в местах общего пользования.
Указанные доводы истца, не получили надлежащей правовой оценки со стороны нижестоящих судебных инстанций.
Выводы мирового судьи о наличии оснований для применения компенсаторного механизма также не основаны на установленных по делу обстоятельствах и сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Руководствуясь принципом диспозитивности гражданского процесса, предусмотренным частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", суд должен принимать решение только по заявленным истцом требованиям, которые рассматриваются и разрешаются по указанным истцом основаниям, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Принцип диспозитивности, закрепленный в статьях 3, 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, которые имеют возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом.
В данном случае мировой судья вышел за пределы рассматриваемых требований, применив компенсаторный механизм к ответчикам, которые соответствующих встречных требований не заявляли.
Допущенные мировым судьей нарушения не были устранены судом апелляционной инстанции, доводы апелляционной жалобы надлежащей оценки не получили.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела и без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), суд кассационной инстанции считает необходимым отменить апелляционное определение Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 июля 2022 года с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с заявленными требованиями, установленными по делу обстоятельствами и подлежащими применению нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь частью 10 статьи 379.5, статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
апелляционное определение Феодосийского городского суда Республики Крым от 05 июля 2022 года - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Судья В.А. Мельников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.