Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, о возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 6 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
установила:
ФИО3 обратился в суд с иском к Центру ПФР N 2 по установлению пенсий в Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, о возложении обязанности по включению спорных периодов работы в стаж для назначения страховой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указано, что решением Центра ПФР N 2 в Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия двенадцати лет шести месяцев специального стажа, требуемого для определения права на досрочную пенсию по старости.
При этом пенсионным органом не засчитаны в стаж следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электромонтера по ремонту электрооборудования цеха N на ВПО "Химпром", так как документально невозможно подтвердить условия и характер работы (производство химической промышленности), и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в котельных цехах электростанций в ФОАОЭИЭ "Волгоградэнерго" "Спецэнергоремонт", так как документально не подтверждаются условия и характер работы, предусмотренной Списком N 2, раздел XIII, код 2140000А-18455, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N10 (невозможно установить 80% занятости на ремонте котельного и турбинного оборудования).
Однако, справкой открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Волгоградэнерго" от ДД.ММ.ГГГГ за N уточнены особый характер работы или условия труда, которые необходимы для назначения льготной пенсии, и подтверждающие постоянную занятость истца на льготной работе.
В соответствии с указанной справкой, истец работал в филиале ОАО "Волгоградэнерго" "Спецэнергоремонт" в цехах и производствах, предусмотренных Списком N 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10: с ДД.ММ.ГГГГ (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ N/о от ДД.ММ.ГГГГ) в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования в котельных цехах электростанций, занятого на ремонте и обслуживании электрооборудования котельных цехов электростанций, что предусмотрено Списком 2, разделом ХШ. Код позиции 2140000а -18455.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО3 просил суд признать незаконным решение Центра ПФР N 2 в Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N; возложить на Центр ПФР N 2 в Волгоградской области обязанность устранить допущенное нарушение и засчитать в специальный трудовой стаж истца период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Советского районного суда г. Волгограда от 12 января 2022 года произведена замена ответчика- Государственного учреждения- Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области N 2 на его правопреемника- Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области (далее-ГУ ОПФР по Волгоградской области).
Решением Советского районного суда г. Волгограда от 12 января 2022 года исковые требования ФИО3 оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 6 июля 2022 года решение суда первой инстанции от 12 января 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым суд признал незаконным решение Центра установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области N 2 от 12 мая 2021 года об отказе ФИО3 в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ; на ГУ ОПФР по Волгоградской области возложена обязанность включить в специальный страховой стаж истца период трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в котельных цехах электростанций в ФОАОЭИЭ "Волгоградэнерго" "Спецэнергоремонт", и назначить ему пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В кассационной жалобе ГУ ОПФР по Волгоградской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения. В качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта заявитель ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, от ответчика поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также-Закон N 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Закона N 400-ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Закона N 400-ФЗ, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
Согласно части 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 30 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Закона N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "б" пункта 1 данного Постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, согласно разделу "XXXIII Общие профессии" пользуются: слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.
Правом на досрочное пенсионное обеспечение обладают не все электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, а только те, которые заняты полный рабочий день ремонтом и обслуживанием котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования топливоподачи, при условии работы на твердом топливе и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.
Согласно пункту 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, работ, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно частям 1, 2 статьи 14 Закона N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно подпункту "а" пункта 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда и социального развития от 28 ноября 2014 года N 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Возможность назначения досрочной страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста некоторым категориям граждан обуславливается выполнением ими работы, связанной с повышенным воздействием на здоровье вредных факторов производства, влекущих увеличение с их стороны затрат психологических и физических ресурсов организма.
Судом установлено и из материалов дела следует, что решением территориального органа ПФР от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО3 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия 12 лет 6 месяцев специального стажа, требуемого для определения права на досрочную страховую пенсию по старости, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При этом пенсионным органом не засчитаны в стаж истца следующие периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электромонтера по ремонту электрооборудования цеха N на ВПО "Химпром", так как документально не подтверждены условия и характер работы (производство химической промышленности), - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в котельных цехах электростанций в ФОАОЭИЭ "Волгоградэнерго" "Спецэнергоремонт", так как документально не подтверждены условия и характер работы, предусмотренной Списком N раздел XIII код 2140000А-18455, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N10 (невозможно установить 80% занятости на ремонте котельного и турбинного оборудования).
В специальный стаж включено 6 лет 11 месяцев 4 дня.
Разрешая спор и отказывая во включении в специальный стаж периода работы с 18 января 1995 года по 31 декабря 2001 года в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в котельных цехах электростанций в ФОАОЭИЭ "Волгоградэнерго" "Спецэнергоремонт", суд первой инстанции исходил из того, что документально не подтверждаются условия и характер работы, предусмотренной Списком N 2 от 1991 г, поскольку невозможно установить 80% занятости на ремонте котельного и турбинного оборудования. Суд также указал на то, справка от 13 июня 2007 года N 70-06/259, выданная истцу работодателем, не подтверждает его занятость не менее 80% рабочего времени на ремонте котельного и турбинного оборудования, а сведения индивидуального (персонифицированного) учета за периоды после даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ) представлены работодателем без указания кода льготных условий труда, что исключает возможность включения спорного периода в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами районного суда и отменил решение об отказе в удовлетворении иска. Принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда указала, что факт работы истца в особых условиях подтверждается уточняющей справкой открытого акционерного общества энергетики и электрофикации от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что истец работал в филиале ОАО "Волгоградэнерго" Спецэнергоремонт" в цехах и производствах, предусмотренных Списком N 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования в котельных цехов электростанций, занятого на ремонте и обслуживании электрооборудования котельных цехов электростанций (раздел ХШ, код позиции 2140000а-18455).
В этой справке также указано на то, что в спорный период трудовой деятельности истца отсутствовали периоды которые не могли быть засчитаны в его специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии. Данная справка выдана на основании штатного расписания, личной карточки формы Т-2 расчетно-платежных ведомостей и книги приказов.
Суд апелляционной инстанции указал, что данной справкой работодатель подтвердил соответствие выполняемой истцом работы в спорный период времени Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, так как они основаны на правильном применении норм материального права и на установленных по делу обстоятельствах, получивших надлежащую оценку.
Приведенные в кассационной жалобе доводы об отсутствии оснований для включения спорного периода работы истца в льготный стаж, поскольку из уточняющей справки не следует, что ФИО7 был занят на ремонте котельного и турбинного оборудования более 80% времени, исключительно направлены на иную оценку собранных по делу доказательствах, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы жалобы о том, что суд апелляционной инстанции, удовлетворяя требования истца, вышел за пределы исковых требований, определив дату с которой подлежит назначению пенсия, не могут служить основанием для отмены судебных актов, поскольку не подтверждают наличие судебной ошибки, повлиявшей на исход рассмотрения спора.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами суда и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам, указанным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 6 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.