Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Егоровой Е.С. и Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шичиях З.Г. к Министерству здравоохранения Республики Адыгея, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Адыгея "Адыгейская республиканская клиническая стоматологическая поликлиника" о признании незаконным и отмене решения об отказе в заключении договора, возложении обязанности заключить договор, по кассационной жалобе Шичиях З.Г, поступившей с делом 11 октября 2022 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 3 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Шичиях З.Г. обратилась в суд с настоящим иском к Министерству здравоохранения Республики Адыгея, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Адыгея "Адыгейская республиканская клиническая стоматологическая поликлиника" в котором указала, что она имеет высшее медицинское образование, квалификацию врач-стоматолог по специальности "Стоматология". 1 октября 2020 г. была принята на работу на должность врача-стоматолога в стоматологический кабинет п. Яблоновский Тахтамукайского района. Для работы в указанной должности она переехала в пгт. Яблоновский и зарегистрировалась по адресу: "адрес".
Шичиях З.Г. обратилась к ответчику с заявлением на заключение договора на осуществление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам. Ответчиком было принято решение об отказе в заключении договора на осуществление единовременной компенсационной выплаты, в связи с отсутствием права на предоставление единовременной компенсационной выплаты, а именно трудоустройство в ГБУЗ РА "Адыгейская республиканская клиническая стоматологическая поликлиника" 1 октября 2020 г. Истец полагает, что решение Министерства здравоохранения Республики Адыгея об отказе в заключении договора на осуществление единовременной компенсационной выплаты является незаконным, так как она соответствует условиям для получения указанной выплаты.
Просила суд признать данный отказ незаконным и отменить его, обязать Министерство здравоохранения Республики Адыгея заключить с ней договор на осуществление единовременной компенсационной выплаты.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 14 марта 2022 г. исковые требованиях Шичиях З.Г. удовлетворены.
Признано незаконным решение Министерства здравоохранения Республики Адыгея N 033-12664 от 29 ноября 2021 г. об отказе в заключении договора на осуществление единовременной компенсационной выплаты.
Обязано Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Адыгея "Адыгейская республиканская клиническая стоматологическая поликлиника заключить с Шичиях З.Г. договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, как медицинскому работнику прибывшему (переехавшему) на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо в город с населением до 50 тысяч человек, на основании ее заявления от 22 ноября 2021 г.
Обязано Министерство здравоохранения Республики Адыгея произвести единовременную компенсационную выплату Шичиях З.Г. в размере 1 000 000 руб, как медицинскому работнику прибывшему (переехавшему) на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо в город с населением до 50 тысяч человек.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 3 июня 2022 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое постановление об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований Шичиях З.Г.
В кассационной жалобе истец просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 3 июня 2022 г..отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов указывает, что для работы в указанной должности в данном лечебном учреждении истец она переехала из г..Краснодара в пгт. Яблоновский. С 19 августа 2021 г..и по настоящее время Шичиях 3. Г. зарегистрирована по месту жительства и проживает по адресу: "адрес", что подтверждается записями в ее паспорте. Тем самым Шичиях 3. Г. отвечает требованиям, предъявляемым к лицам, претендующим на получение единовременной выплаты в связи с переездом на работу в сельскую местность. Закон прямо предусматривает компенсационные выплаты для медицинских работников, переехавших на работу в сельский населенный пункт. Каких-либо ограничений данного положения вышеуказанные нормы закона не содержат. Поэтому у Министерства здравоохранения Республики Адыгея отсутствовали законные основания для отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Отказывая в удовлетворении требований истца суд апелляционной инстанции указал, что "истец изначально была трудоустроена в медицинскую организацию МБУЗ "Яблоновская поликлиника" в 2009 году. В последующем данная организация была переименована и реорганизована путем присоединения к ГБЗ РА "Тахтамукайская ЦРБ", в связи с чем Шичиях 3. Г, неоднократно переводилась на должность врача стоматолога-терапевта. Однако, истец просит выплатить единовременную компенсационную выплату по факту трудоустройства и прибытия на работу ни в эти медицинские организации, а по факту трудоустройства по трудовому договору от 1 октября 2020 г..с ГБУЗ РА "Адыгейская республиканская клиническая стоматологическая поликлиника, прибытия (переезда) 19 августа 2021 г..из г..Краснодар в пгт.
Яблоновский, для работы в ГБУЗ РА "Адыгейская республиканская клиническая стоматологическая поликлиника". В трудовой книжке Шичиях 3. Г. под записью N8 от 30 сентября 2020 г..указано, что она уволена в порядке перевода с согласия работника в ГБУЗ РА "Адыгейская республиканская клиническая стоматологическая поликлиника" согласно пункта 5 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, 30 сентября 2020 г. Шичиях 3. К. согласно пункта 5 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ была переведена по ее просьбе или с ее согласия на работу к другому работодателю, то есть фактически и юридически поменяла место работы. При этом 1 октября 2020 г. был заключен трудовой договор с ГБУЗ РА "Адыгейская республиканская клиническая стоматологическая поликлиника, который имеется в материалах дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что согласно отметке в паспорте, Шичиях З.Г. с 25 мая 2010 г. до 19 августа 2021 г, была зарегистрирована по месту постоянного жительства в "адрес" (л. д. 11). Однако 19 августа 2021 г. истец была снята с регистрационного учета по указанному адресу и в тот же день зарегистрировалась в населенном пункте по адресу: "адрес", после чего обратилась с заявлением о заключении договора на получение единовременной компенсационной выплаты.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции указав, что истец изначально была трудоустроена в медицинскую организацию МБУЗ "Яблоновская поликлиника" в 2009 году. В последующем данная организация была переименована и реорганизована путем присоединения к ГБЗ РА "Тахтамукайская ЦРБ", в связи с чем, Шичиях З.Г. неоднократно переводилась на должность врача стоматолога-терапевта. Отсюда, в зависимости от критериев оценки, следует, что либо истица, начиная с 2009 года, фактически не меняла место работы, а лишь юридически менялось наименование места работы и должность в связи с реорганизацией медицинского учреждения, либо смена места работы имела место, но в пределах одного и того же сельского населенного пункта - пгт. Яблоновский. В любом случае, переезд или прибытие на место работы в сельскую местность отсутствует, и восполнение кадрового дефицита медицинских учреждений сельской местности не произошло, вследствие чего пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Шичиях З.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции обоснованными, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ) установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
Согласно части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ, из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в части 12.2 названной статьи.
В частности, частью 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются только при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, который должен устанавливать помимо ряда необходимых условий обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить с медицинским работником, указанным в части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ, договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения, предусматривающего:
обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения (подпункт "а" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ);
порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "б" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ);
возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в пункте "а" данного пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду (подпункт "в" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ);
ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" этого же пункта (подпункт "г" пункта 3 части 12.2 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ).
Правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N 1868-О, от 27 октября 2015 г. N 2483-О).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N1640 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", одним из направлений которой является подпрограмма "Развитие кадровых ресурсов здравоохранения", предусматривающая, в том числе государственную поддержку отдельных категорий медицинских работников.
Приложением к государственной программе являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.
Условиями предоставления субсидии являются утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, в размере 1 млн. рублей для врачей, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта), либо города с населением до 50 тыс. человек (подпункт "а" пункта 5 Правил).
В целях реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 18 апреля 2019 г. N 96 "О некоторых мерах по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек" утвержден аналогичный государственной программе Российской Федерации Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам на территории Республики Адыгея.
Единовременные компенсационные выплаты предоставляются Министерством однократно на основании заключенного между медицинским работником и медицинской организацией договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, по которому медицинский работник принимает обязательства, предусмотренные подпунктами "а" - "в" пункта 7 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско- акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, 48, 53; 2019, N5, 11, 15, 43, 49; 2020, N 14, 35, 51, 52).
22 ноября 2021 г. Шичиях З.Г. обратилась в Министерство здравоохранения Республики Адыгея с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб. как медицинскому работнику, прибывшему на работу в сельский населенный пункт.
29 ноября 2021 г. Министерством здравоохранения Республики Адыгея Шичиях З.Г. отказано в заключении договора на осуществление единовременной компенсационной выплаты, в связи с отсутствием права на предоставление единовременной компенсационной выплаты, а именно трудоустройство 1 октября 2020 г. в ГБУЗ РА "Адыгейская республиканская клиническая стоматологическая поликлиника".
Как следует из трудовой книжки истца (л. д. 14-15), 7 сентября 2009 г. Шичиях З.Г. была принята на работу врачом-стоматологом в МБУЗ "Яблоновская поликлиника", а приказом от 27 ноября 2012 г. переименованное в ГБУЗ РА "Яблоновская поликлиника". Впоследствии ГБУЗ РА "Яблоновская поликлиника" была реорганизована путем присоединения к ГБУЗ РА "Тахтамукайская центральная районная больница" с 1 июля 2015 г. на основании приказа N 123 от 28 апреля 2015 г.
8 сентября 2015 г. Шичиях З.Г. переведена на должность врача стоматолога-терапевта, однако 30 сентября 2020 г. уволена в порядке перевода в ГБУЗ РА "Адыгейская республиканская клиническая стоматологическая поликлиника".
1 октября 2020 г. истец принята на должность врача стоматолога-терапевта в стоматологический кабинет поселка Яблоновский Тахтамукайского района в порядке перевода (л. д. 14-15).
Согласно отметке в паспорте, Шичиях З.Г. с 25 мая 2010 г. до 19 августа 2021 г, была зарегистрирована по месту постоянного жительства в "адрес" (л. д. 11). Однако 19 августа 2021 г. истец была снята с регистрационного учета по указанному адресу и в тот же день зарегистрировалась в населенном пункте по адресу: "адрес", после чего обратилась с заявлением о заключении договора на получение единовременной компенсационной выплаты.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец изначально была трудоустроена в медицинскую организацию МБУЗ "Яблоновская поликлиника" в 2009 году. В последующем данная организация была переименована и реорганизована путем присоединения к ГБУЗ РА "Тахтамукайская ЦРБ", в связи с чем, Шичиях З.Г. неоднократно переводилась на должность врача стоматолога-терапевта. Оценивая установленные судом обстоятельства, суд апелляционной инстанции правильно указал, что либо истец, начиная с 2009 года, фактически не меняла место работы, так как лишь юридически менялось наименование места работы и должность в связи с реорганизацией медицинского учреждения, либо смена места работы имела место, но в пределах одного и того же сельского населенного пункта - п. Яблоновский. В любом случае, переезд или прибытие на место работы в сельскую местность отсутствует, и восполнение кадрового дефицита медицинских учреждений сельской местности не произошло.
Компенсационная природа единовременной выплаты призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными условиями не только проживания, но и работы по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.
Единовременная компенсационная выплата имеет целевое назначение, предоставляется в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений.
Право на получение выплаты по смыслу указанной выше части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предоставляется прибывшим на работу в сельский населенный пункт, или переехавшим на работу в сельский населенный пункт. Сама по себе территориальная смена места жительства значения не имеет. Право на выплату имеют специалисты, переехавшие или прибывшие не только на место жительства, но и на место работы в сельскую местность.
Следовательно, положения статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ, согласно которым единовременные компенсационные выплаты осуществляются медицинским работникам, прибывшим на работу в сельский населенный пункт, а также положения Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 18 апреля 2019 г. N 96, не могут при данных обстоятельствах применяться к истцу.
Переезд истца к месту жительства без переезда или прибытия к месту работы в сельскую местность, а затем необоснованное указание на то, что она якобы переехала, чтобы работать в сельской местности, представляет из себя попытку воспользоваться законодательством с целью получения материальной выгоды, и данные действия следует расценивать как злоупотреблением правом по признакам статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, поскольку истец не отвечает установленным критериям для получения единовременной компенсационной выплаты, и в ее действиях имеется злоупотребление правом, довод кассационной жалобы о необходимости возложения на Министерство здравоохранения Республики Адыгея обязанности заключить с Шичиях З.Г. договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, не соответствует подлежащим применению нормам права и юридически значимым, установленным при рассмотрении дела, обстоятельствам, а потому является несостоятельным.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения требований Шичиях З.Г. не имеется.
Доводы кассационной жалобы истца аналогичны основаниям заявленных в исковом заявлении и в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции, по существу они направлены на переоценку выводов суда, основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела, ошибочном толковании норм материального права, а потому не могут служить основанием для отмены правильных по существу судебных актов.
Существенных нарушений норм процессуального права по делу не допущено.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 3 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Шичиях З.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Е.С. Егорова
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.