Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Комбаровой И.В, судей Песоцкого В.В, Харитонова А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании путем видеоконференц-связи гражданское дело по исковому заявлению Колобова Максима Олеговича к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о денежной компенсации морального вреда, вызванного причинением вреда здоровью, по кассационной жалобе Колобова М.О. на решение Дубовского районного суда Волгоградской области от 11 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 июля 2022 года, Заслушав доклад судьи Комбаровой И.В, выслушав участников процесса, судебная коллегия
установила:
Колобов М.О. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, УФСИН по Волгоградской области, ФСИН России о взыскании денежной компенсации морального вреда вызванного причинением вреда здоровью, в размере 3 000 000 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что согласно приговору Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 31 января 2019 года он был осужден к 2 годам 6 месяцам лишения свободы с отбывание наказания в колонии строгого режима. Ранее был осужден по приговору Дзержинского районного суда г. Волгограда от 21 января 2016 года по ч. 3 ст. 158 УК РФ и отбывал наказание в ИК-9 УФСИН по Волгоградской области.
При поступлении в ИК-6 УФСИН по Волгоградской области был здоров, спустя полгода у него обнаружен туберкулёз в открытой форме и поставлен диагноз "инфильтративный туберкулез правого легкого в фазе распада и обсеменения", в связи с чем, ему была присвоена 2 группа инвалидности и требуется операция.
В последнее время содержался в ЛИУ-15 УФСИН по Волгоградской области, где проведение операции невозможно.
Истец утверждает, что в отношении него были нарушены нормы Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", в результате чего он получил тяжкое заболевание.
Кроме того полагает, что между действиями администраций исправительных учреждений и наступившими последствиями по получению заболевания имеется прямая причинная связь.
Решением Дубовского районного суда Волгоградской области от 11 марта 2022 года в удовлетворении требований Колобова М.О. отказано.
С Колобова М.О. в пользу государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Волгоградское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" взыскано 58 066 рублей в счёт оплаты экспертизы.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 июля 2022 года вышеуказанный судебный акт оставлен без изменения, жалоба истца без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене судебных актов.
Кассатор Колобов М.О. доводы жалобы поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных постановлений по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия кассационного суда в соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Как следует из материалов дела, приговором Дзержинского районного суда г. Волгограда от 20 января 2016 года Колобов М.О. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ; ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком 3 года с отбывание наказания в исправительной колонии строгого режима.
Также установлено, что приговором Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 31 января 2019 года Колобов М.О. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. "а, г" ч.2 ст. 161 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы на 2 года 8 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Как следует из приговора Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 31 января 2019 года Колобов М.О. на момент осуждения имел тяжелое хроническое заболевание, являлся "данные изъяты".
Согласно выписке, выданной филиалом "Туберкулезная больница N 1" Федерального казённого учреждения здравоохранения "Медико-санитарной части N 34" Федеральной службы исполнения наказаний России, у Колобова М.О. было установлено заболевание: инфильтративный туберкулез верхней доли правого легкого. Осумкованный плеврит справа. Бронхоплевроторакальный свищ справа. МБТ (-) группа диспансерного наблюдения. Туберкулезный процесс в легких впервые выявлен в сентябре 2017 года в ИК-9 при прохождении очередного обследования.
Как следует из исследовательской части заключения комиссии экспертов от ДД.ММ.ГГГГ N-гр, - туберкулезный процесс в легких Колобова М.О. впервые выявлен в сентябре 2017 года при прохождении очередного обследования, после чего Колобов М.О. был переведён на лечение в "Туберкулёзную больницу N 1", где находился с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выписан из стационара по окончании срока заключения. Вновь в исправительном учреждении он содержался с ДД.ММ.ГГГГ, освобождён - ДД.ММ.ГГГГ.
Изложенное свидетельствует о том, что Колобов М.О. находился под стражей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выводам заключения судебно-медицинской экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ N-гр, каких-либо недостатков в оказании медицинской помощи Колобову М.О во время его обследования (диагностике) и лечения в МЧ-11 ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не установлено. Медицинская помощь Колобову М.О. во время его обследования и лечения МЧ-11 ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в Туберкулезной больнице N 1 ФКУЗ МСЧ N 34 ФСИН России в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оказывалась правильно и в полном объёме.
Рассматривая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с чем согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 12, 101 Уголовного исполнительного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона Российской Федерации от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьями 151, 1011, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, на основании объяснений сторон, фактических обстоятельств дела, установив, что истцом в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ не представлено доказательств причинно-следственной связи между причинением вреда здоровью Колобова М.О. незаконным бездействием должностных лиц лечебных учреждений ФСИН России, наличии причинно-следственной связи между их действиями (бездействием) и наступившими последствиями.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам при правильном применении норм материального и процессуального права.
Данные выводы подробно мотивированы, оснований не согласиться с ними у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы истца о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела не принимаются во внимание, поскольку были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций и отклонены ими применительно к установленным обстоятельствам, не опровергают выводы судов, и не свидетельствуют о допущенных нарушениях норм материального и процессуального права.
Принимая во внимание установленный истцу диагноз - туберкулез, являющийся инфекционным заболеванием, вызываемым микобактериями и передающимся воздушно-капельным путем, имеющим скрытый период течения заболевания, выявляемый только при медицинском освидетельствовании, в связи с чем установить момент возникновения заболевания медицинскими методами невозможно, учитывая периодичность прохождения медицинского обследования осужденным в исправительном учреждении, суды правомерно не усмотрели наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) должностных лиц лечебных учреждений ФСИН России и наступившими неблагоприятными последствиями для истца - наличием заболевания туберкулез, вследствие чего правовых оснований для возложения обязанности на ответчиков по компенсации морального вреда истцу не имелось.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований Колобова М.О. о компенсации морального вреда, причиненного здоровью, обоснованно отказано.
В ходе рассмотрения дела каких-либо доказательств того, что истцом получено заболевание туберкулезом вследствие ненадлежащих условий содержания учреждениях ФСИН России, истцом представлено.
Вопреки доводам кассатора, последним не представлено доказательств причинения ему вреда виновными действиями сотрудников исправительных учреждений. Совершив преступление и отбывая справедливое наказание за их совершение, Колобов М.О. приобретает правовой статус осужденного лица, на которое наложены соответствующие ограничения в пользовании некоторыми правами и свободами, присущими общему правовому статусу.
Имея диагностированное заболевание - туберкулез, Колобов М.О. согласно имеющимся в материалах дела доказательствам, получал соответствующую медицинскую помощь и лечение в условиях лечебных учреждений пенитенциарной системы РФ.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания не согласится с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы, поскольку они основаны на правильном применении норм права, выводы, сделанные судами, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Согласно данным медицинской литературы микобактерия туберкулеза передается воздушно-капельным путем. Заболевание может развиться в любое время, независимо от места нахождения и социального положения человека. Отрицательными факторами для развития заболевания являются: снижение иммунных сил организма, стрессы и др.
Сам факт выявления у истца заболевания "туберкулез" во время отбывания наказания в местах лишения свободы не может служить бесспорным доказательством того, что исправительное учреждение является причинителем вреда, и того, что заболевание возникло у истца вследствие его ненадлежащего содержания в исправительном учреждении.
Показателем инфицированности является реакция манту. Чтобы утверждать, что больной заразился в учреждении УФСИН России, истец должен представить: -документ, подтверждающий, что до момента взятия под стражу реакция Манту ежегодно была стойко отрицательной, не было "виража туберкулиновой пробы"; документ, подтверждающий, отсутствие контакта с больным туберкулезом в течение двух лет до момента взятия под стражу (срок инкубационного периода туберкулеза от 3 месяцев до 2 лет).
Истцом не доказана вина учреждения в том, что он заразился туберкулезом именно в учреждении УФСИН России во время отбывания наказания, следовательно, моральный вред не подлежат возмещению.
Материалами дела подтверждено, что должностные лица государственных органов исправительной системы после выявления заболевания истцу предоставил лечение, что свидетельствует о том, лечебными учреждениями УФСИН России были предприняты все исчерпывающие меры, направленные на предотвращение возможного заражения. Нарушения государственными органами санитарно-эпидемиологических правил содержания лиц под стражей материалами дела не подтверждено.
Факт же оказания истцу надлежащей медицинской помощи - подтвержден.
Следовательно, как верно указано судами, истцом в обоснование своих требований не представлено доказательств, подтверждающих причинно-следственную связь между действиями ответчиков и нарушением неимущественных прав истца, а также факт причинения ему нравственных страданий.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы проверены судом кассационной инстанции, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судами ранее, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали материалы дела, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы права.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Колобова М.О.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дубовского районного суда Волгоградской области от 11 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Колобова М.О. - без удовлетворения.
Председательствующий: И.В. Комбарова
Судьи В.В. Песоцкий
А.С. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.