Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Комбаровой И.В, судей Харитонова А.С, Песоцкого В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Керчи Республик Крым в интересах Шагиной Дарьи Александровны к администрации города Керчи Республики Крым о понуждении предоставления благоустроенного жилья, по кассационной жалобе главы администрации города Керчи Республики Крым ФИО9 на решение Керченского городского суда Республики Крым от 07 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 31 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Комбаровой И.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Стрелковского С.Н. о законности и обоснованности принятых по делу судебных актов, Шагину Дарью Александровну, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Заместитель прокурора города Керчи в интересах Шагиной Дарьи Александровны обратился в суд с иском к администрации города Керчи Республики Крым о понуждении предоставления благоустроенного жилья.
Иск мотивировал тем, что Шагина Д.А. является лицом из числа детей, лишенных родительского попечения, постановлением администрации города Керчи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-п Шагина Д.А. включена в список на обеспечение жилым помещением, однако, обязательства по обеспечению Шагиной Д.А. жильем ответчиком не исполнены.
Согласно информации администрации города Керчи Республики Крым жилье Шагиной Д.А. будет предоставлено в порядке очередности. У Шагиной Д.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди по списку среди детей-сирот - "данные изъяты".
Заместитель прокурора обратил внимание суда на то, что требования законодательства не ставят на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников.
В иске отмечено, что в законодательстве отсутствуют указания на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории, просил обязать администрацию города Керчи Республики Крым предоставить благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 07 июня 2022 года исковые требования заместителя прокурора города Керчи в интересах Шагиной Дарьи Александровны к администрации города Керчи Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение удовлетворены.
Администрация города Керчи Республики Крым обязана предоставить Шагиной Дарье Александровн из специализированного жилищного фонда благоустроенное жилье, по норме предоставления не менее 25 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 31 августа 2022 года решение Керченского городского суда Республики Крым от 07 июня 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации города Керчи Республики Крым без удовлетворения.
В кассационной жалобе глава администрации города Керчи Республики Крым ФИО9, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене судебных постановлений по делу. Указывает, что на администрацию города Керчи не представляется возможным возложить обязанность по предоставлению благоустроенного жилья в данном случае, без предоставления финансовых ресурсов, поскольку данные требования противоречат законодательству Российской Федерации. В связи с недофинансированием со стороны исполнительного органа, на выполнение возложенных законодателем полномочий по приобретению и предоставлению вышеуказанной категории лиц благоустроенного жилья, за счет субвенций из бюджета Республики Крым, исполнение решение суда не представляется возможным.
В судебное заседание в кассационный суд явились: прокурор Стрелковский С.Н, Шагина Д.А, поддержавшие судебные акты и возражавшие против удовлетворения кассационной жалобы.
Другие участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность судебных актов, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, руководствуясь положениями части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 5, пунктов 1, 3, 7, 8, 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", положениями Закона Республики Крым от 18.12.2014 N 46-3РК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым", суд первой инстанции исходил из того, что ФИО11 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет жилого помещения, включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, до настоящего времени жилье ей не предоставлено, в связи с чем, имеет право на получение благоустроенного жилого помещения из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 25 квадратных метров общей площади жилого помещения, в границах муниципального образования городской округ Керчь, при этом обязанность по предоставлению жилого помещения ФИО11 должна быть возложена на администрацию г. Керчи за счет средств, предоставляемых из бюджета субъекта.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда и их правовым обоснованием согласился, указав, что ФИО11 является лицом, относящимся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей постановлением администрации города Керчи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 80/1-п ФИО11 включена в список на обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
Из сообщения администрации города Керчи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ следует, что у ФИО11 по состоянию на дату ответа номер очереди по списку среди детей-сирот - "данные изъяты".
Материалами дела подтверждается, что собственного жилья Шгина А.Д. не имеет, денежные средства на приобретение жилого помещения ей не выделялись, жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось, истец состоит в списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах у суда имелись основания для возложения на администрацию г. Керчи Республики Крым обязанности по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда.
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, которые соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
В силу пункта 7 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрено в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Наличие обстоятельств, перечисленных в ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ является основанием возникновения права лиц названной категории на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Нарушение данного права в силу ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для обращения в суд. Поскольку Щагина Д.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не является собственником, нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, у ней возникло право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, следовательно, исковые требования прокурора в его интересах удовлетворены обоснованно.
Доводы кассационной жалобы о том, что предоставление Шагиной Д.А. жилого помещения зависит от фактического перечисления денежных средств из бюджета Республики Крым не могут быть основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, поскольку действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения незамедлительно после возникновения соответствующего права, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость как от наличия финансирования на день возникновения права у названной категории лиц, так и от даты фактического перечисления денежных средств, выделяемых на данные цели.
В силу ст. 9 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46- ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым" органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права при рассмотрении дела не установлено.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, перечисленных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в ее удовлетворении надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 07 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 31 августа 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу главы администрации города Керчи Республики Крым ФИО9 - без удовлетворения.
Председательствующий: И.В. Комбарова
Судьи В.В. Песоцкий
А.С. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.