Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Губаревой С.А. и Руденко Ф.Г, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лиджиевой М.К. к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о взыскании денежной компенсации по оплате коммунальных услуг, по кассационной жалобе Лиджиевой М.К. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 6 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 15 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Лиджиева М.К. обратилась в суд к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о взыскании денежной компенсации по оплате коммунальных услуг, свои требования мотивировала тем, что с 01.08.1987 г. по настоящее время работает в БУ РК "Яшалтинская районная больница". Министерством меры по возмещению расходов, понесенных ею по оплате коммунальных услуг, не принимались.
На основании изложенного просила суд взыскать с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия денежную компенсацию по оплате коммунальных услуг всего в размере 54 091, 72 руб.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 6 июля 2022 г. в удовлетворении исковых требований Лиджиевой М.К. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 15 сентября 2022 года решение городского суда оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Лиджиева М.К. просит отменить вышеуказанные судебные акты, полагая, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование требований указывает, что в силу ч. 2 ст. 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г. N 5487-1 до 01 января 2005 г. врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
По смыслу вышеуказанной нормы врачи, начавшие трудовую деятельность и проработавшие до 1 января 2005 г. приобрели право на льготы по коммунальным услугам в полном объеме, независимо от изменения в последующем законодательства в данной сфере.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки. От истца поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в ее отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, а также учитывая необязательность явки сторон, ввиду подробно изложенной правовой позиции истца в кассационной жалобе, ответчика в апелляционной жалобе и в возражениях на исковое заявление, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Из материалов дела следует, что истец проживает в с. Яшалта Яшалтинского района Республики Калмыкия. С 1 августа 1987 г. по настоящее время работает в БУ РК "Яшалтинская районная больница" в должности врача, заведующего терапевтическим отделением, меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг не получала с 1 апреля 2020 г.
Истец, являясь медицинским работником и проживая в сельской местности, на основании части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г, имела право на предоставление указанной льготы.
Разрешая спор и отказывая в заявленных требованиях, суд первой инстанции исходил из того, что правовых оснований для взыскания с ответчика расходов по оплате за потребленный газ за период с октября 2021 г. по март 2022 г, за электроэнергию с апреля 2021 г. по март 2022 г. не имеется, поскольку постановление Правительства Республики Калмыкия N 78 от 19 марта 2021 г. "Об утверждении Порядка назначения ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений" отопления и освещения медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах (поселках городского типа) занятых на должностях государственных учреждениях здравоохранения Республики Калмыкия" с 1 января 2021 г. предусматривает предоставление ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, что не нарушает прав истца.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность принятого решения, согласился с указанными выводами суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции признает выводы суда первой и апелляционной инстанций правильными, соответствующими установленным судами обстоятельствам дела, существенных нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
В силу части 2 статьи 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г. N 5487-1 до 1 января 2005 г. врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Согласно части 2 статьи 99 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" с 1 января 2012 г. признаны утратившими силу Основы законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г. N 5487-1, статье 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривавшие рассматриваемые меры социальной поддержки.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2012 г... Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
По смыслу закона установление дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинским работникам с 1 января 2012 г. является правом, а не обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пункт 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" признал часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратившей силу.
Этим же Законом N 122-ФЗ в статью 63 Основ введены части 4, 5 и 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации - органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия N78 от 19 марта 2021 г. "Об утверждении Порядка назначения ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений" отопления и освещения медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах (поселках городского типа) занятых на должностях государственных учреждениях здравоохранения Республики Калмыкия", установлена выплата 1400 руб. ежемесячно.
Данный Порядок, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г, определяет правила предоставления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения следующим медицинским и фармацевтическим работникам: 1) медицинские и фармацевтические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятые на должностях в государственных учреждениях здравоохранения Республики Калмыкия; 2) медицинские и фармацевтические работники, проживающие в сельских населенных пунктах, вышедшие на пенсию, если общий стаж работы в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Республики Калмыкия в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), составляет не менее 10 лет.
Ежемесячная денежная выплата предоставляется казенными учреждениями Республики Калмыкия - центрами социальной защиты населения по месту жительства или пребывания путем перечисления денежных средств на лицевые счета вышеуказанных лиц, открытые ими в кредитных организациях, или через организации федеральной почтовой связи.
Таким образом, оценив характер сложившихся между сторонами правоотношений, с учетом того, что постановлением Правительства Республики Калмыкия N78 от 19 марта 2021 г. установлена выплата 1400 руб. за отопление и освещение медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах (поселках городского типа) занятых на должностях государственных учреждениях здравоохранения Республики Калмыкия, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика расходов по оплате за потребленный газ за период с 1 октября 2021 г. по март 2022 г, за электроэнергию с апреля 2021 г. по март 2022 г.
У суда кассационной инстанции не имеется оснований не согласится с выводами судов перовой и апелляционной инстанций, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных нижестоящими судами обстоятельств по настоящему делу, а потому не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами суда первой и апелляционной инстанции связано с неверным толкованием им норм материального и процессуального права, что не свидетельствует о судебной ошибке.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального права Российской Федерации могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не установлено.
Таким образом, обжалуемые судебные постановления являются законными, обоснованными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 6 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 15 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лиджиевой М.К. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи С.А. Губарева
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.