Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Думушкиной В.М, судей Ивановой Е.В, Косарева И.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Добротворской Александры Сергеевны к администрации муниципального образования "Яблоновское городское поселение" о признании недействительными результатов межевания земельного участка и обязании установить границы земельного участка с учетом санитарно-защитной зоны, по кассационной жалобе представителя Добротворской Александры Сергеевны по доверенности Васадзе Гиа Важавича на решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 01 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 30 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Думушкиной В.М, пояснения представителя Добротворской А.С. по доверенности Васадзе Г.В, поддержавшего требования кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям, пояснения представителя администрации МО "Яблоновское городское поселение" Берзегова Р.А, возражавшего против удовлетворения требований кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Добротворская А.С. обратилась в суд с иском к администрации МО "Яблоновское городское поселение" о признании недействительными результатов межевания земельных участков с кадастровыми номерами N, площадью 100000 кв.м, категории земель "земли населенных пунктов" с разрешенным видом пользования "для размещения и обустройства кладбища" по адресу: "адрес" N, площадью 100000 кв.м, категория земель "земли населенных пунктов" с разрешенным видом пользования "для размещения и обустройства кладбища" по адресу: "адрес"; N площадью 71000 кв.м, категория земель "земли населенных пунктов" с разрешенным видом пользования "для размещения и обустройства кладбища" по адресу: "адрес""; N, площадью 70788 кв.м, категория земель "земли населенных пунктов" с разрешенным видом пользования "для размещения и обустройства кладбища" по адресу: "адрес", на границе муниципальных образований "Энемского городского поселения" и "Старобжегокайскогое сельское поселение"; N площадью 58212 кв.м, категория земель "земли населенных пунктов" с видом разрешенного пользования "для размещения и обустройства кладбища" по адресу: "адрес", а также о признании незаконным бездействия по изменению границ указанных земельных участков и обязании установить границы указанных земельных участков.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что Добротворская А.С. является собственником садового дома и земельного участка, расположенных по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной права собственности. С февраля 2015 г..Добротворская А.С. является членом ДНТ "Восход" и постоянно проживает в указанном доме. Напротив дома и земельного участка Добротворской А.С. на расстоянии 40 метров расположен земельный участок с кадастровым номером N, площадью 400000 кв.м, категория земель "земли населенных пунктов" с видом разрешенного пользования "для размещения и обустройства кладбища", принадлежащий администрации МО "Яблоновское городское поселение". В октябре 2019 г..администрацией МО "Яблоновское городское поселение" начаты работы по строительству кладбища на указанном земельном участке. Указанные действия администрации являются незаконными и нарушают права Добротворской А.С. как собственника земельного участка. Земельный участок площадью 400000 кв.м, с кадастровым номером N, категория земель "земли населенных пунктов" с видом разрешенного пользования "для размещения и обустройства кладбища" был предоставлен администрации МО "Яблоновское городское поселение" в соответствии с распоряжением главы администрации МО "Тахтамукайский район" от 06.08.2010 г..N 1067 "О предоставлении администрации муниципального образования "Яблоновское городское поселение" в собственность земельного участка по адресу: "адрес" Указанный земельный участок сформирован из земель категории "земли сельскохозяйственного назначения", с видом разрешенного использования "для размещения кладбища". Использование земель сельскохозяйственного назначения для ритуальных целей действующим законодательством не предусмотрено.
Решением Совета народных депутатов МО "Энемское городское поселение" от 01.11.2011 г..N 37-13 "Об утверждении генерального плана МО "Энемское городское поселение" и обращения главы администрации "Яблоновское городское поселение" от 10.01.2012 г..N 60 на земельный участок с кадастровым номером N включен в черту населенного пункта МО "Энемское городское поселение", в связи с чем изменилась категория земель вышеуказанного земельного участка с "земель сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов". Земельный участок с кадастровым номером N, принадлежащий администрации МО "Яблоновское городское поселение", расположен на расстоянии 40 метром от дома истца Добротворской А.С, а также в непосредственной близости от домов, расположенных в "адрес" Участок не имеет ограждений и не имеет уклона в сторону, противоположную от дома Добротворской А.С. В соответствии с п. 2 ст. 16 ФЗ РФ "О погребении и похоронном деле" вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории. При таких обстоятельствах администрация МО "Яблоновское городское поселение" обязана разместить вновь создаваемое кладбище на расстоянии 300 метров от жилого дома истца Добротворской А.С. Члены "адрес" неоднократно обращались в прокуратуру Тахтамукайского района Республики Адыгея, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, Министерство экономического развития РФ, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Республике Адыгея по указанному вопросу.
Согласно ответу прокуратуры Тахтамукайского района Республики Адыгея от 03.07.2015 г..расстояние от зоны захоронения до дачных участков составляет 120 метров, что не соответствует требованиям действующего законодательства РФ. В связи с этим главе администрации МО "Яблоновское городское поселение 16.06.2015 г..внесено представление об устранении нарушений закона с требованием перенести погребение в установленное место. Согласно письму Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, расстояние от границы кладбища до земельных участков "адрес" составляет от 18 до 41 метра, участок не имеет уклона в сторону, противоположную садоводческим товариществам.
По изложенным основаниям Добротворская А.С. просила суд признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером N категории "земли населенных пунктов" с видом разрешенного пользования "для размещения и обустройства кладбища" по адресу: "адрес" признать незаконными бездействия по изменению границ указанного земельного участка и обязать администрацию муниципальное образования "Яблоновское городское поселение" установить границы границ земельного участка с учетом санитарно-защитной зоны.
Решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 01.04.2022 г. в удовлетворении исковых требований Добротворской А.С. к администрации муниципального образования "Яблоновское городское поселение" о признании недействительными результатов межевания земельного участка и обязании установить границы земельного участка с учетом санитарно-защитной зоны отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 30.08.2022 г. решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 01.04.2022 г. оставлено без изменения.
Представителем Добротворской А.С. по доверенности Васадзе Г.В. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановленных по делу решения и апелляционного определения с направлением дела на новое рассмотрение в Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея ввиду существенного нарушения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права.
В обоснование требований кассационной жалобы указано, что судами не дана должная оценка обстоятельствам дела и не применены подлежащие применению нормы материального права.
Представителем администрации МО "Яблоновское городское поселение" по доверенности Берзеговым Р.А. представлены возражения на кассационную жалобу, в которых заявлены требования об оставлении постановленных по делу судебных актов без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Представитель Добротворской А.С. по доверенности Васадзе Г.В, поддержал требования кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель администрации МО "Яблоновское городское поселение" Берзегов Р.А. в ходе судебного заседания возражал против удовлетворения требований кассационной жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Иные участники в судебное заседание не явились.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении данного дела.
Из материалов дела следует, что Добротворская А.С. является собственником земельного участка площадью 300 кв.м, с кадастровым номером N категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для ведения садоводства", а также садового дома площадью 57, 3 кв.м, с кадастровым номером N, расположенных по адресу: "адрес".
Распоряжением главы администрации МО "Тахтамукайский район" от 06.08.2010 г. N 1067 в собственность администрации МО "Яблоновское городское поселение" предоставлен земельный участок площадью 400 000 кв.м, с кадастровым номером N категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "для размещения и обустройства кладбища".
Впоследствии в результате раздела данного земельного участка выделены и поставлены на кадастровый учет земельные участки с видом разрешенного использования "для размещения и обустройства кладбища" с кадастровыми номерами: N, N
Данные земельные участки образуют новое кладбище пгт. Яблоновский ("Христианское кладбище").
Основанием обращения Добротворской А.С. в суд послужило то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером N, входящий в состав кладбища, расположен на расстоянии не более 40 метров от принадлежащего ей земельного участка.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея в результате проведенного осмотра территории установлено, что земельный участок с кадастровым номером N не имеет ограждения, расстояние от границы кладбища до земельных участков "адрес" составляет от 18 до 41 м, на участке осуществляются захоронения, при визуальном осмотре участок не имеет уклона в сторону противоположную садоводческим товариществам.
Решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 10.07.2020 г. в удовлетворении административного иска Добротворской А.С. к администрации муниципального образования "Яблоновское городское поселение" о признании недействительными результатов межевания земельного участка, о признании незаконным бездействия по изменению границ земельного участка и обязании установить границы земельного участка с учетом санитарно-защитной зоны отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам верховного суда Республики Адыгея от 06.10.2020 г. данное решение суда оставлено без изменения.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25.03.2021 г. отменены судебные акты судов первой и апелляционной инстанции с направлением дела на новое рассмотрение.
В материалах дела имеется решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 10.07.2018 г, которым удовлетворены требования по административному иску прокурора Тахтамукайского района Республики Адыгея к администрации муниципального образования "Яблоновское городское поселение" о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Яблоновское городское поселение", возложении обязанности принять меры к организации и проведению работ по созданию соответствующих санитарно-защитных зон кладбищ, создании специализированной службы по вопросам похоронного дела. Указанным судебным актом на администрацию муниципального образования "Яблоновское городское поселение" возложена обязанность принять меры к организации и проведению работ по созданию соответствующих санитарно-защитных зон кладбищ, расположенных "адрес" (кадастровые номера: N "адрес", кадастровый N; "адрес", кадастровый N "адрес", кадастровый N; "адрес", кадастровый N, зарегистрировать описание местоположения границы каждой санитарно-защитной зоны в Едином государственном реестре недвижимости, создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела также установлено, что администрацией МО "Яблоновское городское поселение" ведутся работы по приведению территории кладбища в соответствие с требованиями Санитарных правил и норм (СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения").
В 2012 г. разработана проектная документация, в том числе на административное здание N 1 (2013 г.), административное здание N 2 (2013 г.), а также проектная документация - Схема планировочной организации земельного участка (2013 г.).
01.03.2017 г. получено разрешение на строительство объекта капитального строительства-"Христианское кладбище".
Администрацией МО "Яблоновское городское поселение" ведутся работы по организации подъездных путей, строительству и приведению территории кладбища в соответствие с требованиями Санитарных правил и норм (СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения").
В настоящее время Администрацией МО "Яблоновское городское поселение" проводятся мероприятия по установлению и постановке на государственный кадастровый учет санитарно-защитных зон кладбища, а также проводятся мероприятия по получению заключения государственной экологической экспертизы.
Муниципальные кладбища планируются к размещению на двух земельных участках:
земельный участок с кадастровым номером N, площадью 100000 кв.м. (10 Га.), категория земель "земли населенных пунктов" с видом разрешенного пользования "для размещения и обустройства кладбища", почтовый адрес ориентира: "адрес";
земельный участок с кадастровым номером N, площадью 71000 кв.м. (7, 1 Га.), категория земель "земли населенных пунктов" с видом разрешенного пользования "для размещения и обустройства кладбища", почтовый адрес ориентира: "адрес" "адрес".
Указанные участки находятся в собственности МО "Яблоновское городское поселение".
Вид разрешенного использования указанных выше земельных участков изменен с вида - для размещения и обустройства кладбища, на вид - уличнодорожная сеть (для общего пользования (уличная сеть)).
Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРП об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (приобщены к материалам дела).
Кроме того, в ходе рассмотрения дела суд первой инстанции установил, что в настоящее время кладбище не функционирует, никаких захоронений на его территории не производится (кладбище закрыто для захоронений).
В соответствии с указанными нормами санитарно-защитные зоны земельных участков с кадастровыми номерами N были снижены до предполагаемых границ "адрес"
Данные обстоятельства подтверждаются решением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея от 28.07.2020 г. N 01-00- 02/60-4849-2020 "Об установлении санитарно-защитной зоны для объекта кладбище (2 площадки) Яблоновского городского поселения по адресу: площадка N, "адрес"; площадка N, "адрес"
Санитарно-эпидемиологическим заключением от 28.07.2020 г. N 01.РА.01.000.Т.000148.07.20, выданным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея (бланк N 1951794) и приложением к санитарно-эпидемиологическому заключению от 28.07.2020 г. N 01.РА.01.000.Т.000148.07.20, выданным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея и приобщенным ранее ответчиком к материалам дела.
Также в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции проведена землеустроительная экспертиза, выполненная ООО "Финэка" от 01.02.2022 г.
Согласно данному заключению экспертом было установлено, что расстояние от границы ДНТ "Восход" и ДНТ "Рассвет" до земельного участка с кадастровым номером N в точке N 2 составляет 91, 30 м, в точке N 3 - 96, 27м. Расстояние от границы СНТ "Восход" и НСТ "Рассвет" до земельного участка с кадастровым номером N до границы ДНТ "Восход" и ДНТ "Рассвет" в точке N 1 составляет 86, 67м, в точке N 4 - 83, 57м.
Границы земельных участков с кадастровыми номерами N нормативам при установлении санитарно-защитных зон с учетом сложившейся застройки территории не соответствуют.
Суд первой инстанции критически оценил выводы заключения по результатам проведения судебной экспертизы, считает их не обоснованными по тем основаниям, что ни материалы дела, ни Единый государственный реестр недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости не содержат сведений о границах земельного участка (территории) ДНТ "Восход" и ДНТ "Рассвет".
В заключении по результатам экспертизы экспертом представлен каталог координат характерных (поворотных) точек границ земельных участков с кадастровыми номерами N. При этом эксперт отметил, что нет сведений о прохождении государственного кадастрового учета земельного участка под ДНТ "Восход" и ДНТ "Рассвет", с определением координат характерных (поворотных) точек границ земельного участка и присвоением кадастрового номера земельному участку ("адрес"
Таким образом, границы земельных участков (территории) N не установлены в соответствии с действующим законодательством.
Выводы эксперта по вопросу суда N 2 о том, что границы земельных участков с кадастровыми номерами N нормативам при установлении санитарно-защитных зон с учетом сложившейся застройки территории не соответствуют, суд счел не обоснованными и подготовленными без учета норм действующего законодательства.
Выводы, изложенные экспертом в заключении относительно нахождения земельных участков с кадастровыми номерами N, в зоне подтоплений, по мнению суда первой инстанции, являются необоснованными, сделанными без учета норм действующего законодательства в области установления зон с особыми условиями использования территорий. В выписках из Единого государственного реестра недвижимости от 19.12.2020 г. на оба земельных участка, приобщенных ранее ответчиком к материалам дела, сведения о том, что земельные участки с кадастровыми номерами N расположены в границах зоны с особыми условиями использования территории отсутствуют. Сведения о нахождении земельных участков с кадастровыми номерами N в зонах подтопления, затопления в государственных реестрах отсутствуют.
Исходя из вышеизложенного выводы эксперта о нахождении земельных участков с кадастровыми номерами N зоне подтоплений, суд посчитал необоснованными и произведенными без учета норм действующего законодательства в области установления зон с особыми условиями использования территорий, в том числе без учета норм ВК РФ (ст. 67.1), Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 г. N 360 "О зонах затопления, подтопления", Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также без учета факта отсутствия решения Федерального агентства водных ресурсов об установлении зон затопления, подтопления в месте расположения земельных участков с кадастровыми номерами N
Выводы эксперта об отнесении двух не смежных земельных участков с кадастровыми номерами N, площадью 10 Га и 7, 1 Га, к третьему классу опасных объектов с установлением санитарно-защитной зоны 300 м. суд также посчитал ошибочными.
Таким образом, предоставленное в суд первой инстанции экспертное заключение ООО "Финэка", по мнению суда первой инстанции, не дало достоверного, полного, обоснованного и законного заключения на поставленные судом вопросы и, следовательно, не может быть принято и использовано судом как доказательство.
Кроме того, суд указал, что достоверной информации о каком-либо негативном воздействии вообще, об уровне воздействия на среду обитания собственников объектов недвижимости, расположенных вблизи кладбища, в том числе истца, и как следствие для удовлетворения иска, не усматривается, с чем соглашается и судебная коллегия.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 10.07.2018 г. административный иск прокурора Тахтамукайского района Республики Адыгея к администрации муниципального образования "Яблоновское городское поселение" о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Яблоновское городское поселение", возложении обязанности принять меры к организации и проведению работ по созданию соответствующих санитарно-защитных зон кладбищ, создании специализированной службы по вопросам похоронного дела удовлетворен.
Постановленным решением на администрацию муниципального образования "Яблоновское городское поселение" возложена обязаность по принятию мер к организации и проведению работ по созданию соответствующих санитарно-защитных зон кладбищ, расположенных "адрес" (кадастровые номера: N); "адрес", кадастровый N; "адрес", кадастровый N; "адрес", кадастровый N; "адрес", кадастровый N; зарегистрировать описание местоположения границы каждой санитарно-защитной зоны в Едином государственном реестре недвижимости, создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Кроме того, принимая обжалуемое решение, суд исходил из того, что истцом не было указано о том, каким образом наличие ошибки в межевании препятствует ей в реализации своих материальных прав либо законных интересов. Ссылка в исковом заявлении на то, что на расстоянии 40 метров от ее земельного участка расположен земельный участок с кадастровым номером N площадью 400000 кв.м, категория земель "земли населенных пунктов" с видом разрешенного пользования "для размещения и обустройства кладбища", принадлежащий администрации МО "Яблоновское городское поселение", не свидетельствует об обратном.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции произведенными с правильным применением норм материального права, нарушений норм процессуального права не установил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям и сделаны с нарушением норм процессуального права.
В силу требования ч. 2 ст. 12 ГПК РФ суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Согласно ч. 1 ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
В соответствии со ст. 87 ГПК РФ в случаях недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту (ч. 1).
В связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения, наличием противоречий в заключениях нескольких экспертов суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту или другим экспертам (ч. 2).
В тех же случаях, когда полученное заключение эксперта не дает в полном объеме ответа на поставленные вопросы либо оно является неопределенным, требуется назначение дополнительной или повторной экспертизы.
Для правильного разрешения спора суду надлежало установить наличие, либо отсутствие нарушений создаваемого места погребения и расстояния не менее 300 метров от границ селитебной территории предусмотренного п. 1 ст. 16 ФЗ РФ N 8-ФЗ, и в случае установления таких нарушений определить спорные границы участка в конкретных координатах, чего сделано не было.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея не дала оценки достаточности имеющихся в материалах дела доказательств, не оценила их в совокупности и не устранила содержащиеся в них противоречия, выявленные при рассмотрении дела, в то время как право определять достаточность доказательств принадлежит суду, разрешающему спор по существу, как следует из ч. 2 ст. 56 ГПК РФ. При этом, повторную судебную экспертизу для установления обстоятельства, имеющего существенное значение для правильного разрешения спора, в нарушение требований ст. 87 ГПК РФ не назначил.
Уклонение суда от получения судебных доказательств свидетельствует о неисполнении обязанности по полному и всестороннему рассмотрению дела, результатом чего является вынесение судебного акта, не отвечающего признакам законности и обоснованности.
Кроме того, законодательство РФ о погребении и похоронном деле состоит из ФЗ РФ от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, регулирует отношения, связанные с погребением умерших, устанавливает среди прочего санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения, что следует из п. 1 ст. 2 и ст. 1 названного федерального закона.
Данный федеральный закон в п. 1 ст. 4 определяет, что места погребения - это участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших, отводятся в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями.
Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения (п. 1 ст. 16 ФЗ РФ N 8-ФЗ).
Положение п. 2 ст. 16 Закона о погребении содержит императивное требование о том, что вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории.
Однако вышеуказанные положения закона судом применены не были, в связи с чем, неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 1 ст. 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Как указано в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 г. N 16, если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
С учетом изложенного судебная коллегия находит, что судом по настоящему делу допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые являются существенными, непреодолимыми и которые не могут быть устранены без отмены обжалуемого судебного постановления и нового рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 30 августа 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий В.М. Думушкина
Судьи Е.В. Иванова
И.Э. Косарев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.