Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Калинко А.В., рассмотрев жалобу на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 27 г. Ангарска и Ангарского района Иркутской области от 1 июля 2022 г., решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 18 августа 2022 г., вынесенные в отношении администрации Ангарского городского округа по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 27 г. Ангарска и Ангарского района Иркутской области от 1 июля 2022 г, оставленным без изменения решением судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 18 августа 2022 г, администрация Ангарского городского округа признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и подвергнута административному штрафу в размере 100 000 рублей.
В жалобе защитник Макуха Е.А. выражает несогласие с вынесенными по делу судебными актами, считает их незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Как усматривается из материалов дела основанием для его возбуждения послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что 26 мая 2022 г. в 11:15 ч. при проведении контрольного (надзорного) мероприятия "выездное обследование" старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по Ангарскому городскому округу выявлено нарушение администрацией Ангарского городского округа требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог, а именно в нарушение п. 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" на пересечении автомобильных дорог N 15а и N 16 со стороны 17 квартала г. Ангарска отсутствует дорожный знак 2.4 "Уступите дорогу".
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения администрации Ангарского городского округа к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, о чем мировым судьей вынесено соответствующее постановление.
Проверяя законность и обоснованность этого постановления, судья городского суда с выводами о виновности администрации Ангарского городского округа согласился, отклонил доводы заявителя о несоблюдении административным органом установленного порядка осуществления государственного контроля (надзора) за реализацией органами местного самоуправления полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, указав на то, что основанием для возбуждения дела явилось непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административных правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Однако такие выводы вызывают сомнение, поскольку вступают в противоречие с представленным в материалы дела служебным заданием на проведение старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по Ангарскому городскому округу контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со ст. 75 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", по результатам которого 26 мая 2022 г. в 11:15 ч. составлен протокол осмотра участка автомобильной дороги, не отвечающей обязательным требованиям национального стандарта (л.д. 11, 12).
При этом, следует учитывать, что правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
В соответствии с п. 13 ст. 30 названного Федерального закона государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, их должностными лицами полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и соблюдением требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляется уполномоченным Президентом Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.03.2022 N 384 утверждено Положение "О государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, их должностными лицами полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и соблюдением требований в области безопасности дорожного движения".
В соответствии с п. 9 данного Положения государственный контроль (надзор) осуществляется посредством: организации и проведения плановых и внеплановых проверок контролируемых лиц по реализации ими полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения; принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Основания проведения проверок в 2022 году установлены постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
Вместе с тем, при пересмотре дела судья городского суда законность проведения контрольных (надзорных) мероприятий с точки зрения соблюдения сотрудником ГИБДД вышеуказанных нормативных требований не проверил, надлежащую оценку доводам заявителя и материалам дела не дал.
Изложенное свидетельствует о том, что требования ст. ст. 24.1, 26.1, 30.6 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, основанном на всестороннем и полном исследовании доказательств, не были соблюдены.
Допущенное нарушение процессуальных требований КоАП РФ является существенным, повлияло на всесторонность и полноту рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в связи с чем, принятое по делу решение судьи городского суда нельзя признать законным, поэтому оно подлежит отмене, а дело - возвращению в тот же суд на новое рассмотрение, в ходе которого следует учесть изложенное, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении в их совокупности, дать оценку всем доводам и доказательствам, при необходимости осуществить другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ, и правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 18 августа 2022 г, вынесенное в отношении администрации Ангарского городского округа по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, отменить.
Дело возвратить в Ангарский городской суд Иркутской области на новое рассмотрение.
Судья: А.В.Калинко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.