Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев протест Первого заместителя прокурора Забайкальского края Мухаметова Э.Р. на вступившее в законную силу решение Иркутского областного суда от 08 августа 2022г, вынесенное в отношении ООО "Пять звезд", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 18 мая 2022г, ООО "Пять звезд" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Иркутского областного суда от 08 августа 2022г постановление судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 18 мая 2022г отменено. Производство по делу в отношении ООО "Пять звезд" по ст. 17.7 КоАП РФ прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В протесте первый заместитель прокурора Забайкальского края Мухаметов Э.Р. просит об исключении из решения суда выводы о признании постановления прокурора Читинского района о возбуждении дела об административном правонарушении недопустимым доказательством, отмене решения областного суда и прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
ООО "Пять звезд", уведомленное надлежащим образом о подачи протеста, в установленные сроки возражений не представило.
Изучив материалы дела, доводы протеста, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Основанием для возбуждения прокурором Читинского района в отношении ООО "Пять звезд" дела об административном правонарушении послужили те обстоятельства, что на основании поручения прокуратуры Забайкальского края в отношении ООО "Пять звезд", с которым администрация муниципального района "Читинский район" неоднократно заключала соглашения на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории района, вынесено решение N 07-28к-2022 о проведении проверки в период с 16.02.2022 по 14.03.2022 Указанное решение направлено обществу посредством электронной почты на адрес: "адрес", указанный в соответствующих соглашениях. Одновременно с решением на имя генерального директора общества направлено требование от 16.02.2022г за исх.N 07-28-2022 о предоставлении в прокуратуру районе не позднее 18.02.2022г информации и документов в рамках исполняемых и исполненных соглашений, заключенных с администрацией муниципального района "Читинский район", на отлов безнадзорных животных. На указанное требование общество в полном объеме запрашиваемые сведения и документы не представило. Так, не представлены финансовые документы, подтверждающие действительное приобретение обществом и нахождение в его собственности средств, необходимых для выполнения заключенных контрактов; документы, подтверждающие соответствие используемых при перевозке животных транспортных средств, установленных приказом Государственной ветеринарной службы Забайкальского края от 10.08.2020 N167 требованиям; документы, подтверждающие соответствие мест размещения животных установленным приказом Государственной ветеринарной службы Забайкальского края от 01.09.2020 N 181 требованиям.
Изложенное явилось основанием для привлечения ООО "Пять звезд" к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.
Отменяя постановление о назначении ООО "Пять звезд" административного наказания, областной суд пришел к выводу о том, что при определении компетентности прокурора при возбуждении дела об административном правонарушении необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция данного прокурора. Местом совершения административного правонарушения, вмененного ООО "Пять звезд" является г. Иркутск, ул. Лызина, д.20а, тогда как постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено прокурором Читинского района Забайкальского края, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что постановление по делу об административном правонарушении является недопустимым доказательством.
В протесте прокурор ставит вопрос об исключении выводов суда о признании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении недопустимым доказательством и отмене принятого решения и прекращении производства по делу ввиду истечения срока давности привлечения лица к административной ответственности.
Доводы протеста заслуживают внимания, однако протест подлежит частичному удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно поручения прокуратуры Забайкальского края, направленному для исполнения, в том числе прокурору Читинского района, поручено провести проверку по всем содержащимся в обращении ФИО6 доводам. В частности, с учетом информации установить реальное исполнение ООО "Пять звезд" обязательств, предусмотренных заключенными поднадзорной территории контрактами по отлову, транспортировке и содержанию безнадзорных животных. В случае выявления нарушений принять комплекс мер, в том числе уголовно-правового характера, (л.д.4).
В связи с данным поручением прокурором Читинского района 16.02.2022г принято решение о проведении проверки ООО "Пять звезд", Иркутская обл, г. Иркутск, ул. Лызина, д.20А, (л.д.5).
В связи с проведением проверки прокурором района на имя генерального директора ООО "Пять звезд" по электронному адресу направлено требование от 16.02.2022г N 07-28-2022, со сроком исполнения 18.02.2022г, (л.д.6).
Общество осуществляет свою деятельность на территории Читинского района Забайкальского края.
Во исполнение поступившего 16.02.2022г требования прокурора района, ООО "Пять звезд" 22.02.2022г направило ответ с приложением документов, (л.д.7-8). Также представителем ООО "Пять звезд" дано объяснение относительно срока исполнения требования прокурора, (л.д.9).
Таким образом обществом совершены одновременно действия и бездействие относительно поступившего требования прокурора.
Основанием для возбуждении дела об административном правонарушении стало исполнение требования прокурора не в полном объеме в сроки, установленные для исполнения.
Приходя к выводу о вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Пять звезд" прокурором к территории которого не распространяется юрисдикция данного прокурора, поскольку местом совершения правонарушения является г. Иркутск, а не Иркутский район, судья областного суда не учел следующего.
В силу пункта 1 части 1 статьи 25.11, части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 данного Кодекса.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором в порядке, установленном указанной статьей.
Согласно п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет возбуждение дел об административных правонарушениях в соответствии с полномочиями, установленными КоАП и другими федеральными законами.
На основании п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций, в частности, вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов или их копий, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок, контрольных (надзорных) мероприятий по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Требования прокурора подлежат безусловному исполнению в установленный срок. За их неисполнение предусмотрена административная ответственность (ст. 17.7 КоАП РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона о прокуратуре прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что прокурор Читинского района осуществлял проверку на основании данного ему поручения Забайкальской прокуратуры. В рамках проверки им выдано требование ООО "Пять звезд", подлежащего обязательному исполнению, однако не исполненному в полном объеме, в связи с чем прокурор Читинского района с учетом конкретных обстоятельств возбудил в отношении общества дело об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что прокурор Читинского района правомерно возбудил дело об административном правонарушении в отношении общества.
Согласно ч.1 ст. 28.8 КоАП РФ протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.
В случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 настоящего Кодекса, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков (ч.3).
По настоящему делу постановление о возбуждении дела об административном правонарушении со всеми материалами было направлено прокурором района с соблюдением требований о подсудности для рассмотрения в Куйбышевский районный суд г. Иркутска, в связи с чем требования ч.1 ст. 29.5 КоАП РФ нарушены не были.
Вопреки выводам суда оснований для возвращения поступивших на рассмотрение судье районного суда материалов на основании п.4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ по делу не усматривалось. Указанные выводы основаны на неправильном установлении судьей областного суда обстоятельств дела и неправильном применении норм материального, и процессуального права. Из решения суда подлежат исключению выводы о том, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении является недопустимым доказательством и не может использоваться при установлении события административного правонарушения.
Вместе с тем решение по доводам протеста отмене не подлежит.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 названного Кодекса, составляет 3 месяца.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении общества настоящего дела об административном правонарушении, имели место 19 февраля 2022 г.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу истек 19 мая 2022 г.
Суд прекратил производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств на основании которых было вынесено постановление.
Рассмотрение жалоб на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов регулируется статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из положений статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950) произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
После истечения срока давности привлечения лица к административной ответственности возобновление производства по делу и оценка доказанности обстоятельств на основании которых вынесено постановление по делу невозможно, иначе это привело бы к ухудшению положения лица, в отношении которого производство по делу прекращено на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с чем в указанной части протест удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
протест Первого заместителя прокурора Забайкальского края Мухаметова Э.Р. удовлетворить частично.
Решение судьи Иркутского областного суда от 08 августа 2022г, вынесенное в отношении ООО "Пять звезд", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ изменить, исключить выводы о том, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении является недопустимым доказательством и не может использоваться при установлении события административного правонарушения.
В остальной части решение оставить без изменения.
Судья: С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.