Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу Гаврилова Константина Сергеевича на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора Тайгинского городского округа и Яшкинского муниципального округа по пожарному надзору от 04 февраля 2022г, решение судьи Тайгинского городского суда Кемеровской области от 09 июня 2022г, решение судьи Кемеровского областного суда от 10 августа 2022г, вынесенные в отношении директора Автономной некоммерческой организации "Центр реабилитации наркозависимых и алкозависимых "Восхождение" Гаврилова К.С., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора Тайгинского городского округа и Яшкинского муниципального округа по пожарному надзору от 04 февраля 2022г, директор АНО "Центр реабилитации и адаптации наркозависимых и алкозависимых "Восхождение" Гаврилов К.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 6000 рублей.
Решением судьи Тайгинского городского суда Кемеровской области от 09 июня 2022г, оставленным без изменения решением судьи Кемеровского областного суда от 10 августа 2022г постановление должностного лица от 27 февраля 2021г в отношении Гаврилова К.С. оставлено без изменения.
В жалобе Гаврилов К.С. просит об отмене постановления и решений, ссылаясь на их незаконность.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно ч.1ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует и установлено должностным лицом и судебными инстанциями, что прокуратурой г. Тайги на основании информации, поступившей из администрации Тайгинского городского округа проведена проверка АНО "Восхождение" по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, г. Тайга, ул. Мира, 2 "г". В результате проведенной проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: здание не оборудовано системой пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре и управления эвакуации людей; на окнах установлены глухие решетки; на дверях эвакуационных выходов здания 2, 3 этажа установлены личинки замков; программа противопожарных инструктажей о мерах пожарной безопасности, а также журнал эвакуации систем противопожарной защиты не представлены; планы эвакуации не соответствуют ГОСТ, выполнены на обычной бумаге и не имеют внутреннего и внешнего освещения от автономного или аварийного источника питания; часть здания и помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (не установлены противопожарные двери для отделения помещений различных классов функциональной пожарной опасности); отсутствует эвакуационное освещение; на пути эвакуации установлена металлическая решетчатая дверь при входе у лестничного марша на первом этаже; не представлен протокол проведения эксплуатационного испытания наружной открытой лестницы, предназначенной для эвакуации людей из здания; не представлены сертифицирующие документы на отделочные материалы стен, потолков и полового покрытия на путях эвакуации; эксплуатируются электроустановочные изделия с видимыми нарушениями изоляции и со следами термического воздействия, кроме того, эксплуатируются светильники со снятыми колпаками.
Изложенное явилось основанием для привлечения директора АНО "Восхождение" Гаврилова К.С. к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются постановлением прокурора г. Тайга о возбуждении дела об административном правонарушении от 28 января 2022г, решением о проведении проверки, информацией по результатам проверки, актом проверки, объяснением Гаврилова К.С. не отрицавшего факт выявленных нарушений, Уставом АНО "ЦРАНА "Восхождение", выпиской из ЕГРЮЛ и иными доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно части второй статьи 37 названного Закона, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу части первой статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, лица, перечисленные в данной норме, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Из материалов дела следует, что Гаврилов К.С, являясь директором АНО "ЦРАНА "Восхождение", при осуществлении деятельности, установленной Уставом организации, допустил нарушение требований противопожарной безопасности, нарушения выявлены в ходе проведенной проверки. Каких-либо возражений относительно нарушений, отраженных в акте проверки, Гавриловым К.С. не указано.
Согласно требований ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из п.2.1.1 должностной инструкции на директора АНО "ЦРАНА Восхождение" возложена обязанность по осуществлению руководства деятельностью некоммерческой организации.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Выводы должностного лица и судебных инстанций сомнений не вызывают.
Доводы настоящей жалобы, в том числе о замене назначенного административного штрафа предупреждением, малозначительности совершенного правонарушения, о закрытии Тайгинского филиала организации, были предметом проверки и оценки судебных инстанций, обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в принятых по делу решениях. Правовых оснований для иной оценки установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств, при рассмотрении настоящей жалобы не имеется.
В соответствии с ч.1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Привлечение к административной ответственности юридического лица, АНО "ЦРАНА "Восхождение" к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, не является основанием для освобождения директора организации от административной ответственности по настоящему делу.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Согласно части 3.5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Исходя из смысла статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение как мера административного наказания применяется только при совершении административных правонарушений, не представляющих значительную общественную опасность и не повлекших причинение значительного вреда.
Объектом вменяемого Гаврилову К.С. правонарушения является пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности, обеспечение которой представляет собой важнейшую функцию государства, направленную на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.
В настоящем случае, исходя из обстоятельств дела, характера выявленных нарушений требований пожарной безопасности, за совершение данного правонарушения должностному лицу не может быть назначению административное наказание в виде предупреждения, поскольку создана существенная угроза охраняемым общественным отношениям, которая в силу возможных негативных последствий может повлечь угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей.
Назначение иного вида административного наказания, чем фактически назначенного в размере минимального размера административного штрафа, не будет отвечать задачам законодательства об административных правонарушениях и целям административного наказания.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление главного государственного инспектора Тайгинского городского округа и Яшкинского муниципального округа по пожарному надзору от 04 февраля 2022г, решение судьи Тайгинского городского суда Кемеровской области от 09 июня 2022г, решение судьи Кемеровского областного суда от 10 августа 2022г, вынесенные в отношении директора АНО "ЦРАНА "Восхождение" Гаврилова К.С, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу Гаврилова К.С. - без удовлетворения.
Судья: С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.