Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Черемисина Е.В, Виноградовой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области", поданную через суд первой инстанции 26 декабря 2022 г, на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 2 марта 2022 г.
по административному делу N 2а-1443/2022 по административному исковому заявлению Камнева Романа Александровича к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области", Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными действий по ненаправлению исходящей корреспонденции процессуального характера в государственные органы за счет средств федерального бюджета, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Пушкаревой Н.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Камнев Р.А. обратился в Ангарский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" (далее - ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, Федеральной службе исполнения наказаний в котором просил признать незаконными действия ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области по ненаправлению исходящей корреспонденции процессуального характера в государственные органы за счет средств федерального бюджета в период с апреля 2021 года по ноябрь 2021 года, взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 42 500 000 рублей и компенсацию морального вреда в размере 42 500 000 рублей в общей сумме 85 000 000 рублей, указывая, что с апреля 2021 по конец ноября 2021 года, в нарушение пункта 58 Приказа Минюста РФ от 16 декабря 2016 года N295, административный ответчик отказывал в направлении исходящей корреспонденции за счет средств федерального бюджета со ссылкой на отсутствие денежных средств. В результате незаконных действий административного ответчика он был вынужден прекратить производство по административным делам на стадии апелляционного обжалования, а по остальным административным делам доступ был существенно затруднен, что привело к нарушению прав административного истца на судебную защиту, обжалование вынесенных в отношении него судебных актов.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 2 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 14 июля 2022 года, административное исковое заявление удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области, выразившееся в ненаправлении заявлений Камнева Р.А. от 5 июля 2021 года, адресованных в Следственный отдел по г. Ангарску Следственного управления Следственного комитета России по Иркутской области, за счет средств федерального бюджета. С Российской Федерации, за счет казны Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания России, в пользу Камнева Р.А. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 2 000 рублей. В удовлетворении исковых требований Камнева Р.А. о взыскании компенсации морального вреда в размере 42 500 000 рублей отказано.
В кассационной жалобе ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области, ГУФСИН России по Иркутской области, ФСИН России ставят вопрос об отмене решения Ангарского городского суда Иркутской области от 2 марта 2022 года в части частичного удовлетворения заявленных требований с принятием в отменной части нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права. Приводя доводы апелляционной жалобы, настаивают, на отсутствие правовых оснований для направления исправительным учреждением корреспонденции Камнева Р.А. от 5 июля 2021 года в следственный отдел по г. Ангарску СУ СК России по Иркутской области за счет средств федерального бюджета, поскольку в части 4 стать 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Следственный комитет РФ (с его структурными подразделениями) не поименован, к системе органов прокуратуры он не относится с 15 января 2011 года, кроме того, согласно пункту 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295, денежные средства, необходимые для отправки обращений Камнева Р.А. отсутствовали на лицевом счете, в связи с отказами от предлагаемой ему оплачиваемой работы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", при обжаловании в суд кассационной инстанции только решения суда первой инстанции, которое оставлено в силе апелляционным определением суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции вправе проверить также законность и обоснованность судебного акта суда апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что обжалуемое решение Ангарского городского суда Иркутской области от 2 марта 2022 года оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 14 июля 2022 года, проверке в кассационном порядке подлежат оба судебных акта, несмотря на указание в кассационной жалобе на незаконность только судебного акта суда первой инстанции.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что с 23 апреля 2018 года по 23 ноября 2021 года Камнев Р.А. отбывал наказание в ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области, при этом с 15 марта 2021 года за допущенное нарушение установленного порядка отбывания наказания был переведен на 12 месяцев в ЕПКТ. 23 ноября 2021 года Камнев Р.А. убыл в ФКУ СИЗО-6 ГУФСИН России по Иркутской области.
Осужденным Камневым Р.А. на имя начальника ФУ ИК-2 ГУФСИН Росси по Иркутской области поданы заявления N от 5 июля 2021 года о направлении за счет средств федерального бюджета заявлений и двух ходатайств в адрес Следственного отдела по г. Ангарску Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области, заявление N от 5 июля 2021 года о направлении жалоб в адрес Квалификационной коллегии судей Иркутской области, заявления N от 5 июля 2021 года о направлении заявлений, замечаний, исправлений недостатков, частных жалоб в адрес Ангарского городского суда Иркутской области.
В направлении указанной корреспонденции за счет средств федерального бюджета Камневу Р.А. отказано в связи с отсутствием на лицевом счете исправительного учреждения денежных средств на почтовые расходы, о чем даны письменные ответы от 9 июля 2021 года, полученные административным истцом 9 и 10 июля 2021 года, что подтверждается материалами дела и не оспариваются сторонами. 12 сентября 2021 года сотрудниками исправительного учреждения составлен акт об отказе Камнева Р.А. получить обращения, которые осужденный просил направить за счет федерального бюджета.
22 июля 2021 года в адрес Ангарского городского суда Иркутской области направлены ходатайства Камнева Р.А, заявления об исправлении недостатков по заявлениям, заявления, частные жалобы. Указанная корреспонденция получена 22 июля 2021 года, что подтверждается соответствующей распиской и не оспаривается сторонами. Заявления, ходатайства и жалобы в адрес Следственного отдела по г. Ангарску и в Квалификационную коллегию судей Иркутской области ответчиком не направлены.
Согласно справке ФКУ ИК-2 ГУФСИН России от 1 февраля 2022 года, на лицевой счет осужденного Камнева Р.А. 19 августа 2021 года поступили денежные средства в размере 5 000 рублей от ФИО7 после удержания по исполнительным листам на лицевом счете осталось 1 500 рублей, 8 декабря 2021 года на лицевой счет осужденного поступило 2 700 рублей от ФИО8 В период с 19 марта 2021 года по 19 августа 2021 года на лицевом счете осужденного Камнева Р.А. денежные средства отсутствовали.
Разрешая административные исковые требования и удовлетворяя их частично, суд первой инстанции исходил из установления факта нарушения администрацией ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области части 4 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации ненаправлением в Следственный отдел по г. Ангарску Следственного управления Следственного комитета России по Иркутской области заявлений Камнева Р.А. от 5 июля 2021 года за счет средств исправительного учреждения, а также из отсутствия оснований для направления исправительной колонией заявлений административного истца в адрес Квалификационной коллегии судей Иркутской области за счет средств федерального бюджета. Вместе с тем, суд пришел к выводу о пропуске Камневым Р.А. установленного статьей 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд с требованиями о признании незаконным отказа ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области в направлении корреспонденции в адрес Ангарского городского суда Иркутской области.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке, согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным истцом обстоятельств дела.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, заявитель указывает на ошибочность выводов судов об удовлетворении требований в части, поскольку Следственный комитет по городу Ангарску Следственного управления Следственного комитета России по Иркутской области, в силу закона, не относится к государственным органам, в которые при отсутствии на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам, денежных средств предложения, заявления и жалобы отправляются за счет исправительного учреждения, кроме того осужденный от предложенной в исправительном учреждении оплачиваемой работы отказался, вследствие чего отсутствие на его лицевом счете необходимых денежных средств для оплаты почтовых расходов обусловлено исключительно его действиями.
Данные доводы на наличие оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части не указывают, Согласно частям 1 - 3 статьи 1, части 1 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", пунктам 1 - 3 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года N 38, Следственный комитет Российской Федерации (далее также - Следственный комитет) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства; Следственный комитет составляет единую федеральную централизованную систему следственных органов и учреждений, действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета; руководство деятельностью Следственного комитета осуществляет Президент Российской Федерации.
Пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" определено, что в систему Следственного комитета входят следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета.
В силу части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации регламентировано право осужденных обращаться с предложениями, заявлениями, ходатайствами в органы исполнительной власти, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и др.
По смыслу приведенных правовых норм федеральный законодатель наделил осужденных правом на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами в государственные органы, как и других граждан Российской Федерации, при этом реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от наличия на лицевом счету осужденного денежных средств.
При таких данных выводы судебных инстанций в оспариваемой части являются верными, указание подателя жалобы на исключение Следственного комитета из числа органов в которые корреспонденция осужденных подлежит отправлению за счет средств исправительного учреждения, при отсутствии у последних денежных средств, основано на неправильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов по существу заявленных требований установленным обстоятельствам соответствуют, не допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, основания для отмены судебных актов в обжалованной части в кассационном порядке в пределах доводов жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 2 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 14 июля 2022 года в обжалованной части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.