Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э, судей Лукьяновой Т.Г, Черемисина Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Русанова Марка Александровича, поданную 4 января 2023 г, на решение Кировского районного суда г. Красноярска от 22 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 15 сентября 2022 г, по административному делу N 2а-2055/2022 по административному исковому заявлению Русанова Марка Александровича о признании незаконным отказа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э,
УСТАНОВИЛА:
Русанов М.А, действующий с согласия законного представителя Русановой О.А, обратился в Кировский районный суд г. Красноярска с административным исковым заявлением о признании незаконными отказа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 24 марта 2022 г. в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1 331 кв.м, расположенного по адресу "адрес", возложении обязанности сформировать земельный участок и утвердить схему его расположения.
В обоснование требований указано, что Русанов М.А. является собственником нежилого задания общей площадью 18, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" Обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов, занимаемого указанным зданием.
Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка полагает незаконным, поскольку основание, указанное административным ответчиком, в законе отсутствует.
Решением Кировского районного суда г. Красноярска от 22 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 15 сентября 2022 г, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Русанова М.А. ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указано, что судом не применены норм права подлежащие применению, нарушен принцип единства судьбы земельных участков и связанных с ними объектов, а также принцип равного доступа к приобретению земельных участков. Полагает, что административный ответчик, не обладая специальными познаниями, необоснованно сделал вывод о том, что здание имеет вспомогательное назначение. Указывает, что земельный участок сформирован согласно каталогу координат без наложения границ на смежные земельные участки, инженерные коммуникации на земельном участке отсутствуют. Настаивает, что имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами при рассмотрении дела.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ.
Уполномоченный орган в соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
В силу подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Аналогичные основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка установлены в пункте 15 "Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка", утвержденного Распоряжением администрации г. Красноярска от 8 декабря 2015 г. N 436-р "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка" (далее - Административный регламент).
В соответствии с "Классификатором видов разрешенного использования земельных участков", утвержденным Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее - Классификатор) вид разрешенного использования - коммунальное обслуживание (3.1) предполагает размещение зданий и сооружений в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.1.1 (предоставление коммунальных услуг) - 3.1.2 (административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг).
Коммунальные услуги в соответствии с пунктом 20 Приказа Росстата от 17 декабря 2021 г. N 927 "Об утверждении Официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению" включают услуги: электроснабжения; холодного и горячего водоснабжения; водоотведения (канализации); газоснабжения (в том числе поставки на регулярной основе бытового газа в баллонах); теплоснабжения (отопления), в том числе поставки на регулярной основе твердого топлива при наличии печного отопления (уголь, дрова); по обращению с твердыми коммунальными отходами (то есть мусор).
Судами установлено и подтверждается материалами дела, Русанов М.А. является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 18, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", "адрес". Согласно сведениям об основных характеристиках объекта недвижимости, нежилое здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером N, отнесенных к землям населенных пунктов, для которого установлен вид разрешенного использования - магазин универсальный, площадью 132 кв.м. Границы земельного участка не установлены.
24 февраля 2022 г. Русанов М.А. обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1 331 кв.м, в целях коммунального обслуживания (код 3.1).
Согласно заключению о состоянии истребуемого участка на земельном участке находится нежилое одноэтажное здание с кадастровым номером N, площадью 18, 2 кв.м, используемое как туалет, расположены также торговые павильоны, земельный участок огражден совместно со смежными земельными участками, частично используется в качестве прохода.
Истребуемый в соответствии с предоставленной схемой земельный участок расположен в территориальной зоне - застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и выше) - Ж-4.
Решением Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 24 марта 2022 г. Русанову М.А. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ, подписку 2 пункта 15 Административного регламента. Указано на невозможность утверждения схемы расположения земельного участка по основанию, предусмотренному пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ. Указано также, что на земельном участке находится здание туалета, которое является вспомогательным объектом, объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером N, имеющий вид разрешенного использования - универсальный магазин, нарушены требования к образуемым земельным участкам, на земельном участке располагаются иные объекты (павильоны под общим начесом, контейнеры), документов относительно законности размещения которых не представлено, Планом организации розничных рынков на территории Красноярского края", утвержденным Постановлением Совета администрации Красноярского края от 29 мая 2007 г. N 205-п "Об утверждении плана организации розничных рынков на территории Красноярского края" размещение розничного рынка по указанному адресу не предусмотрено.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции указал, на то, что административным ответчиком соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок и основания принятия оспариваемого решения, предоставление участка может привести к вклиниванию, заявленная площадь земельного участка не мотивированна, учитывая вспомогательный характер нежилого здания, собственником которого является административный истец, на участке находятся объекты (торговые павильоны), не принадлежащие административному истцу.
Судебная коллегия, проверяя законность решения в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции согласилась, указав, что необходимость предоставления земельного участка площадью 1 331 кв.м. для использования и эксплуатации строения площадью 18 кв.м. не доказана. Возведение на земельном участке только вспомогательного объекта, в том числе при наличии государственной регистрации права собственности на объект, не влечет возникновения у административного истца права на приобретение в собственность испрашиваемого участка в порядке, предусмотренном статьей 39.6 ЗК РФ. Указано также на то, что размещение туалетов не отнесено к виду разрешенного использования земельного участка - бытовое обслуживание, отнесено к иному виду - благоустройство территории (код 12.02.2), который в перечне видов разрешенного использования территориальной зоны Ж-4 отсутствует.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку выводов судов не опровергают, нарушение судами норм права не подтверждают.
Как правильно указано судами, статьей 17 Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 г. N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов" (далее - Правила землепользования и застройки), зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) включают в себя участки территории города, предназначенные для размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов.
В числе основных видов разрешенного использования, в соответствии с пунктом 2 указанной статьи Правил землепользования и застройки указаны, в частности: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (код - 2.6); предоставление коммунальных услуг (код - 3.1.1), за исключением размещения стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и аварийной техники, сооружений, необходимых для сбора и плавки снега; административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг (код - 3.1.2); социальное обслуживание (код - 3.2); бытовое обслуживание (код - 3.3).
В соответствии с указанным выше Классификатором размещение общественных туалетов (в качестве самостоятельного (основного) объекта) отнесено к виду разрешенного использования земельных участков - благоустройство территории (12.0.2), в связи с чем выводы судов о законности отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка является обоснованными. Доводы кассационной жалобы о том, что в сведениях об объекте - нежилое здание, отсутствует указание на вспомогательный характер здания, не могу повлечь отмену судебных актов, поскольку, установлено и не опровергнуто в ходе рассмотрения дела, в том числе на основании технического заключения N-О, подготовленного "данные изъяты"", здание представляет собой общественный туалет, иного назначения не имеет.
Не свидетельствуют о незаконности судебных актов доводы кассационной жалобы о формировании земельного участка без наложения границ на смежные земельные участки, а также отсутствие коммуникаций, поскольку указанные обстоятельства не опровергают правильность выводов органа местного самоуправления и судом о несоответствии схемы расположения земельного участка на кадастровом планет территории требованиям к образуемым земельным участкам и Правилам землепользования и застройки.
Доводы жалобы об отсутствии притязаний третьих лиц и споров не свидетельствуют о наличии права административного истца на приобретение испрашиваемого земельного участка в собственность, поскольку указанные обстоятельства не являлись основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы его расположения.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что при принятии судебных актов судами не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлечь неправильные выводы суда, основанием для отмены судебных актов, по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кировского районного суда г. Красноярска от 22 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 15 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 1 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.