Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, судей Андугановой О.С, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3330/2022 (УИД: 42RS0009-01-2022-004911-37) по иску Батанова Сергея Александровича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о включении периодов работы в страховой стаж, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 26 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 18 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Батанов Сергей Александрович (далее - Батанов С.А, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу, ответчик) о включении периодов работы в страховой стаж.
В обоснование заявленных требований Батанов С.А. указал, что 10 января 2022 г. он обратился в клиентскую службу (на правах отдела) в Центральном и Кемеровском районах с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу от 14 января 2022 г. N в назначении страховой пенсии по старости истцу отказано, в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (в наличии 18, 968, при требуемом - 23, 4).
Из решения ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу от 14 января 2022 г. N следует, что по представленным документам страховой стаж Батанова С.А, дающий право на страховую пенсию в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составил 17 лет 8 месяцев 13 дней.
Отказ ответчика в назначении пенсии истец считает незаконным, так как в его страховой стаж незаконно не был включен период работы с 13 мая 1992г. по 29 апреля 1999 г. в качестве главы крестьянского хозяйства Батанова С.А. Вместе с тем, истец указывает, что, работая в крестьянском хозяйстве Батанова С.А, он платил налоги и производил оплату страховых взносов в Пенсионный фонд за период с 1992 г. по 1999 г.
С учетом уточнений исковых требований, Батанов С.А. просил суд признать незаконным решение - ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу от 14 января 2022 г. N, обязать ответчика включить в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости периоды работы с 13 мая 1992 г. по 31 декабря 1994 г, с 1 января 1996 г. по 29 апреля 1999 г. в качестве главы крестьянского хозяйства Батанова С.А, назначить страховую пенсию по старости с даты возникновения права - 7 февраля 2022 г.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 26 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 18 октября 2022 г, исковые требования Батанова С.А. удовлетворены.
Признано незаконным решение ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 14 января 2022 г. N.
На ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу возложена обязанность включить в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы Батанова С.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 13 мая 1992 г. по 31 декабря 1994 г, с 1 января 1996 г. по 29 апреля 1999 г. в качестве главы крестьянского хозяйства Батанов С.А.
На ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу возложена обязанность назначить Батанову С.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 7 февраля 2022 г.
В кассационной жалобе представитель ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу просит об отмене решения Центрального районного суда г. Кемерово от 26 июля 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 18 октября 2022 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что период работы истца с 13 мая 1992 г. по 29 апреля 1999 г. в крестьянском хозяйстве Батанова С.А. не может быть зачтен в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости в связи с тем, что за данный период за истца не оплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Относительно доводов кассационной жалобы Батановым С.А. представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Батанов С.А, представитель ответчика ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 10 января 2022 г. Батанов С.А. обратился в Клиентскую службу (на правах отдела) в Центральном и Кемеровском районах с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу от 14 января 2022 г. N в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" истцу отказано в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (требуется - 23, 4, в наличии - 18, 968).
Ответчиком не включен в стаж истца период работы с 13 мая 1992 г. по 29 апреля 1999 г. (6 лет 11 мес. 11 дней) в крестьянском хозяйстве Батанова С.А, поскольку за данный период отсутствуют сведения об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Также установлено, что согласно сведениям трудовой книжки, Батанов С.А. 13 мая 1992 г. принят главой крестьянского хозяйства (приказ N от 13 мая 1992 г.), 29 апреля 1999 г. уволен по пункту 1 статьи 33 КЗоТ РФ в связи с ликвидацией (приказ N от 29 апреля 1999 г.).
На основании распоряжения администрации Юргинского района от 12 мая 1992 г. Nр Батанову С.А. предоставлен земельный участок в количестве 4 га пашни в собственность для организации крестьянского хозяйства, главой КФХ утвержден Батанов С.А, также постановлено зарегистрировать крестьянское хозяйство, выдано свидетельство на право собственности на землю.
Приказом N от 13 мая 1992 г. Батанов С.А. принят в крестьянское хозяйство Батанова С.А. главой.
16 июня 1992 г. уполномоченным представителем Пенсионного фонда РСФСР по Юргинскому району крестьянскому хозяйству выдано извещение о регистрации в качестве страхователя с указанием размера страховых взносов - 5% от дохода.
Крестьянское хозяйство Батанова С.А. поставлено на учет в качестве страхователя в Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования, Территориальный фонд Обязательного медицинского страхования.
Согласно свидетельству от 29 апреля 1999 г. крестьянское хозяйство Батанова С.А. исключено из реестра государственной регистрации юридических лиц на основании заявления учредителя.
В материалы дела предоставлены платежные поручения N от 18 февраля 1993 г, N от 3 марта 1993 г, согласно которым крестьянским хозяйством Батанова С.А. оплачены взносы в пенсионный фонд за 1992 г. в размере 4 664 руб, платежное поручение N от 1 апреля 1994 г, согласно которому крестьянским хозяйством Батанова С.А. оплачен взнос в пенсионный фонд за 1993 г. в размере 235 812 руб, платежное поручение N от 12 мая 1995 г, согласно которому крестьянским хозяйством Батанова С.А. оплачен взнос в пенсионный фонд за 1994 г. в размере 101 060 руб, квитанции от 20 октября 1996 г. на сумму 286 330 руб. - за 1996г, от 13 апреля 1998 г. на сумму 1 331, 5 руб. - за 1997 г, от 2 марта 1999 г. на сумму 620 руб. - за 1998 г, 27 августа 1999 г. на сумму 138 руб. - за 1999 г.
Согласно акту документальной проверки крестьянского хозяйства Батанова С.А. от 11 декабря 1998 г, в пенсионный фонд за проверяемый период (с 1 января 1996 г. по 1 декабря 1998 г.) начислено и уплачено взносов на сумму 1617, 9 руб.
Согласно ответу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N по Кемеровской области - Кузбассу, предоставить сведения о предоставлении налоговой отчетности и об уплате обязательных платежей Батановым С.А. за спорный период не представляется возможным, в связи с уничтожением документов по истечении срока хранения.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Батановым С.А. представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что за периоды осуществления им деятельности в качестве главы крестьянского хозяйства осуществлялась оплата взносов на обязательное пенсионное страхование за 1992, 1993, 1994, 1996, 1997, 1998, 1999 годы.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции решение Центрального районного суда г. Кемерово от 26 июля 2022 г. оставил без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергается.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии по старости установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Аналогичная норма предусмотрена пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 3 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, абзацы третий, четвертый пункта 1 статьи 7, статья 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N167 - ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), закрепляя круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включает в него лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальных предпринимателей, в том числе, глав крестьянских (фермерских) хозяйств), в качестве застрахованных лиц и одновременно страхователей по обязательному пенсионному страхованию и обязывает их уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в фиксированном размере, который до 1 января 2017 года определялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (части 1.1, 1.2 и 2 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N212-ФЗ), а после указанной календарной даты устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения. Установленное в Федеральном законе "О страховых пенсиях" правило о включении в страховой стаж застрахованных лиц периодов их работы при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, с соблюдением которого связывается реализация права на получение страховой пенсии в надлежащем объеме и которому корреспондирует законодательно закрепленная обязанность страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, также призвано обеспечивать нормальное функционирование финансового механизма обязательного пенсионного страхования и в конечном счете - выплату пенсий застрахованным лицам в размере, предусмотренном законом.
Индивидуальные предприниматели, являясь одновременно страхователями по обязательному пенсионному страхованию и застрахованными лицами, своевременно и в полном объеме уплачивая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, самостоятельно обеспечивают свое право на получение страховой пенсии.
Такое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права данной категории граждан, поскольку иной подход приводил бы к тому, что подтверждением страхового стажа являлось бы наличие статуса индивидуального предпринимателя, что противоречит принципам пенсионного страхования.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 3 пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Во исполнение части 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно пункту 21 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
В соответствии с пунктом 50 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов.
В соответствии с пунктом 15 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (действовали до 1 января 2015 г.), периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Согласно пункту 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N1015, к уплате страховых взносов при применении указанных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:
а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов;
г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
Таким образом, как действующим, так и ранее действовавшим законодательством в качестве обязательного условия для включения периода работы в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства в стаж (страховой, общий трудовой, "сельский"), начиная с 1 января 1991 г, является уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
С учетом изложенного, периоды осуществления истцом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства могут быть включены в страховой стаж только при условии уплаты за эти периоды страховых взносов на пенсионное страхование.
Поскольку суд первой инстанции установил, что в спорные периоды работы истца с 13 мая 1992 г. по 31 декабря 1994 г, с 1 января 1996 г. по 29 апреля 1999 г. в качестве главы крестьянского хозяйства Батанова С.А. уплата страховых взносов на пенсионное страхование производилась, то выводы о включении указанных периодов в страховой стаж Батанова С.А. являются обоснованными.
Судебной коллегией отклоняются как несостоятельные доводы кассационной жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют сведения об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за период работы истца главой крестьянского хозяйства Батанова С.А, поскольку противоречат материалам дела.
Из сообщения ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу от 21 июля 2022 г. Nк, поступившего в материалы дела на стадии апелляционного рассмотрения дела, следует, что крестьянское хозяйство Батанова С.А. состояло на регистрационном учете в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя - организации, занятой в производстве сельскохозяйственной продукции, уплачивающей единый социальный налог (ЕСН) с 16 июня 1992 г. по 29 апреля 1999 г. Согласно базе данных Пенсионного фонда Российской Федерации, имеются сведения об уплате страховых взносов за спорный период.
Поскольку при включении спорных периодов в страховой стаж, учитываемый при назначении страховой пенсии по старости и при расчете индивидуального пенсионного коэффициента, дает в совокупности ИПК в достаточном размере (расчет ИПК представлен пенсионным органом в материалы дела и составляет 25, 117 при требуемом 23, 4 ИПК в соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях") и наступлении у Батанова С.А. права на получение страховой пенсии по старости с 7 февраля 2022 года (по достижении возраста 61 года и 6 месяцев), суды обоснованно обязали ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости с 7 февраля 2022 г, на основании статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Выводы судов соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда считает, что доводы кассационной жалобы не влекут отмену по существу правильных судебных постановлений, поскольку выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Положения статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Учитывая изложенное, основания, предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 26 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 18 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.