Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Жуленко Н.Л, судей Благодатских Г.В, Уфимцевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 75RS0001-02-2022-001988-13 по иску заместителя военного прокурора Читинского гарнизона в интересах Российской Федерации к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, Читинскому лесничеству Министерства обороны Российской Федерации - филиалу Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к действиям
по кассационной жалобе Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации на решение Центрального районного суда г. Читы от 4 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 4 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуленко Н.Л, выслушав прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волкову А.Г, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Военный прокурор обратился в суд с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее - УЛХиП МО РФ), Читинскому лесничеству Министерства обороны Российской Федерации - филиалу УЛХиП МО РФ (далее - Читинское лесничество МО РФ) о возложении обязанностей в срок до 1 июня 2022 г. организовать проведение работ по очистке от порубочных остатков земельного участка с кадастровым N в границах лесотаксационных "адрес" "Красный яр" Бургенского участкового лесничества Читинского лесничества МО РФ - филиала УЛХиП МО РФ.
В обоснование требований указал на выявление по итогам прокурорской проверки на указанном земельном участке неубранных порубочных остатков объемом около 25 куб.м на площади 10 га, образовавшихся в результате незаконных рубок лесных насаждений, зафиксированных в период с 2014 по 2020 годы. Наличие в лесном массиве порубочных остатков влечет захламление лесов, распространение вредных организмов, возникновение пожаров, чем нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также гарантированные государством права неопределенного круга лиц. Кроме того, нарушение правил пожарной безопасности в лесах путем оставления порубочных остатков создает реальную опасность повреждения и уничтожения имущества, находящегося в федеральной собственности.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 4 апреля 2022 г. на ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации и Читинское лесничество Министерства обороны Российской Федерации - филиал ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать проведение работ по очистке земельного участка с кадастровым N в границах лесотаксационного "адрес" "Красный яр" Бургенского участкового лесничества Читинского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, от порубочных остатков.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 4 октября 2022 г. решение Центрального районного суда г. Читы от 4 апреля 2022 г. изменено. На ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации в лице его филиала - Читинского лесничества Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по очистке от порубочных остатков земельного участка с кадастровым N в границах лесотаксационных "адрес" "Красный яр" Бургенского участкового лесничества Читинского лесничества Министерства обороны Российской Федерации. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права.
Относительно доводов кассационной жалобы от заместителя военного прокурора Читинского гарнизона поступили возражения.
Помимо прокурора, иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Как следует из материалов дела и установлено судами, военной прокуратурой Читинского гарнизона в целях предупреждения лесных пожаров в пожароопасный период 2022 года проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере лесопользования, в ходе которой выявлены нарушения закона в сферах санитарной и пожарной безопасности в лесах.
Актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным начальником Читинского лесничества МО РФ, со схемами и фототаблицами, протоколами о лесонарушении от 9 февраля и ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым N в границах лесотаксационных "адрес" участка "Красный яр" Бургенского участкового лесничества Читинского лесничества МО РФ, обнаружена захламленность на площади 10 га объемом около 25 куб.м, образовавшаяся вследствие незаконной порубки деревьев хвойных и лиственных пород, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор и принимая решение о возложении на ответчиков обязанности по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков, суд исходил из положений лесного и природоохранного законодательства, нахождения спорного участка леса в ведении Министерства обороны Российской Федерации, уставных целей и задач ответчиков.
Суд апелляционной инстанции в целом с вышеуказанными выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласился, при этом изменив решение суда в части возложения соответствующей обязанности на ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" МО РФ в лице его филиала - Читинского лесничества МО РФ.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов нижестоящих инстанций незаконными, поскольку они отвечают требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения; обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судами определены верно; выводы судов основаны на всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, с приведением мотивов, по которым суд отдает предпочтение одним доказательствам и отвергает другие, в соответствии с требованиями статьи 198 ГПК РФ, и не противоречат требованиям действующего законодательства.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации.
В статье 58 Конституции Российской Федерации указано, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, в том числе меры пожарной безопасности, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В силу части 7 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами (часть 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 14 части 1 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся, в том числе, осуществление мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Согласно подпункту "д" пункта 4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 1614, меры пожарной безопасности, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктами 34, 35 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N 2047, порубочные остатки после выборочных и сплошных санитарных рубок в очагах вредных организмов подлежат сжиганию, измельчению, обработке пестицидами или вывозу в места, предназначенные для переработки древесины. При проведении рубок лесных насаждений осуществляется очистка мест рубок от порубочных остатков в соответствии с утвержденным порядком проведения лесосечных работ.
Согласно пункту 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства от 7 октября 2020 г. N 1614, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13 октября 2015 г. N 26-П, установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия. Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 г. N 414 во исполнение части 3 данной статьи Правил санитарной безопасности в лесах, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них.
Согласно статье 11 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций.
На основании части 12 статьи 1 указанного Федерального закона имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу действия положений статьи 71 Конституции РФ, статей 1, 10, 11, 13, 25 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ 16 августа 2004 г. N 1082, в их взаимосвязи с положениями статьи 210, пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, Вооруженные Силы РФ - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации, которые стоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей. Имущество Вооруженных Сил РФ, в том числе воинских частей относится к федеральной собственности, и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Обязанность по содержанию собственности может быть возложена не только на собственника, но и на других лиц, в ведении которых федеральная собственность находится на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Указание в кассационной жалобе на незаконное возложение на УЛХиП МО РФ обязанности по очистке территорий от порубочных остатков, что не входит в компетенцию учреждения, основанием для отмены обжалуемых судебных актов служить не может, поскольку, возлагая обязанность на УЛХиП МО РФ провести работы по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков, суды учли положения пункта 13 Устава ответчика, согласно которому предметом и целями деятельности учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сферах управления лесным хозяйством (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) и природопользования в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности; учреждение осуществляет планирование, организацию, управление мероприятий, проводимых по охране, защите лесов; усилению средообразующих, защитных, водоохранных, санитарно-технических функций лесов, организацию мероприятий по сохранению биологического разнообразия.
Поскольку в функции учреждения входит планирование, организация и управление проведением соответствующих лесоохранных и лесозащитных мероприятий, суды правомерно возложили обязанность по очистке участка леса от порубочных остатков на УЛХиП МО РФ, которое в рамках исполнения решения суда не лишено возможности организовать проведение соответствующих работ с привлечением иных юридических лиц, подведомственных данному учреждению либо Министерству обороны Российской Федерации, наделенных равнозначными полномочиями, либо исполняющих специальные функции.
Созданное в соответствии с приказом Минобороны России УЛХиП МО РФ имеет филиал в виде Читинского лесничества МО РФ на территории г. Читы и которое осуществляет свою деятельность в целях управления контроля в области ведения лесного хозяйства (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Минобороны России.
Установив указанные обстоятельства, учитывая приведенные нормы права, суды пришли к верному выводу о возложении обязанности на УЛХиП МО РФ, как уполномоченное учреждение Министерства обороны РФ, являющегося пользователем земель лесного фонда, по проведению работ по очистке земельного участка.
Доводы жалобы о том, что УЛХиП МО РФ ограничено Уставом в своей правоспособности и доведенными лимитами целевых бюджетных средств, отсутствуют штатные единицы для ликвидации захламлений и порубочных остатков, на законность принятых постановлений не влияют, поскольку не свидетельствуют об отсутствии обязанности проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения, которые не ограничиваются Уставом, недостаточное финансирование и отсутствие специальных штатных единиц не освобождает от обязанности, предусмотренной действующим законодательством, по охране лесного фонда, в том числе проведения мероприятий от загрязнения лесов.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы, были предметом рассмотрения в судах нижестоящих инстанций, получили надлежащую правовую оценку, при этом выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию по делу подателя жалобы и не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции. Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба не содержат. Правом дать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 ГПК РФ.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 4 апреля 2022 г. в неизмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 4 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.