Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N54RS0010-01-2022-004878-74 (N 2-3879/2022) по иску З.И.Е. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, назначение пенсии, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 27 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 27 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, объяснения З.И.Е, возражавшего удовлетворению кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
З.И.Е. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее- ОПФР по Новосибирской области) о возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, назначение пенсии.
В обоснование требований указал, что решением пенсионного органа от 24 марта 2022 г. ему отказано в назначении досрочно страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
В специальный стаж не засчитаны периоды работы, имевшие место после 1 января 1998 г. на территории Республики Казахстан, поскольку пенсионный органа считает, что на территории Республики Казахстан указанные работы засчитываются на общих основаниях, а также периоды работы с 13 марта 1992 г. по 1 июня 1995г, с 5 июня 1995 г. по 31 декабря 1997 г. в связи с отсутствием документов, подтверждающих достоверность сведений, запрошенных в порядке ч. 9 ст. 21 Федерального закон от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В страховой стаж пенсионным органом не включены периоды: с 13 марта 1992 г. по 1 июня 1995 г, с 5 июня 1995 г. по 31 декабря 1997 г, в связи с отсутствием документов, подтверждающих достоверность сведений, запрошенных в порядке ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ.
Ответчиком засчитано в специальный стаж 5 лет 9 месяцев 16 дня, в страховой стаж - 8 лет 3 месяца 4 дня.
Истец просил суд признать незаконным решение ответчика от 24 марта 2022 г. N об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости, возложить на ответчика обязанность назначить страховую пенсию по старости с 14 декабря 2021 г, включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, а также в страховой стаж периоды работы: с 13 марта 1992 г. по 1 июня 1995 г, с 5июня 1995 г. по 31 декабря 1997, с 1 января 1998 г. по 31 августа 2021.
Решением Центрального районного суда города Новосибирска от 27 июня 2022г. исковые требования удовлетворены частично. Суд возложил на ответчика обязанность включить периоды работы истца с 1 июля 1996 г. по 31 декабря 1997 г, с 1 января 1998 г. по 31 октября 1998 г, с 1 декабря 1998 г. по 6 октября 2005 г, с 17 октября 2005 г. по 27 февраля 2006 г, с 2 марта 2006 г. по 31 августа 2021 г. в специальный и страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, признав незаконным в данной части решение пенсионного органа от 24 марта 2022 г. N.
Также суд возложил на ответчика обязанность назначить истцу страховую пенсию по старости досрочно с 14 декабря 2021 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 27 сентября 2023 г. решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 27 июня 2022 г. изменено в части включения в специальный стаж З.И.Е. периода работы с 2 марта 2006 г. по 31 августа 2021 г, суд возложил на ответчика обязанность включить периоды работы с 2 марта 2006 г. по 31 марта 2014 г. и с 1 мая 2014 г. по 31 августа 2021 г. в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, отказав во включении периода - апрель 2014 года в специальный стаж работы. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции представитель ОПФР по Новосибирской области ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права, ссылаясь на то, что судами не были установлены юридически значимые обстоятельства для решения вопроса о назначении истцу указанного вида пенсии, так как законом предусмотрено наличие необходимого индивидуального пенсионного коэффициента (далее ИПК) -21, тогда как ИПК истца составляет 14, 078.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции представитель ответчика не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав истца, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражениях истца на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что доводы жалобы заслуживают внимания.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения были допущены судом первой и апелляционной инстанции и они выразились в следующем.
Судами установлено и следует из материалов дела, что решением пенсионного органа от 24 марта 2022 г. З.И.Е. отказано в назначении досрочно страховой пенсии по старости по п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
В специальный стаж не засчитаны периоды работы, имевшие место после 1 января 1998 г. на территории Республики Казахстан, поскольку на территории Республики Казахстан указанные работы засчитываются на общих основаниях, а также периоды работы с 13 марта 1992 г. по 1 июня 1995 г, с 5 июня 1995 г. по 31 декабря 1997 г. в связи с отсутствием документов, подтверждающих достоверность сведений, запрошенных в порядке ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ. В страховой стаж истца также не включены периоды: с 13 марта 1992 г. по 1 июня 1995 г, с 5 июня 1995 г. по 31 декабря 1997 г, в связи с отсутствием документов, подтверждающих достоверность сведений, запрошенных в порядке ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ.
Ответчиком засчитано в специальный стаж 05 лет 09 месяцев 16 дня, в страховой стаж - 08 лет 03 месяца 04 дня.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался норами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее- Список N 1 от 26 января 1991 г.), Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, исходил из того, что истец подтвердил уплату страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие фонды Республики Казахстан за работу в профессиях, выполнение которой дает право на досрочное пенсионное обеспечение, и установив, что представленными документами подтверждается выполнение истцом трудовой деятельности на подземных работах в соответствующих должностях, пришел к выводу о наличии оснований для включения спорных периодов в общий и специальный стаж, дающий право для досрочного назначения страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции только в отношении специального стажа за апрель 2014 года, указав, что из представленных истцом справок, уточняющих особый характер работы и условий труда, усматривается, что З.И.Е. с 1 июля 1996 г. по 31 августа 2021 г. работал полный рабочий день в качестве подземного горнорабочего по ремонту горных выработок, что предусмотрено Списком 1 раздела 1 подразделом 1а, 16 позицией 1010100а, 10101006 от 26 января 1991 г, что также подтверждено архивной справкой от 31 августа 2021 г, архивной справкой от 3 сентября 2021 г, справкой о заработной плате от 14 сентября 2021 г, справкой от 14 сентября 2021 г. АО "АрселорМиттал Темиртау", архивной справкой от 14 сентября 2021 г. АО "АрселорМиттал Темиртау". Работа истца в должности, предусмотренной Списком N 1, на полный рабочий день, предоставляющей право на досрочную пенсию по старости стороной апеллянта не оспаривается.
В целях подтверждения оплаты страховых и дополнительных взносов, истцом были предоставлены суду сведения из АО "Единый накопительный пенсионный фонд" с закрытого индивидуального пенсионного счета за период с 1 января 1998 г. по 9 декабря 2013 г, с 9 декабря 2013 г. по 12 сентября 2021 г, с 23 мая 2014 г. по 12 сентября 2021 г. об уплате пенсионных взносов.
Суд апелляционной инстанции отметил, что из представленных документов, в том числе, копии трудовой книжки, усматривается работа истца в спорные периоды: с 2 июня 1986 г. на шахте имени 60-летия Октябрьской революции П/о "Карагандауголь" подземным горнорабочим (подземным) по 1 июня 1995 г.; с 1 июля 1995 г. в шахте имени Тусупа Кузембаева ПО Караганадауголь впоследствии АО "АрселорМиттал Темиртау" подземным горнорабочим по 31 августа 2021 г.
Дополнительно в суд апелляционной инстанции были представлены и приобщены к делу в порядке п. 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", поступившие на имя З.И.Е. сведения из ИПС об уплате пенсионных взносов, проанализировав которые, суд апелляционной инстанции отклонил доводы ответчика о том, что истцом не подтверждена уплата страховых взносов за периоды с 1 января 2002 г. до мая 2011 года, за май 2013 года, за август 2013 года, за май 2014 года, июнь 2015 года, декабрь 2016 года, май 2018 года, октябрь 2018 года, октябрь-ноябрь 2019 года, май 2020 года, октябрь 2020 года, май 2021 года; за периоды: май 2015 года, апрель 2018 года, сентябрь 2018 года, сентябрь 2019 года, апрель 2020 года, сентябрь 2020 года, апрель 2021 года. Из приобщенных документов и имеющихся в деле, следует обратное, на что дополнительно обратил внимание истец в отзыве на апелляционную жалобу, расписав помесячно оплату взносов.
Неуплата профессионального взноса подтверждается только за апрель 2014 года, в связи с чем, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об исключении указанного периода из специального стажа, изменив решение суда первой инстанции в указанной части на основании ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с отказом во включении данного периода в специальный стаж, с указанием, что исключение из специального стажа одного месяца - апрель 2014 года, не влияет на право истца на назначение досрочно страховой пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом первой и апелляционной инстанции нормы материального права при рассмотрении заявленных исковых требований применены неправильно.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со ст. 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (ч. 1 ст. 8 названного закона), страховой стаж (ч. 2 ст. 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (ч. 3 ст. 8 названного закона).
Оспариваемым решением пенсионного органа от 24 марта 2022 года в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости отказано как в связи с отсутствием требуемого страхового стажа так и в связи с отсутствием требуемой величины ИПК, который пенсионным органом посчитан в размере 9, 332, что менее установленного ИПК, требуемого для назначения пенсии по старости - 21.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных или уплаченных в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, определяется в том числе исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж и наличие определенного законом минимального ИПК.
Приходя к выводу о наличии у истца страхового стажа определенной продолжительности, дающего ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суды никаких выводов о наличии/отсутствии у истца необходимого ИПК в соответствии с положениями ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ не высказали.
Между тем, в соответствии с п.1 ч.1 ст30 приведенного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Кроме того, судами не учтены и положения ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г, в соответствии с которыми, периоды работы, предусмотренные п.п. 1 - 18 ч. 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные п.п. 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п.п. 1 - 18 ч. 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Частью 6 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в действующей редакции, установлено, что периоды работы, предусмотренные п.п. 1 - 18 ч. 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные п.п. 1 - 18 ч. 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п.п. 1 - 18 ч. 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Разрешая спор в части требований о включении в специальный страховой стаж периода работы истца с 1 января 2013 г. по 31 августа 2021 г. суды не высказали суждений о применении вышеприведенных положений законодательства, регулирующих порядок и условия назначения досрочной страховой пенсии по старости, а также порядок подтверждения страхового стажа после 1 января 2013 г. с учетом уплаты дополнительных взносов.
Установив, что в период с 1 января 2013 г. по 31 августа 2021 г. трудовая деятельность истца протекала на территории Республики Казахстан, суды не учли, что спорный период работы истца подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Республика Казахстан является участником Соглашения от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Статьей 7 Соглашения предусмотрено, что при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных п. 3 ст. 6 настоящего Соглашения.
Следовательно, само Соглашение указывает на необходимость применения пенсионного законодательства того государства, в которое переселился пенсионер, то есть его нормы носят отсылочный характер и, соответственно, суду надлежит применять законодательство Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
С учетом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (ч. 1 ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанные выше требования в силу абзц. 2 ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований З.И.Е, возражений ответчика относительно иска и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление обстоятельств, связанных с правом истца на досрочную страховую пенсию по п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, определение предусмотренных законом условий для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости (в том числе, страховой стаж, ИПК).
Названные обстоятельства, имеющие значение для дела, исходя из подлежащих применению норм права, в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанций в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись.
Ввиду изложенного выводы судов об удовлетворения исковых требований З.И.Е. о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости по п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ нельзя признать соответствующими нормам пенсионного законодательства.
При таких обстоятельствах судебные акты нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов кассатора, что согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 27 июня 2022 г. с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 27 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 27 сентября 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Центральный районный суд г. Новосибирска.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.