Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой Е.Н.
судей Уфимцевой Н.А, Шабаловой О.Ф.
старшего прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г.Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслаковой О.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело УИД22RS0015-01-2021-005902-43 по иску прокурора г. Новоалтайска в защиту прав и интересов неопределенного круга к МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" о возложении обязанности разработать проект санитарно-защитных зон котельных, предельно допустимые выбросы, нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух, по кассационной жалобе МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 1 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 31 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой Е.Н, выслушав прокурора Маслакову О.Г, возражавшую на доводы кассационной жалобы
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор города Новоалтайска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципальному унитарному предприятию (МУП) г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" о возложении обязанности разработать проект санитарно-защитных зон котельных, предельно допустимые выбросы, нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Требования мотивированы тем, что ответчик осуществляя деятельность по теплоснабжению на территории г. Новоалтайска, эксплуатируя 18 котельных, относящихся к III-IV классу опасности, оказывает негативное воздействие на атмосферный воздух, так как в результате сжигания угля образуются загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. В нарушение требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства ответчиком не установлены санитарно-защитные зоны котельных, не разработаны проекты санитарно-защитных зон, предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
С учетом уточнения требований истец просил обязать ответчика:
- разработать проекты санитарно-защитных зон котельных, относящихся к III классу опасности, эксплуатируемых предприятием для осуществления теплоснабжения на территории г.Новоалтайска;
- разработать предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
- провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объектов, а именно: котельных NN 1, 1А, 2-7, 10-19;
- представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальный орган) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 Правил установления санитарно защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N222, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 1 июня 2022 года исковые требования удовлетворены частично.
На МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" возложены обязанности разработать предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух; провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объектов, а именно котельных N1, 1А, 2-7, 10-19, и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальный орган) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N222, в срок до 1 декабря 2022 года.
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 31 августа 2022 г. указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе директор МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" Адонин А.Ю. просит судебные акты изменить в части даты начала исполнения судебного акта, установив срок исполнения - не позднее шести месяцев с даты принятия Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации порядка определения предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух. Указывает на неисполнимость решения суда, в связи с не утверждением указанного порядка.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив дело в пределах доводов кассационной жалобы, в соответствии с ч.1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений не находит.
Так, согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В соответствии с п. 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222, санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Согласно п. 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, п. 3.1 раздела III СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03"Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, его требования распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и не оспаривается сторонами, МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" осуществляет деятельность по теплоснабжению на территории г. Новоалтайска, эксплуатируя 18 котельных.
В соответствии с паспортами котельных, их располагаемая мощность составляет: котельная N 1 (газ) - 50 Гкал/час, N 1а (газ) - 9, 66 Гкал/час, N 2 (уголь) - 12 Гкал/час, N 3 (уголь) - 0, 5 Гкал/час, N 4 (газ) - 0, 82 Гкал/час, N 5 (газ) - 2, 44 Гкал/час, N 6 (газ) - 1, 22 Гкал/час, N 7 (уголь) - 0, 5 Гкал/час, N 10 (уголь) - 1, 22 Гкал/час, N 11 (газ) - 30, 96 Гкал/час, N 12 (уголь) - 3, 15 Гкал/час, N 13 (уголь) - 1, 7 Гкал/час, N 14 (уголь) - 0, 5 Гкал/час, N 15 (уголь) - 1, 09 Гкал/час, N 16 (уголь) - 1, 66 Гкал/час, N 17 (газ) - 16, 78 Гкал/час, N 18 (уголь) - 3, 73 Гкал/час, N 19 (газ) - 6, 68 Гкал/час.
Данные котельные, работающие на твердом и газообразном топливе, относятся к IV классу опасности, так как их тепловая мощность менее 200 Гкал (п. 10.4 таблицы 7. 1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции постановилобжалуемое решение, с которым согласился суд апелляционной инстанции о частичном удовлетворении заявленных требований, поскольку разработка такого проекта не является обязательной, котельные не относятся к I - III классу промышленной опасности.
В части возложения на ответчика обязанности разработать предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух, провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объектов, суды исходили из того, что в отношении эксплуатируемых ответчиком объектов подлежат установлению санитарно-защитные зоны, на ответчике лежит обязанность по проведению исследования атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на него, а также разработке нормативов вредного физического воздействия, после определения которых ответчик должен представить в уполномоченный орган заявление об установлении санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов.
Выводы судов основаны на верном толковании п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", согласуются с разъяснениями, данными в п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон".
Проверяя судебные акты в обжалуемой части, судебная коллегия оснований для их отмены по доводам кассационной жалобы, направленным на переоценку выводов судов и собранных доказательств по делу, иное толкование норм материального права, не находит.
Доводы кассационной жалобы об изменении даты начала исполнения судебного акта, установлении срок исполнения - не позднее шести месяцев с даты принятия Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации порядка определения предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух, неисполнимости решения суда в связи с не утверждением указанного порядка, не могут быть приняты во внимание, оценивались судом апелляционной инстанции и были обоснованно отклонены, поскольку отсутствие установленного законом порядка разработки предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, не могут являться основанием для изменения судебных актов, поскольку данное обстоятельство не освобождает МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" от обязанности устранения нарушений природоохранного законодательства.
При этом, ответчик не лишен возможности при возникновении обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленный судом срок, разрешить вопрос об отсрочке исполнения решения суда на стадии исполнительного производства в соответствии со ст. ст. 203, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В целом доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов судов и собранных доказательств по делу, иное толкование норм материального права. При этом, согласно ч.3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Выводы судов мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и закону. Нарушений норм материального, процессуального права не допущено. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 1 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 31 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.