Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 19RS0001-02-2022-005030-47 (2-3853/2022) по иску К.А.А. к Министерству внутренних дел Российской Федерации по Республике Хакасия о включении периодов службы в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении пенсии
по кассационной жалобе К.А.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 13 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
К.А.А. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации по Республике Хакасия (далее- МВД по Республике Хакасия) о включении периодов службы в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении пенсии.
В обоснование своих требований указал, что проходил службу в Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Управление по Республике Хакасия (далее- ФСКН России).
Приказом от 30 мая 2016 г. N истец уволен со службы с 11 июня 2016 г, выслуга лет составила 23 года 6 месяцев 13 дней.
В апреле 2022 года он обратился к ответчику с заявлением о перерасчете выслуги лет, поскольку полагал, что период службы с 1 ноября 2003 г. no 15 октября 2012 г. подлежал зачету в льготном исчислении как один месяц службы за полтора месяца, однако получил отказ.
Просил произвести перерасчет выслуги лет за период с 1 ноября 2003 г. по 15 октября 2012 г. в льготном исчислении один месяц за полтора месяца службы, произвести перерасчет пенсии с 18 апреля 2021 г.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 21 июня 2022 г. исковые требования К.А.А. удовлетворены частично, суд возложил на МВД по Республике Хакасия обязанность произвести К.А.А. перерасчет выслуги лет за период с 1 ноября 2003 г. по 15 октября 2012 г. в льготном исчислении один месяц за полтора месяца службы, включив в выслугу лет, произвести перерасчет истцу пенсии по выслуге лет, начиная с 18 апреля 2021 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 13 октября 2022 г. решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 21 июня 2022 г. отменено с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе К.А.А. просит об отмене апелляционного определения, как незаконного, принятого с нарушением норм материального права, просит оставить в силе решение суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судами установлено и следует из материалов дела, что что К.А.А. проходил службу в Управлении Госнаркоконтроля России по Республике Хакасия на следующих должностях: с 1 ноября 2003 г. по 14 октября 2012 г. в должности контролера Черногорского межрайонного отдела 2-ой тарифной группы Управления Госнаркоконтроля России по Республике Хакасия; с 15 октября 2012 г. по 1 июля 2015 г. оперуполномоченный отделения специального назначения (за счет должности старшего оперуполномоченного отделения специального назначения); с 3 по 6 июля 2015 г. зачислен в распоряжение УФСКН России по Республике Хакасия с исполнением обязанностей по последней замещаемой должности; с 7 июля по 20 августа 2015 г. - оперуполномоченный (за счет должности старшего оперуполномоченного отделения специального назначения подразделения "Гром"); с 21 августа 2015 г. по 18 января 2016 г. - оперуполномоченный отделения специального назначения (за счет должности старшего оперуполномоченного) отделения специального назначения (подразделения "Гром"); с 18 января по 6 апреля 2016 г. - старший оперуполномоченный по ОВД отделения специального назначения (подразделения "Гром"); с 7 по 10 апреля 2016 г.- начальник отделения специального назначения (подразделения "Гром").
30 июня 2016 г. истец уволен со службы в органах наркоконтроля в соответствии с пп. 6 п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом, наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613 (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий).
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, принял во внимание приказ УФСКН по Республике Хакасия от 21 ноября 2005 г. N, Приказ УФСКН по Республике Хакасия от 24 ноября 2005 г. N, а также заключение от 31 января 2006 г, заключение от 31 декабря 2014 г. которыми К.А.А. служба в УФСКН по Республике Хакасия за период с 1 ноября 2003 г. по 15 октября 2012 г. зачтена как один месяц за полтора месяца.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что на момент увольнения К.А.А. правовое положение сотрудников органов наркоконтроля, порядок прохождения ими службы и увольнения со службы регулировались Положением о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. N 976 "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков", Положением о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ".
Из материалов дела следует, что приказом УФСКН по Республике Хакасия от 21 ноября 2005 г. N утверждены списки сотрудников непосредственно участвующих в мероприятиях с применением сил и средств подразделений специального назначения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в котором значится К.А.А. контролер Черногорского МРО, период участия указан с 1 ноября 2003 г.
Приказом УФСКН по Республике Хакасия от 24 ноября 2005 г. N в выслугу лет для назначения надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания и для назначения пенсии прапорщику полиции К.А.А, контролеру Черногорского межрайонного отдела, с 1 ноября 2003 г. включено время службы в льготных условиях один месяц службы за полтора месяца.
Согласно заключению о выслуге лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания от 31 января 2006 г. К.А.А. служба в УФСКН по Республике Хакасия за период с 1 ноября 2003 г. по 31 января 2006 г. зачтена как 1 месяц за полтора месяца.
По заключению о выслуге лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания от 31 декабря 2014 г. служба К.А.А. в УФСКН по Республике Хакасия за период с 1 ноября 2003 г. по 1 декабря 2014 г. также зачтена как 1 месяц за полтора месяца.
Суд апелляционной инстанции отметил, что судом первой инстанции не было учтено, что занимаемая истцом в спорный период должность контролера межрайонного отдела не была поименована в Перечне, которым льготная выслуга установлена сотрудникам при условии непосредственного участия в мероприятиях с применением сил и средств по спискам, утверждаемым приказом органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Учитывая, что должность, которую в спорный период занимал истец при прохождении службы в органах наркоконтроля не отнесена к перечню подразделений и должностей, время службы в которых включается в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, исполнение обязанностей в подразделениях специального назначения органов по контролю за оборотом наркотических средств на истца не возлагалось, выводы суда первой инстанции о признании права на включение в выслугу лет в льготном исчислении спорного периода службы в органах наркоконтроля не могут быть признаны правильными.
Кроме того, согласно приказу от 30 мая 2016 г. N выслуга лет у К.А.А. для назначения пенсии на 11 июня 2016 г. составляет: календарная выслуга - 19 лет 01 месяц 01 день, льготная - 02 года 08 месяцев 14 дней, учеба - 01 год 08 месяцев 27 дней, всего 23 года 06 месяцев 13 дней.Истец был ознакомлен с расчетом выслуги лет, возражений не имел.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что расчет выслуги произведен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 г. N 254 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям", приказ истцом не оспорен.
Приказ УФСКН по Республике Хакасия от 21 ноября 2005 г. N, Приказ УФСКН по Республике Хакасия от 24 ноября 2005 г. N, заключение о выслуге лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания от 31 января 2006 г, заключение о выслуге лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания от 31 декабря 2014 г, по мнению суда апелляционной инстанции, не влекут правовых оснований в виде перерасчета выслуги лет для назначения пенсии, поскольку, несмотря на включение К.А.А. указанным приказом от 21 ноября 2004 г. N в списки сотрудников непосредственно участвующих в мероприятиях с применением сил и средств подразделений специального назначения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, с указанием периода участия с 1 ноября 2003 г, приказов о привлечении К.А.А. к участию в таких мероприятиях материалы дела не содержат, иных доказательств, подтверждающих его участие в проведении мероприятий с применением сил и средств подразделений специального назначения органов по контролю за оборотом наркотических средств, с указанием конкретных периодов участия в таких мероприятиях, также не представлено.
Приказ УФСКН по Республике Хакасия от 24 ноября 2005 г. N содержит ссылку на Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2004 г. N 258 "О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ", и согласно данному приказу К.А.А. исчислена выслуга лет для назначения надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания.
Заключением о выслуге лет от 31 января 2006 г, и заключением о выслуге лет от 31 декабря 2014 г. выслуга лет также исчислена для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания.
Несмотря на то, что указанными документами расчет выслуги лет истца для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания произведен в льготном порядке, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что при исчислении выслуги лет истца для назначения пенсии за выслугу лет, ответчик, правильно применив правовые акты, регулирующие спорные отношения, и включив спорный период в календарном исчислении, не допустил нарушения прав истца на пенсионное обеспечение.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при разрешении спора суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права.
Действительно порядок прохождения истцом службы и увольнения со службы регулировались Положением о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. N 976 "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков", Положением о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ".
Предоставление социальных гарантий сотрудникам органов наркоконтроля осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ"О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Увольнение истца проходило в рамках проводимой процедуры упразднения Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции".
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в редакции, действующей до 3 июля 2016 г, пенсионное обеспечение лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении сотрудников федеральных органов налоговой полиции, а также их семей; Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - в отношении сотрудников, уволенных из органов по контролю за оборотом наркотически средств и психотропных веществ, а также их семей.
Названный Закон делегировал Правительству Российской Федерации полномочия по определению порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. I настоящего Закона (ст. 1 8).
Льготные условия для исчисления выслуги лет для назначения пенсий на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 предусмотрены в п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941"О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 г. N 254 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям" на лиц, проходивших службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве сотрудников, имеющих специальные звания полиции, и их семьи распространено действие Постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 (п. 1); также указанным Постановлением утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. 2).
Положения пп. "б" п. 3 указанного Постановления от 28 мая 2004 г. N 254 предусматривают, что в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы сотрудникам включаются па льготных условиях один месяц службы за полтора месяца:
время службы в подразделениях специального назначения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в соответствии с перечнем должностей, утверждаемым директором Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в том числе срок испытания на этих должностях в качестве стажеров;
время службы сотрудников (стажеров), осуществляющих оперативноразыскную деятельность, когда их принадлежность к органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ зашифрована, в соответствии с перечнем должностей, утверждаемым директором указанной Службы, и на определяемых им условиях;
время службы сотрудника, назначенного на должность официального представителя Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (его заместителя) в иностранном государстве, в период пребывания в иностранном государстве, включенном в перечень государств со сложной общественно-политической обстановкой, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 г. N 438, - не ранее чем с 27 января 2011 г.
Приказом ФСКН России от 29 ноября 2013 г. N 519дсп утвержден Перечень должностей сотрудников подразделений специального назначения территориальных органов ФСКН России, которым устанавливается льготная выслуга при условии непосредственного участия в мероприятиях с применением сил и средств по спискам, утверждаемым приказом органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в котором отсутствует должность контролера межрайонного отдела.
Установив, что должность контролера, которую занимал истец при прохождении службы в органах наркоконтроля, не отнесена к перечню подразделений и должностей, время службы в которых включается в льготную выслугу лет для назначения пенсии, исполнение обязанности в подразделениях специального назначения органов по контролю за оборотом наркотических средств на К.А.А. в спорный период не возлагалось, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что у истца отсутствует право на включение в выслугу лет периода службы в должности контролера Черногорского межрайонного отдела с 1 ноября 2003 г. по 15 октября 2012 г. в выслугу лет в льготном исчислении один месяц за полтора месяца службы.
Доводы кассатора о том, что утвержденный Приказом ФСКН России от 29 ноября 2013 г. N 519дсп Перечень должностей сотрудников подразделений специального назначения территориальных органов ФСКН России, которым устанавливается льготная выслуга при условии непосредственного участия в мероприятиях с применением сил и средств по спискам, утверждаемым приказом органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, был утвержден после увольнения истца и не может на него распространяться, не свидетельствуют о неправильных выводах суда апелляционной инстанции, поскольку Положением пп. "б" п. 3 вышеупомянутого Постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 г. N 254 также было предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы сотрудникам включаются па льготных условиях один месяц службы за полтора месяца - время службы в подразделениях специального назначения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в соответствии с перечнем должностей, утверждаемым директором Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в том числе срок испытания на этих должностях в качестве стажеров.
Следует отметить, что перечень должностей утверждается именно директором Федеральной службы Российской Федерации, следовательно, он не может быть изменен руководителями Управлений по субъектам Российской Федерации, включая УФСКН по Республике Хакасия, установление тождества должности контролера межрайонного отделения должности, поименованной в списке, - контролер, участвовавший в мероприятиях с применением специальных сил и средств подразделений специального назначения органов по контролю за оборотом наркотических средств, не относится к компетенции суда.
Доводы кассатора о несогласии с толкованием приведенных норм права, субъективное толкование кассатором указанных положений закона, не влекут удовлетворение кассационной жалобы, поскольку судом апелляционной инстанции нормы материального права применены и истолкованы правильно.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены апелляционного определения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 13 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу К.А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.