Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N38RS0003-01-2022-001801-85 (2-2038/2022) по иску Д.А.Н. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости, о назначении пенсии, по кассационной жалобе Д.А.Н. на решение Братского городского суда Иркутской области от 7 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 5 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Д.А.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее-ОПФР по Иркутской области) о признании незаконным отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости, о назначении пенсии.
В обоснование требований указано, что 10 августа 2021 г. она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее-Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Решением ответчика от 16 августа 2021 г. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием статуса безработного гражданина и предложения органов службы занятости.
16 августа 2021 г. истец повторно обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Решением ответчика от 27 августа 2021 г. N Д.А.Н. в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием страхового стажа и стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Согласно решению ответчика ее страховой стаж составил 17 лет 5 месяцев 17 дней, с учетом постановления Конституционного суда от 29 января 2004 г. N 2п - 20 лет 3 месяца 17 дней, при требуемом 20 лет. Стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составил 12 лет 4 месяца 14 дней, при требуемом 20 лет.
В марте 2022 года истец вновь обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, представив архивные справки.
Решением ответчика от 29 марта 2022 г. ей назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ. Вместе с тем, она считает, что имеет право на досрочную страховую пенсию по старости со дня первоначального обращения к ответчику - с 10 августа 2021 г.
Просила суд признать незаконным решение ОФПР по Иркутской области от 16 августа 2021 г. N об отказе в назначении страховой пенсии по старости, признать право на досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости - с 10 августа 2021 г.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 7 июня 2022 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 5 сентября 2022 г. решение Братского городского суда Иркутской области от 7 июня 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции Д.А.Н. ставит вопрос об отмене решения Братского городского суда Иркутской области от 7 июня 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 5 сентября 2022 г, как незаконных принятых с нарушением норм материального права.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции стороны не явились о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 10 августа 2021 г. Д.А.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, указав в качестве основания назначения пенсии - Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населении в Российской Федерации".
Решением ответчика от 16 августа 2021 г. истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием статуса безработного гражданина и соответствующего предложения органов службы занятости.
16 августа 2021 г. истец вновь обратилась с заявлением в ОПФР по Иркутской области о назначении досрочной страховой пенсии по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Решением ОПФР по Иркутской области от 27 августа 2021 г. истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием необходимого стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В соответствии с указанным решением, страховой стаж Д.А.Н. составил 17 лет 5 месяцев 17 дней, с учетом постановления Конституционного суда от 29 января 2004 г. N 2П - 20 лет 3 месяца 17 дней, при требуемом 20 лет, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", - 12 лет 4 месяца 14 дней, при требуемом 20 лет.
11 марта 2022 г. истец вновь обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, представив справку от работодателя о периоде работы ее с 1 июня 1988 г. по 30 мая 1992 г. в УС "Бамтоннельстрой".
Решением ответчика истцу назначена страховая пенсия по старости с 11 марта 2022 г. по п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Суд первой инстанции, отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что на момент обращения Д.А.Н. с заявлением в ОПФР по Иркутской области 10 августа 2021 г, истец не имела необходимого стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, даже при условии предоставления справки работодателя о периоде работы ее с 1 июня 1988 г. по 30 мая 1992 г. в УС "Бамтоннельстрой". В случае обращения истца 10 августа 2021 г. с заявлением о назначении пенсии по п.2 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и предоставлении ею документов о рождении двоих детей, а также архивной справки о периоде работы с 1 июня 1988 г. по 30 мая 1992 г, стаж работы истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составлял 16 лет 4 месяца 13 дней, при требуемом 17 лет.
Суд апелляционной инстанции согласился, с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами нормы материального права применены правильно.
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением N 6 к названному Федеральному закону).
В силу ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе, женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;
мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2, 6 и 7 ч. 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 г.
Частью 1 ст. 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрено, что по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 названного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены ст. 11 и 12 названного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Как верно учтено судом апелляционной инстанции, порядок подтверждения периодов работы при исчислении продолжительности страхового стажа, а также требования к предъявляемым документам для установления страховой пенсии по старости установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015.
Согласно п. 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 (далее - Правила), периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные п. 2 Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу п. 10 Правил, в случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в п.п.11-17 Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по договору, является трудовая книжка установленного образца. В случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 11 Правил).
Установив, что при обращениях истца с заявлением о назначении пенсии 10 августа 2021 г, 16 августа 2021 г. архивная справка о периоде ее работы с 1 июня 1988 г. по 30 мая 1992 г. представлена не была, сведения об указанном периоде не содержались в трудовой книжке, суды пришли к правильному выводу о том, что указанный спорный период работы истца не был включен в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и составил (без учета спорного периода) 12 лет 4 месяца 14 дней, при требуемом 17 лет, не по вине пенсионного органа.
Суд апелляционной инстанции правильно отметил, что архивная справка о периоде работы Д.А.Н. с 1 июня 1988 г. по 30 мая 1992 г. в УС "Бамтоннельстрой" датирована 9 ноября 2021 г, то есть, после обращения истца к ответчику в августе 2021 г.
Обращаясь 11 марта 2022 г. к ответчику с заявлением о назначении пенсии, истец приложила упомянутую архивную справку от 9 ноября 2021 г. о периоде работы с 1 июня 1988 г. по 30 мая 1992 г, в связи с чем ответчик и включил спорный период в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и назначил страховую пенсию с 11 марта 2022 г. по п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона N 400-ФЗ.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в исковом заявлении, в суде первой инстанции, апелляционной инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в определении апелляционной инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, не могут послужить основанием для отмены или изменения в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений, так как в силу ст.ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Братского городского суда Иркутской области от 7 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 5 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Д.А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.