Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Леонтьевой Т.В, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1318/2022, УИД: 38RS0035-01-2022-000621-86 по иску Башуровой Ирины Алексеевны к областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по г. Иркутску", министерству труда и занятости Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, признании права на назначение пенсии за выслугу лет, обязании назначить пенсию, по кассационной жалобе Башуровой Ирины Алексеевны на решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 5 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 3 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Башурова И.А. обратилась в суд с иском к областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по г. Иркутску" (далее по тексту также ОГКУ "УСЗН по г. Иркутску"), министерству труда и занятости Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, признании права на назначение пенсии за выслугу лет, обязании назначить пенсию.
Требования мотивированы тем, что в сентябре 2021 года обратилась в ОГКУ "УСЗН по г. Иркутску" с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Иркутской области от 29 декабря 2007 г. N 152-ОЗ "О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области". В назначении пенсии истцу отказано уведомлением от 13 октября 2021 г. в связи с отсутствием требуемого стажа, который у истицы составляет 12 лет 8 месяцев 11 дней, при требуемом стаже 17 лет 6 месяцев. Ответчиком не включен в стаж государственной гражданской службы области период ее работы с 22 апреля 1985 г. по 6 сентября 1995 г. в Иркутском Центре по начислению и выплате пенсий и пособий отдела социального обеспечения облисполкома.
Полагает, что она приобрела право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Иркутской области от 29 декабря 2007 г. N 152-ОЗ, поскольку более 17 лет 6 месяцев замещала должности государственной гражданской службы Иркутской области, уволена с государственной службы в связи с расторжением служебного контракта по инициативе гражданского служащего, непосредственно перед увольнением замещала должности областной гражданской службы не менее двенадцати полных месяцев, в настоящее время ей назначена страховая пенсия по старости, то есть, соблюдены все условия предусмотренные законом для назначения пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области.
Башурова И.А. просила суд признать за ней право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Иркутской области от 29 декабря 2007 г. N 152-ОЗ "О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области"; включить в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет периоды работы с 22 апреля 1985 г. по 6 сентября 1995 г. в Иркутском Центре по начислению и выплате пенсий и пособий отдела социального обеспечения облисполкома; признать незаконным решение ОГКУ "УСЗН по г. Иркутску" об отказе в назначении пенсии за выслугу лет; обязать ОГКУ "УСЗН по г. Иркутску" назначить пенсию за выслугу лет с 3 сентября 2021 г.
Решением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 5 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 3 октября 2022 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе истец Башурова И.А. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных ею исковых требований в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, министерством труда и занятости Иркутской области принесены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 30 сентября 2021 г. Башурова И.А. обратилась в ОГКУ "УСЗН по городу Иркутску" с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет.
Решением ответчика N от 13 октября 2021 г. истцу отказано в назначении пенсии за выслугу лет, в связи с отсутствием права на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 2 Закона Иркутской области от 29 декабря 2007 г. N 152-ОЗ "О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области" (далее по тексту также Закон Иркутской области от 29 декабря 2007 г. N 152-ОЗ).
Согласно заключению министерства труда и занятости Иркутской области от 11 октября 2021 г. N стаж замещения должностей государственной гражданской службы Иркутской области, дающий право на пенсию за выслугу лет, по состоянию на 7 октября 2021 г. у Башуровой И.А. составляет 12 лет 8 месяцев 11 дней, при требуемом стаже 17 лет 6 месяцев.
При этом периоды работы истца с 22 апреля 1985 г. по 6 сентября 1995г. (10 лет 04 месяца 15 дней) в должностях инспектора 4 операционного отдела, старшего инспектора 4 операционного отдела, старшего инспектора отдела контроля, специалиста первой категории отдела контроля, ведущего специалиста отдела контроля в Иркутском Центре по начислению и выплате пенсий и пособий отдела социального обеспечения облисполкома, в стаж государственной гражданской службы не включены.
Согласно пункту 5 Положения о Центре по начислению и выплате пенсий и пособий отдела социального обеспечения, утвержденного решением Исполнительного комитета Иркутского областного совета народных депутатов от 21 октября 1980 г. N 518 облисполкома, Центр по начислению и выплате пенсий и пособий является государственным учреждением.
Основной задачей указанного Центра является организация своевременной и правильной выплаты пенсий и пособий в централизованном порядке в масштабе области с широким применением современных технических средств механизации и автоматизации, что является технической функцией, а не управленческой.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе Башуровой И.А. в удовлетворении заявленных требований. При этом суд первой инстанции исходил из того, что спорный период работы истца в Иркутском Центре по начислению и выплате пенсий и пособий отдела социального обеспечения облисполкома не может быть включен в стаж для назначения пенсии в соответствии с Законом Иркутской области от 29 декабря 2007 г. N 152-ОЗ, поскольку Центр по начислению и выплате пенсий и пособий должен являться либо органом государственной власти и управления, либо учреждением, осуществлявшим отдельные функции государственного управления. Между тем, основной задачей указанного Центра является организация своевременной и правильной выплаты пенсий и пособий в централизованном порядке в масштабе области с широким применением современных технических средств механизации и автоматизации, что является технической функцией, а не управленческой.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Согласно статье 19 Федерального закона Российской Федерации N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.
Условия предоставления права на пенсию за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области, и порядок назначения пенсии за выслугу лет в Иркутской области определены Законом Иркутской области от 29 декабря 2007 г. N 152-ОЗ "О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области".
Одним из условий предоставления права на пенсию за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области, является наличие стажа государственной гражданской службы Иркутской области, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и на 2021 год составляла 17 лет 6 месяцев.
Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Иркутской области определен Законом Иркутской области от 4 апреля 2008 г. N 3-ОЗ "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской и муниципальной службы Иркутской области для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским и муниципальным служащим Иркутской области".
Согласно пп. "з" пункта 13 статьи 2 Закона Иркутской области N 3-ОЗ в стаж включаются периоды службы (работы) в должностях руководителей, специалистов и служащих, занимаемых на постоянной основе в период с 1 января 1992 г. до введения в действие Сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32, Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, перечней государственных должностей федеральной государственной службы, являющихся соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, перечней государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органах, образованных в соответствии с конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, в высших государственных органах автономных республик, местных государственных органах (краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономной области, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах) и органах местного самоуправления.
Согласно подпункта "б" пункта 16 статьи 2 Закона Иркутской области N 3-ОЗ в стаж включаются периоды службы (работы) в должностях руководителей, специалистов и служащих, занимаемых на постоянной основе до 31 декабря 1991 г. включительно, в органах государственной власти и управления, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, в том числе в Верховном Совете СССР и его Секретариате, Президиуме Верховного Совета СССР, Верховных Советах и президиумах Верховных Советов союзных и автономных республик и их аппаратах, краевых и областных Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся), Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) и их исполнительных комитетах.
Таким образом, из содержания данных правовых норм следует, что в стаж для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Иркутской области включаются периоды работы в органе государственной власти и управления либо учреждении, осуществлявшем отдельные функции государственного управления.
Согласно пункту 5 Положения о Центре по начислению и выплате пенсий и пособий отдела социального обеспечения, утвержденного решением Исполнительного комитета Иркутского областного совета народных депутатов от 21 октября 1980 г. N 518 облисполкома, Центр по начислению и выплате пенсий и пособий является государственным учреждением.
Основной задачей указанного Центра является организация своевременной и правильной выплаты пенсий и пособий в централизованном порядке в масштабе области с широким применением современных технических средств механизации и автоматизации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" государственное управление представляет собой деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Согласно Постановлению Кабинета Министров СССР от 13 апреля 1991 г. N 176 "О порядке реализации Законов СССР "О Кабинете Министров СССР" и "О Перечне министерств и других центральных органов государственного управления СССР" Центр по начислению и выплате пенсий и пособий в систему органов государственного управления СССР не входил.
Установив исходя из задач Центра, определенных Положением N 518, что Центр выполнял технические функции, не относящиеся к государственному управлению, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Довод кассационной жалобы о том, что Центр по начислению и выплате пенсий и пособий был учрежден Исполнительным комитетом Иркутского областного совета народных депутатов и создавался как орган, осуществляющий функции социального обеспечения, и входил в структуру органов Министерства социального обеспечения РСФСР, является несостоятельным.
Согласно статье 137 Конституции РСФСР, принятой 12 апреля 1978 г, органами государственной власти в областях являются соответствующие местные Советы народных депутатов.
Исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов являются избираемые ими из числа депутатов исполнительные комитеты (статья 145 вышеуказанной Конституции).
В соответствии со статьей 151 вышеуказанной Конституции, областными Советами народных депутатов образуются отделы и управления исполнительных комитетов, перечень которых утвержден указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1982г. В данный перечень входят комиссии, отделы, управления, главные управления, комитеты, в том числе и отдел социального обеспечения.
Таким образом, Конституция РСФСР, принятая 12 апреля 1978 г, определяющая структуру и систему органов исполнительной власти, Центр по начислению и выплате пенсий и пособий к таковым не относит, в связи с чем Центр по начислению и выплате пенсий и пособий не может являться органом исполнительной власти при отсутствии прямого указания на данный факт в нормативных правовых актах РСФСР, устанавливающий правовой статус органов власти.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Выводы судов являются мотивированными, судами учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в обжалуемых судебных постановлениях отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, аналогичны доводам апелляционной жалобы, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы суда не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, не свидетельствуют, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 5 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 3 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Башуровой Ирины Алексеевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.