Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.
судей Андугановой О.С, Гусева Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3438/2022 (УИД: 54RS0010-01-2022-003890-31) по иску Инстранкина Алексея Олеговича к Министерству здравоохранения Новосибирской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации о понуждении к обеспечению лекарственным препаратом, по кассационной жалобе Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области на решение Центрального районного суда города Новосибирска от 13 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, объяснения присутствовавшей в судебном заседании представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации Гавриневой Маргариты Алексеевны, действующей на основании доверенности от 15 января 2021 г, выданной в порядке передоверия Колокольцевым В, действующим на основании доверенности от 5 декабря 2020 г. N, объяснения представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области Гавриневой Маргариты Алексеевны, действующей на основании доверенности от 30 декабря 2021 г. N, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Инстранкин Алексей Олегович (далее - Инстранкин А.О, истец) обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Новосибирской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации о понуждении к обеспечению лекарственным препаратом.
В обоснование заявленных требований Инстранкин А.О. указал, что страдает "данные изъяты"
Согласно протоколу Консилиума врачей ему назначен к индивидуальному применению "данные изъяты" не зарегистрированный на территории Российской Федерации.
Обращаясь с иском в суд, Инстранкин А.О. ссылался на то, что является получателем пенсии по линии Министерства внутренних дел, подлежит обеспечению лечением как пенсионер по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации, так и по линии регионального Министерства здравоохранения Новосибирской области. Однако, до настоящего времени лекарством не обеспечен, что явилось основанием обращения в суд с иском.
С учетом уточнений исковых требований, Инстранкин А.О. просил суд обязать Министерство здравоохранения Новосибирской области, Министерство внутренних дел Российской Федерации обеспечить его необходимым "данные изъяты" по жизненным показаниям и в дозировке в соответствии с протоколом Консилиума врачей ФГБУ "НМИЦ ТО им Н.Н. Приорова" Минздрава России "о назначении к индивидуальному применению не зарегистрированного на территории Российской Федерации препарата при оказании помощи по жизненным показаниям и необходимости ввоза данного препарата" от 16 декабря 2021 г.
Решением Центрального районного суда города Новосибирска от 13 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 сентября 2022 г, исковые требования удовлетворены частично.
На Министерство внутренних дел России возложена обязанность обеспечить Инстранкина А.О. "данные изъяты" в необходимом объеме и дозировке в соответствии с медицинскими показаниями, закрепленными Протоколом Консилиума врачей Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени Н.Н. Приорова" Министерства здравоохранения России "О назначении к индивидуальному применению не зарегистрированного на территории Российской Федерации препарата при оказании ему помощи по жизненным показаниям и необходимости ввоза данного препарата", протоколом N заседания центральной врачебной комиссии от 17 декабря 2021 года Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени Н.Н. Приорова" Министерства здравоохранения России до изменения тактики лечения "данные изъяты" Инстранкина А.О.
Решение суда обращено к немедленному исполнению.
В кассационной жалобе представитель Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области просит об отмене решения Центрального районного суда города Новосибирска от 13 июля 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 сентября 2022 г.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судами допущено неправильное применение как норм материального, так и процессуального права. В частности, полагает, что судами неверно определен надлежащий ответчик по заявленному иску. Указывает, что в силу положений статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г..N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник имеет право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе, на изготовление и ремонт зубных протезов, бесплатное обеспечение лекарственными препаратами медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача, в медицинских организациях Федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или федерального органа исполнительной власти в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г..N699 утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Указывает, что в состав органов внутренних дел входят, среди прочего медицинские организации системы МВД России.
Указывает, что пунктом 18.1 Устава федерального казенного учреждения здравоохранения "Центральная медико - санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденного приказом МВД России от 6 июня 2016 г..N300, медицинское обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих войск национальной гвардии и лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, федеральных государственных гражданских служащих, работников органов Внутренних дел Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы из войск национальной гвардии Российской Федерации и внутренних войск МВД России, членов их семей, соответствующее медицинское обеспечение возложено на МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Центральная медико - санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации" за счет средств Федерального бюджета.
Указывает, что Министерство внутренних дел России не является медицинской организацией, однако именно на него судами возложена обязанность по обеспечению Инстранкина А.О. лекарственным препаратом. Полагает, что изначально указанные расходы на приобретение спорного лекарственного препарата должно нести Министерство здравоохранения Российской Федерации, не привлеченное к участию в деле в качестве соответчика, при этом в силу положений части 2 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г..N247-ФЗ расходы, связанные с оказанием медицинской помощи сотруднику, возмещаются медицинским организациям государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской федерации, за счет бюджетных ассигнований Федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г..N247-ФЗ). Указывает, что МВД России не уполномочено на ввоз лекарственного препарата на территорию Российской Федерации, прикрепление Инстранкина А.О. для медицинского обеспечения к ФКУЗ "Медсанчасть МВД России по Новосибирской области" не лишает его права на медицинское обслуживание в других медицинских учреждениях Российской Федерации. При отсутствии соответствующего специалиста гражданин, уволенный со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, может обратиться за оказанием медицинской помощи в медицинское учреждение государственной или муниципальной систем здравоохранения, что и было сделано истцом. Указывает, что именно на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложены задачи по созданию устойчивого механизма по бесперебойному предоставлению нуждающимся гражданам необходимых лекарственных препаратов. Указывает, что гражданин имеет прав на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы о "данные изъяты".
Согласно разделу Y Программы источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также средства обязательного медицинского страхования. Согласно п. 3 Положения о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Минздрава Российской Федерации от 9 августа 2005 г..N494, в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом Федеральной специализированной медицинской организации. Ввоз незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для больных по жизненным показаниям, осуществляется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Также заявитель кассационной жалобы ссылается на допущенные судами нарушения норм процессуального права, выразившиеся в том, что после привлечения МВД России к участию в деле в качестве ответчика в судебном заседании 30 июня 2022 г..подготовка дела к рассмотрению по существу не проводилась, дело было рассмотрено в первом же судебном заседании.
Относительно доводов кассационной жалобы Министерством здравоохранения Новосибирской области представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Инстранкин А.О, представители ответчиков Министерства здравоохранения Новосибирской области, Министерства внутренних дел Российской Федерации, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области, Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико - санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области", Управление транспорта Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Сибирскому Федеральному округу, сведения о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение, либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Инстранкин А.О. проходил службу в органах внутренних дел.
Приказом от 11 марта 2022 г. N Управления транспорта МВД по СФО контракт о службе в органах внутренних дел Российской Федерации с истцом расторгнут, Инстранкин А.О. уволен из органов внутренних дел по основанию - пункт 1 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с болезнью - на основании заключения Военно - врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел).
Из материалов дела следует, что 8 апреля 2022 г. истцу установлена "данные изъяты" по причине "данные изъяты"
Согласно протоколу заседания врачебной комиссии от 17 января 2022 г. N ФКУЗ "МСЧ МВД России по Новосибирской области" Инстранкин А.О. обратился к "данные изъяты" 14 мая 2021 г. с жалобами на "данные изъяты"
Из исследовательской части протокола заседания Врачебной комиссии следует, что истец находился в ФГБУ "НМИЦ имени академика Е.Н. Мешалкина" с 28 сентября 2021 г. по 1 октября 2021 г, диагноз при выписке: "данные изъяты" "данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Таким образом, из материалов дела следует, что Инстранкину А.О. по жизненным показаниям назначен "данные изъяты", не зарегистрированный на территории Российской Федерации. Пациент нуждается в обеспечении данным препаратом по жизненно важным показаниям.
Учитывая изложенное, Министерством здравоохранения Российской Федерации 10 января 2022 г. выдано заключение (разрешительный документ) в адрес таможенных органов, согласно которому юридическому лицу обществу с ограниченной ответственностью "Ирвин" N разрешен ввоз "данные изъяты", для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям пациенту Инстранкину А.О, срок действия заключения до 10 января 2023 г.
Инстранкин А.О, являясь получателем пенсии по линии Министерства внутренних дел России, обратился в Министерство внутренних дел России, Министерство здравоохранения Новосибирской области с заявлениями о приобретении для него данного препарата, однако, до настоящего времени истец не обеспечен лекарственным препаратом, в связи с чем, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715, утвердившим перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2018 г. N1563 "О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, медицинской помощи и обеспечения их санаторно-курортным лечением", исходил из того, что государством гарантируется обеспечение лекарственными препаратами лицам, страдающим злокачественным образованием, при этом принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение.
Установив фактические обстоятельства по делу, согласно которым препарат Крисвита, не зарегистрированный на территории Российской Федерации, является единственным лекарственным препаратом, обеспечивающим "данные изъяты"
Принимая во внимание, что Инстранкин А.О. относится к числу лиц, имеющих право на получение бесплатной медицинской помощи по линии Министерства внутренних дел России, поскольку инвалидность установлена по причине: "данные изъяты" истцом пройдена врачебная комиссия в Федеральном казенном учреждении здравоохранения "Медико - санитарная часть Министерства внутренних дел России по Новосибирской области", сведения о получении лечения по линии Министерства здравоохранения Новосибирской области в материалах дела отсутствуют, суд первой инстанции пришел к выводу, что именно Министерство внутренних дел России является органом, обязанным обеспечить истца лекарственным препаратом и возложил на Министерство внутренних дел России обязанность обеспечить Инстранкина А. О. "данные изъяты" в необходимом объеме и дозировке в соответствии с медицинскими показаниями, закрепленными Протоколом консилиума врачей Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени Н.Н. Приорова" Министерства здравоохранения России "О назначении к индивидуальному применению не зарегистрированного на территории Российской Федерации препарата при оказании ему помощи по жизненным показаниям и необходимости ввоза данного препарата", протоколом N заседания центральной врачебной комиссии от 17 декабря 2021 года Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени Н.Н. Приорова" Министерства здравоохранения России до изменения тактики лечения "данные изъяты" Инстранкина А.О.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции решение Центрального районного суда города Новосибирска от 13 июля 2022 г. оставил без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Судами установлено, что истец уволен из органов внутренних дел в связи с болезнью, на основании заключения Военно - врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел, является "данные изъяты" в связи с заболеванием, полученным в период военной службы, соответственно, имеет право на медицинское обеспечение в соответствии с положениями Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".
Истец проходил лечение в Федеральном казенном учреждении здравоохранения "Медико - санитарная часть Министерства внутренних дел России по Новосибирской области", относящейся к медицинскому учреждению системы МВД России, что подтверждается протоколом заседания врачебной комиссии N от 17 января 2022 г. Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико - санитарная часть Министерства внутренних дел России по Новосибирской области", согласно выводам которой, в связи с предполагаемой низкой эффективностью оперативного лечения в настоящее время по причине распространения процесса пациент Инстранкин А.О. нуждается в "данные изъяты" по жизненным показаниям.
Данные обстоятельства также подтверждаются и письмом ФКУЗ "МСЧ МВД России по Новосибирской области" от 19 апреля 2022 г, согласно которой в данном учреждении с 2008 г. на медицинском обеспечении состоит Инстранкин А.О, ДД.ММ.ГГГГ, пенсионер МВД, "данные изъяты".
При этом сам факт отсутствия в штате данного медицинского учреждения врача-онколога, также как и наличие заключения консилиума ФГБУ "НМИЦ ТО им. Н.Н. Приорова" от 16 декабря 2021 г, то есть медицинского учреждения, не относящегося к учреждению системы Министерства внутренних дел России, не опровергают данные обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" медицинское обеспечение сотрудника полиции осуществляется в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или федерального органа исполнительной власти в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (далее - уполномоченный орган в сфере войск национальной гвардии) или в иных медицинских организациях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 45 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" сотрудник полиции имеет право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе, на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного органа в сфере войск национальной гвардии.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ) отношения, связанные, в том числе, с медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что сотрудник имеет право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или федерального органа исполнительной власти в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования сотрудник имеет право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи сотруднику, возмещаются медицинским организациям государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2018 г. N 1563 "О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, медицинской помощи и обеспечения их санаторно-курортным лечением" утверждены, в частности, Правила медицинского обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинских организациях федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Правила N1563 от 15 декабря 2018 г.).
Согласно подпункта "а" пункта 1 Правил N1563 от 15 декабря 2018 г, указанные Правила определяют порядок бесплатного оказания первичной медико-санитарной помощи, в том числе, высокотехнологичной медицинской помощи в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации, в частности; гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и ставших инвалидами вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
Согласно пунктам 8, 9 Правил N1563 от 15 декабря 2018 г, лекарственные препараты для медицинского применения и медицинские изделия лицам, указанным в подпункте "а" пункта 1 настоящих Правил, при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях отпускаются бесплатно аптечными организациями Министерства внутренних дел Российской Федерации либо медицинскими организациями Министерства внутренних дел Российской Федерации, к которым они прикреплены на медицинское обеспечение (в которых получают первичную медико-санитарную помощь), по рецептам на лекарственные препараты и медицинские изделия, выданным врачами медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации.
При оказании лицам, указанным в пункте 1 настоящих Правил, медицинской помощи в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации или медицинских организациях Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в стационарных условиях оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов для медицинского применения, а также обеспечение медицинскими изделиями осуществляются бесплатно.
С учетом изложенных положений, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу, что законом предусмотрено право сотрудника на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел; в случае отсутствия возможности оказания сотруднику медицинской помощи в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел сотрудник имеет право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.
Механизм реализации этого права предусмотрен Правилами оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинских организаций Федеральной службы Войск национально гвардии Российской Федерации и возмещения расходов указанным организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2018 г. N1563, согласно которому медицинская помощь оказывается сотруднику в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинской организацией; по экстренным медицинским показаниям медицинская помощь сотрудникам оказывается организацией государственной или муниципальной системы здравоохранения и при отсутствии заключенного между территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинской организацией договора, включая бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты; расходы, связанные с оказанием медицинской помощи сотруднику, возмещаются медицинским организациям в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В связи с тем, что в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расходы, связанные с оказанием медицинской помощи сотруднику, возмещаются медицинским организациям государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, суды пришли к верному выводу, что Министерство внутренних дел России, как главный распорядитель средств бюджета, применительно к спорной ситуации, является надлежащим ответчиком по делу, как лицо, обязанное финансировать и оплачивать расходы, связанные с приобретением для Истранкина А.О. необходимого ему "данные изъяты".
Судами, верно, указано, что сам факт того, что истец состоит на медицинском обеспечении в Городской клинической поликлинике N и наблюдается у "данные изъяты" по месту жительства, с учетом фактических обстоятельств, не свидетельствует о наличии оснований для освобождения МВД России от обязанности по обеспечению Истранкина А.О. лекарственным препаратом.
Как следует из материалов дела, истец в рамках заявленного иска требований к Министерству здравоохранения Российской Федерации не заявлял, в связи с чем, указанное лицо не привлекалось к участию в деле.
При этом по смыслу статей 11, 12 ГК РФ во взаимосвязи с пунктом 4 части 2 статьи 131 ГПК РФ выбор способа защиты нарушенного права и, соответственно, определение предмета иска, принадлежит лицу, обратившемуся в суд за такой защитой, то есть истцу.
Истец воспользовался своим правом, предъявил исковые требования к МВД России, которые и были разрешены судом первой инстанции по существу.
С учетом изложенного выше, сам по себе факт удовлетворения требований истца, заявленных к МВД России, отказ в удовлетворении требований истца, заявленных к Министерству здравоохранения Новосибирской области, при отсутствии жалобы истца, не свидетельствует о допущенных судом нарушений норм материального и (или) процессуального права, влекущих отмену оспариваемых судебных актов.
При этом судом апелляционной инстанции принято во внимание и то обстоятельство, что действующим законодательством предусмотрена возможность выбора медицинской организации, в которую истец может обратиться за медицинской помощью, в том числе и за обеспечением лекарственными препаратами, чем истец фактически и воспользовался, обратившись в суд с соответствующими требованиями к МВД России.
Как следует из материалов дела, Федеральным казенным учреждением здравоохранения "Медико - санитарная часть МВД России по Новосибирской области" предпринимались меры по возможному обеспечению Инстранкина А.О. соответствующим лекарственным препаратом в соответствии с положениями Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, которые не привели к достижению положительного результата.
Вместе с тем, стороной ответчика, также как и третьим лицом, при наличии необходимой медицинской документации, в том числе, заключения Минздрава России о ввозе "данные изъяты"", необходимого для реализации права истца на обеспечение лекарственным препаратом, не представлено доказательств, и не приведено обоснованных доводов, препятствующих обеспечению Инстранкина А.О. "данные изъяты".
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 494.
Исходя из положений статьи 47 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в статье 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3.1 статьи 47 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента или группы пациентов в случае, если имеется решение врачебной комиссии медицинской организации о неэффективности или невозможности применения у конкретного пациента иных зарегистрированных лекарственных препаратов, в том числе содержащих другие действующие вещества, и о необходимости ввоза определенного незарегистрированного лекарственного препарата с указанием его международного непатентованного (или химического, или группировочного) наименования, формы выпуска и количества. Перечень заболеваний и состояний и соответствующих лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, в целях осуществления их ввоза в соответствии с требованиями настоящей части утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как, верно, указал суд апелляционной инстанции, соблюдение Правил ввоза лекарственных средств для медицинского применения в Российскую Федерацию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N853, не может являться основанием для освобождения МВД России от обязанности по обеспечению Инстранкина А.О. лекарственным препаратом, необходимость в обеспечении, которым признана врачебной комиссией и консилиумом врачей.
С учетом изложенного, суды, установив, что у истца, который имеет право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе, бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты в организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, по жизненных показаниям, пришли к правильному выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на надлежащего ответчика МВД России обязанности обеспечить его указанным лекарственным препаратом в объеме и дозировке, рекомендованной медицинским заключением, так как истцом представлены доказательства нуждаемости по жизненным показаниям в лечении соответствующим лекарственным препаратом.
Таким образом, установленный порядок обеспечения сотрудников органов полиции медицинскими препаратами, в том числе, порядок бесплатного обеспечения лекарственными препаратами сотрудников органов внутренних дел для оказания медицинской помощи, судами истолкован правильно, с учетом характера спорных правоотношений, касающихся социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел.
Заявитель кассационной жалобы не оспаривает наличие обязанности по финансированию расходов, связанных с приобретением необходимого лекарственного препарата Истранкину А.О, ссылаясь лишь на отсутствие у МВД России обязанности и возможности осуществить организацию обеспечения указанным препаратом Истранкина А.О.
Между тем, суды первой и апелляционной инстанций верно установив порядок обеспечения Истранкина А.О. назначенным ему лекарственным препаратом за счет средств бюджета, выделенных Министерству внутренних дел России, и установив, что обязанность по обеспечению Истранкина А.О. указанным препаратом лежит именно на медицинских учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет средств МВД России, правомерно возложили соответствующую обязанность по обеспечению Истранкина А.О. лекарственным препаратом на МВД России.
При этом, заключение контракта на приобретение указанного лекарства с медицинскими учреждениями системы обязательного государственного медицинского страхования действующим законодательством не предусмотрено и не может являться основанием для отказа истцу в удовлетворении его требований, заявленных к Министерству внутренних дел Российской Федерации.
Непроведение судом первой инстанции подготовки дела к судебному разбирательству, после привлечения Министерства внутренних дел Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика протокольным определением от 30 июня 2022 г. (в заседании 30 июня 2022 г. принимал участие представитель МВД России П. на основании доверенности от 2 февраля 2022 г.), не может являться основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку у МВД России объективно было достаточно времени для реализации своих процессуальных прав в рамках данного дела, представитель которого участвовал в судебных заседаниях.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено. Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Новосибирска от 13 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.