Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С. и Колпаковой А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Веретенниковой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-437/2022 (УИД 26OS0000-04-2022-000297-81) по административному исковому заявлению Петрова Юрия Александровича о признании не действующими пункта 1353 перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2020 г. N 1462, пункта 1333 перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24 декабря 2021 г. N 1004, по апелляционной жалобе министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 14 ноября 2022 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2020 г. N 1462 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, (далее - перечень на 2021 г, Перечень).
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24 декабря 2021 г. N 1004 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, (далее - перечень на 2022 г, Перечень).
Пунктом 1353 перечня на 2021 г. и пунктом 1333 перечня на 2022 г. в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 599, 8 кв. м, расположенное по адресу: "адрес".
Петров Ю.А, являющийся собственником указанного объекта недвижимости, обратился в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими приведенных пунктов Перечней, обосновывая требования тем, что нежилое здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в Перечни не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) и нарушает его права, поскольку возлагает обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Ставропольского краевого суда от 14 ноября 2022 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе министерством имущественных отношений Ставропольского края поставлен вопрос об отмене судебного акта ввиду неправильного применения норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также -КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий министерства имущественных отношений Ставропольского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.
Проверяя соответствие содержания Перечней в оспариваемых частях нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности включения принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в оспариваемые Перечни.
Судебная коллегия считает позицию суда первой инстанции ошибочной, основанной на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Законом Ставропольского края от 5 ноября 2015 г. N 109-кз "Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" на территории Ставропольского края установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (с 1 января 2016 г.).
В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 этого кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Статьей 378.2 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Из приведенных правовых норм следует, что нежилое здание может быть признано объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно обладает признаками административно-делового и (или) торгового центра.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 599, 8 кв. м имеет назначение: "нежилое", наименование: "нежилое здание", расположено на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес".
Исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости указанный земельный участок принадлежит административному истцу на праве собственности и имеет вид разрешенного использования: "под магазин с пивоварней, для размещения объектов торговли".
Согласно представленному в материалы административного дела техническому паспорту на здание, составленному по состоянию на 10 июля 2020 г. государственным унитарным предприятием Ставропольского края "Краевая техническая инвентаризация" Межрайонный отдел N 1, нежилое здание имеет наименование "Магазин с пивоварней" и в соответствии с экспликацией к поэтажному плану включает в состав входящих в него помещений, в том числе помещение с назначением "магазин" площадью 25, 2 кв. м, что составляет 4, 2 % от общей площади здания.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что с учетом содержания абзаца 2 подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ принадлежащее административному истцу нежилое здание не может быть признано предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, поскольку площадь входящего в его состав торгового объекта составляет менее 20 % от общей площади здания. Также суд отклонил довод административного ответчика о правомерности включения объекта недвижимого имущества в Перечни, основанный на подпункте 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, поскольку пришел к выводу о том, что из содержания вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:11:020102:101 следует, что он является смешанным, то есть имеет более чем один вид разрешенного использования, и помимо размещения объектов торговли предусматривает объект с производственной деятельностью (пивоварню), не относящийся к объектам, поименованным в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, подлежащим включению в Перечни, что предполагало проведение проверки фактического использования здания.
Судебная коллегия с приведенными выводами суда первой инстанции согласиться не может.
При разрешении административного спора суд первой инстанции правильно руководствовался позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 12 ноября 2020 г. N 46-П, которым положения подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку не предполагают возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
Вместе с тем в рассматриваемом случае вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, в пределах которого располагается принадлежащее административному истцу нежилое здание, предусматривает размещение магазина с пивоварней, объектов торговли.
Под торговым объектом понимается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Национальный стандарт Российской Федерации "Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-2013", утвержденный приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. N 582-ст, выделяет в том числе следующий тип торговых предприятий: магазин (пункт 38). При этом магазин - это стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
Вышеприведенный вид разрешенного использования земельного участка, ошибочно признанный судом смешанным, является безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ, поскольку предусматривает размещение объектов торговли, а также торгового предприятия - магазина, с входящей в его состав пивоварней, производственная деятельность в которой самостоятельно не образует множественности (смешанности) видов разрешенного использования земельного участка.
Использование принадлежащего административному истцу объекта недвижимости соответствует назначению земельного участка, при этом площадь торгового помещения, входящего в состав нежилого здания, составляющая менее 20 % от его общей площади, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора по существу, поскольку вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен данный объект недвижимости, является достаточным основанием для решения вопроса об его отнесении к объектам, перечисленным в статье 378.2 НК РФ, и установление иных, предусмотренных для этого законом оснований, не требуется.
Ссылка суда первой инстанции на решение Ставропольского краевого суда от 2 апреля 2021 г. по административному делу N 3а-484/2021, которым удовлетворен административный иск Петрова Ю.А. об оспаривании перечней объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019-2020 годы, утвержденных приказами министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 г. N 985 и от 27 декабря 2019 г. N 1317, является несостоятельной по причине различия предметов спора по приведенному выше и настоящему административным делам.
С учетом изложенного, представленные в материалы дела доказательства, опровергают вывод суда первой инстанции о несоответствии оспариваемых норм положениям статьи 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции о признании не действующими пункта 1353 перечня на 2021 год, пункта 1333 перечня на 2022 год является незаконным, подлежит отмене с вынесением по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 14 ноября 2022 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Петрова Юрия Александровича об оспаривании нормативных правовых актов в части отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 февраля 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.