Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сицинской О.В., судей Семейкиной С.А., Гылкэ Д.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николаевой С.Ф, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-248/2022 по апелляционной жалобе Правительства Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 16 ноября 2022 года по административному исковому заявлению Косиновой Е.В. об оспаривании нормативного правового акта, заслушав доклад судьи Семейкиной С.А, заключение старшего прокурора третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюк А.И.
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175 "Об утверждении региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы", официально опубликованным в издании "Дагестанская правда", 22 апреля 2014 г. N 120-126, утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 г.г. (далее по тексту - Программа), приложением к которой является перечень многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации Программы (далее по тексту - Перечень).
Согласно вышеуказанной Программе (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. N 396) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу "адрес" включен в Перечень (позиция 2479) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ: в плановый период 2017-2019 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), газоснабжения (2), теплоснабжения (3), водоснабжения (4), работ по ремонту и замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт (6), работ по ремонту крыши (8), ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9) и утеплению и ремонту фасада (10); в плановый период 2023-2025 гг. - работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоотведения (5); в плановый период 2032-2034 гг. - работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (11); в плановый период 2038-2040 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), газоснабжения (2) и работ по ремонту крыши (8).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. N 10 "О внесении изменений в региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы", опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации Республики Дагестан http://pravo.e-dag.ru 03 февраля 2020 г, осуществлена актуализация Программы, в утвержденной редакции которой в отношении вышеуказанного многоквартирного дома установлены следующие сроки и виды ремонтных работ: в плановый период 2035-2037 гг. - работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2), работ по ремонту крыши (8) и работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9); в плановый период 2038- 2040 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1) и теплоснабжения (3) (позиция 1806).
Постановлениями Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. N 219 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175" и от 30 апреля 2021 г. N 97 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175", опубликованными на официальном интернет-портале правовой информации Республики Дагестан http://pravo.e-dag.ru 15 октября 2020 г, 05 мая 2021 г, 11 апреля 2022 г. соответственно (номера опубликования 0500202010150002, 05002007122 и 05002008707), Программа изложена в редакциях, согласно каждой из которых многоквартирный жилой дом N "адрес" был включен в Перечень (позиции 1891, 1855 и 1787 соответственно), с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ: в плановый период 2032-2034 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем водоснабжения (4), водоотведения (5) и работ по утеплению и ремонту фасада (10); в плановый период 2035-2037 гг. - работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2), работ по ремонту крыши (8), работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9) и работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (11); в плановый период 2038-2040 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1) и теплоснабжения(3).
Косинова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1787 Перечня (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 7 апреля 2022 г. N 80) в части: переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения (3) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2038-2040 гг.; переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2), работ по ремонту крыши, в том числе переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю (8) и работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2035-2037 гг.; переноса работ по ремонту внутридомовых инженерных систем водоснабжения (4), водоотведения (5) и работ по утеплению и ремонту фасада (10) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2032-2034 гг.; переноса работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (11) из планового периода 2023-2025 гг. на плановый период 2035-2037 гг.; исключения работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1) из планового периода 2017-2019 гг.; исключения работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2) и работ по ремонту крыши, в том числе переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю (8) из планового периода 2038-2040 гг, в многоквартирном доме, расположенном по адресу "адрес".
В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указано, что перенос сроков планируемых ремонтных работ в многоквартирном доме и сокращение их перечня, в нарушение требований части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществлены при отсутствии соответствующего решения общего собрания собственников помещений данного многоквартирного дома, что нарушает права и законные интересы административного истца как собственника жилого помещения в указанном многоквартирном доме.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 16 ноября 2022 года административное исковое заявление Косиновой Е.В. удовлетворено. Признаны недействующими со дня принятия столбцы 9, 11, 14, 15 и 16 строки 1787 подраздела "город Махачкала" Перечня многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы - приложения к Региональной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175, в редакции с изменениями постановления Правительства Республики Дагестан от 7 апреля 2022 г. N 80, в части:
переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения (3) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2038-2040 гг.;
переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2), работ по ремонту крыши, в том числе переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю (8) и работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9) из планового периода 2017- 2019 гг. на плановый период 2035-2037 гг.;
переноса работ по ремонту внутридомовых инженерных систем водоснабжения (4), водоотведения (5) и работ по утеплению и ремонту фасада (10) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2032-2034 гг.;
переноса работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (11) из планового периода 2023-2025 гг. на плановый период 2035-2037 гг.;
исключения работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1) из планового периода 2017-2019 гг.;
исключения работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2) и работ по ремонту крыши, в том числе переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю (8) из планового периода 2038-2040 гг. многоквартирного дома, расположенного по адресу "адрес".
Указанным решением на Правительство Республики Дагестан возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные судом недействующими части оспариваемого по настоящему делу нормативного правового акта.
В апелляционной жалобе Правительство Республики Дагестан просит об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном установлении имеющих значение для дела обстоятельств, принятии по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор гражданско-судебного отдела прокуратуры республики Дагестан считает решение Верховного Суда Республики Дагестан от 16 ноября 2022 г. законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении не заявили, об уважительности причин неявки не сообщили.
Правительство Республики Дагестан при подаче апелляционной жалобы ходатайствовало о проведении судебного разбирательства в отсутствие их представителя.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Костюк А.И. о законности оспариваемого судебного решения, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к которым относится жилищное законодательство (пункт "к" части 1 статьи 72), издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В силу пункта 11.1 части 1 статьи 4 ЖК РФ жилищные отношения, в том числе отношения по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, регулируются ЖК РФ.
Согласно пункту 8.3 статьи 13, части 1 статьи 167 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесены определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Частью 1 и пунктом 1 части 2 статьи 168 ЖК РФ предусмотрено, что в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В соответствии с частью 6 статьи 168 ЖК РФ порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 2.2 регулирующего отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Дагестан Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан" (далее по тексту - Закон от 9 июля 2013 года N 57) утверждение и актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется Правительством Республики Дагестан.
В целях реализации данных полномочий постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 года N 175 утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 г.г. с Перечнем многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 07 апреля 2022 г. N 80 внесены изменения в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 года N 175.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что нормативный правовой акт в оспариваемой редакции принят в пределах полномочий Правительства Республики Дагестан, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя соответствие содержания нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции соглашается.
Из материалов административного дела следует, что административный истец является собственником квартиры в многоквартирном доме по адресу: "адрес".
Оспариваемым нормативным правовым актом в региональную программу внесены изменения, согласно которым в Перечне многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту, перенесены (исключены) сроки работ в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес", а именно:
перенесены работы по ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2038-2040 гг.;
перенесены работы по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения, работ по ремонту крыши, в том числе переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю и работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2035-2037 гг.;
перенесены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем водоснабжения, водоотведения и работ по утеплению и ремонту фасада из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2032-2034 гг.;
перенесены работы по ремонту фундамента многоквартирного дома из планового периода 2023-2025 гг. на плановый период 2035-2037 гг.;
исключены работы по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения из планового периода 2017-2019 гг.;
исключены работы по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения и работ по ремонту крыши, в том числе переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю из планового периода 2038-2040 гг. (столбцы 9, 11, 14, 15 и 16 строки 1787).
Анализируя содержание приведенных нормативных актов, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемым постановлением Правительства Республики Дагестан произвольно увеличены сроки проведения запланированных ремонтных работ и сокращен их объем.
Давая правовую оценку доводам административного истца о нарушении предусмотренных законом условий для принятия оспариваемого нормативного правового акта, увеличившего сроки проведения и сократившего объем работ по капитальному ремонту, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемый нормативный акт принят с нарушением предусмотренных положениями статьи 168 ЖК РФ условий.
В силу части 5 статьи 168 ЖК РФ и части 11 статьи 11 Закона от 9 июля 2013 года N 57 региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год, которая осуществляется путем внесения в нее изменений.
Частью 11 статьи 11 Закона от 9 июля 2013 года N 57 предусмотрено, что актуализация программы капитального ремонта осуществляется в порядке, предусмотренном частями 6 - 10 данной статьи.
Согласно частям 6 - 10 Закона от 9 июля 2013 года N 57 процедура формирования региональной программы капитального ремонта начинается с ежегодного предоставления лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, в органы местного самоуправления информации о многоквартирных домах. После получения и обобщения поступившей информации орган местного самоуправления направляет ее в орган государственного жилищного надзора Республики Дагестан, который подготавливает предложения, необходимые для разработки проекта региональной программы капитального ремонта, и направляет их в уполномоченный орган; уполномоченный орган на основании поступивших предложений подготавливает проект региональной программы капитального ремонта и направляет его на утверждение в правительство Республики Дагестан, которое утверждает региональную программу капитального ремонта.
Частью 4 статьи 168 ЖК РФ предусмотрено, что внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:
1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;
2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;
3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;
5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Аналогичные положения предусмотрены в части 8 статьи 15 Закона от 9 июля 2013 года N 57.
Из материалов дела следует, что решения о переносе сроков проведения и сокращении объема работ по капитальному ремонту собственниками многоквартирного дома не принималось, фактических оснований для переноса срока и сокращения объема работ по ремонту общего имущества дома не имеется.
Названные выше правовые нормы не предоставляют уполномоченным государственным органам исполнительной власти право переносить уже установленные региональными программами, исходя из критериев очередности проведения таких работ, плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздние сроки и с сокращением их объема в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений этих многоквартирных домов.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что нормативный правовой акт в оспариваемой части принят с нарушением установленных федеральным законом правил, нарушает права административного истца на проведение ранее запланированных Региональной программой ремонтных работ, в связи с чем на основании положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ правомерно удовлетворил заявленные требования.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции приняты во внимание сведения о проценте износа основных конструктивных элементов дома, содержащиеся в формах предоставления информации о многоквартирных домах, предназначенных для формирования региональных программ капитального ремонта общего имущества в этих домах в Республике Дагестан.
Внесение в региональную программу капитального ремонта изменений не обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для переноса срока и сокращения объема выполнения работ по капитальному ремонту в отношении вышеуказанного многоквартирного дома в связи с необходимостью проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонтом лифтовых шахт в иных многоквартирных домах, судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании положений пункта 5 части 4 статьи 168 ЖК РФ.
Произвольное изменение сроков ремонта внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонта, замены, модернизации лифтов, ремонта лифтовых шахт, машинных и блочных помещений не является основанием для переноса сроков проведения иных запланированных работ по капитальному ремонту и сокращения их объема.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о несоответствии оспариваемой нормы требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" судом первой инстанции возложена на Правительство Республики Дагестан обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт в рамках ежегодной актуализации программы капитального ремонта в связи с недостаточной правовой урегулированностью спорных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Судебный акт отвечает требованиям пункта 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" от 19 декабря 2003 г. N 23, принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об относимости и допустимости, проверенными и оцененными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно признал нормативный правовой акт недействующим в оспариваемой части, что соответствует положениям части 2 статьи 215 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 16 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Дагестан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Дагестан в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.