Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сиротиной Е.С, судей Брянцевой Н.В. и Сумбаевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской Л.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 30OS0000-01-2022-000121-77 (N 3а-127/2022) по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Россети Юг" о признании недействующими отдельных положений постановления службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2021 г. N 181 "О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 г. N 216"
по апелляционным жалобам публичного акционерного общества "Россети Юг" и службы по тарифам Астраханской области на решение Астраханского областного суда от 20 сентября 2022 г, которым административное исковое заявление удовлетворено частично, Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Сиротиной Е.С, объяснения представителей административного истца Козыревой И.В. и Щуклиновой Е.А, представителя административного ответчика Чунаковой Н.И, поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, допросив свидетелей ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, выслушав заключение прокурора Костюка А.И, полагавшего решение суда подлежащим изменению, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Постановлением службы по тарифам Астраханской области (далее также - Служба по тарифам) от 28 декабря 2017 г. N 216 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области" установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2018 г, определен размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2018 г, определена необходимая валовая выручка филиала "ПАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго" без учета оплаты потерь на долгосрочный период регулирования на 2018-2022 гг.
Постановлением Службы по тарифам от 6 марта 2020 г. N 1 внесены изменения в постановление службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 г. N 216: слова "ПАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго" заменены словами "ПАО "Россети Юг" - "Астраханьэнерго".
Постановлением Служба по тарифам от 28 декабря 2021 г. N 181 внесены изменения в постановление Службы по тарифам от 28 декабря 2017 г. N 216.
Приложением N 1 к постановлению Службы по тарифам от 28 декабря 2021 г. N 181 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области, поставляемой прочим потребителям, на 2018 - 2022 гг.
Приложением N 2 к постановлению Службы по тарифам от 28 декабря 2021 г. N 181 установлены размеры экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2018 - 2022 гг.
Приложением N 5 к постановлению Службы по тарифам от 28 декабря 2021 г. N 181 определена необходимая валовая выручка (далее - НВВ) филиала ПАО ""Россети" Юг" - "Астраханьэнерго" на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь): на 2018 г. в размере 3 599 971, 93 тыс. руб, на 2019 г. в размере 3 716 097, 56 тыс. руб, на 2020 г. в размере 3 752 121, 90 тыс. руб, на 2021 г. в размере 3 702 656, 86 тыс. руб, на 2022 г. в размере 3 801 739, 13 тыс. руб.
Постановление Службы по тарифам от 28 декабря 2021 г. N 181 опубликовано в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области от 13 января 2022 г. N 1, размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru и на официальном интернет-портале правовой информации органов государственной власти Астраханской области http://pravo-astrobl.ru 29 декабря 2021 г.
Публичное акционерное общество "Россети Юг" (далее также - ПАО "Россети Юг", Общество) обратилось в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приложений N 1, N 2 и N 5 постановления службы по тарифам от 28 декабря 2021 г. N 181 в той части, в которой органом регулирования не принята экономически обоснованная величина НВВ (без учета оплаты потерь) на 2022 г. в размере 5 471 091, 18 тыс. рублей, не учтены или учтены в экономически не обоснованном нижеуказанном размере расходы по следующим статьям:
- "корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений за 2020 г." в размере 176 084, 62 тыс. руб, в том числе расходы по статье "проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)" 58 688, 87 тыс. руб, "убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде" 2 285, 80 тыс. руб.;
- "индексация корректировки НВВ на основе фактических данных за 2020 г." в размере 0, 00 тыс. руб.;
- "проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)" в составе неподконтрольных расходов на 2022 г. в размере 67 971, 77 тыс. руб.;
- "выплаты Совету директоров и ревизионной комиссии" в составе неподконтрольных расходов на 2022 г. в размере 0, 00 тыс. руб.;
- "расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов" на 2022 г. в размере 482 902, 68 тыс. руб.;
- "расходы на организацию интеллектуальной системы учета электрической энергии (приобретение приборов учета) на 2022 г. в размере 0, 00 тыс. руб.
В обоснование заявленных требований указано на то, что оспариваемое постановление тарифного органа не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе требованиям статей 20, 23, 23.2, 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктам 4, 7, 16, 17, 18, 28, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", требованиям приказов Федеральной службы по тарифам России (далее - ФСТ) от 17 февраля 2012 г. N 98-э "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки", поскольку единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области, поставляемой прочим потребителям, на 2022 г, размеры экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на данные услуги на 2022 г, НВВ филиала ПАО "Россети" Юг" - "Астраханьэнерго" на долгосрочный период регулирования рассчитаны с нарушением установленных указанными правовыми нормами принципов экономической обоснованности и баланса экономических интересов субъектов электроэнергетики. Истец полагает, что установленные тарифы не возмещают расходы, надлежащее содержание и эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, не обеспечивают прибыль Общества.
Решением Астраханского областного суда от 20 сентября 2022 г. административное исковое заявление удовлетворено в части включения в тариф на 2022 г. расходов по статьям: "индексация корректировки НВВ на основе фактических данных за 2020 г."; "выплаты Совету директоров и ревизионной комиссии" в составе неподконтрольных расходов; "расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов", признаны недействующими с даты принятия приложение N 1 постановления службы по тарифам от 28 декабря 2021 г. N 181, приложение N 2 в части НВВ филиала ПАО "Россети ЮГ" - "Астраханьэнерго" (без учета оплаты потерь), учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Астраханской области на 2022 г. в размере 3 801 739, 13 тыс. руб, приложение N 5 в части установления НВВ филиала ПАО "Россети ЮГ" - "Астраханьэнерго" на 2022 г. в размере 3 801 739, 13 тыс. руб.
Судом отказано в удовлетворении остальной части исковых требований о признании экономически обоснованными расходами затрат по статьям "корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений за 2020 г." в размере 176 084, 62 тыс. руб, в том числе расходы по статье "проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)" 58 688, 87 тыс. руб, "убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде" 2 285, 80 тыс. руб.; "проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)" в составе неподконтрольных расходов на 2022 г. в размере 67 971, 77 тыс. руб.; "выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям - расходы на организацию интеллектуальной системы учета электрической энергии (приобретение приборов учета) на 2022 г."
В апелляционной жалобе ПАО "Россети Юг" и дополнении к ней, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, просит решение суда первой инстанции изменить: исключить из резолютивной части решения вывод о частичном удовлетворении заявленных требований; из мотивировочной части решения исключить вывод об экономической необоснованности и документальной неподтвержденности затрат: неподконтрольных расходов на 2022 г. по статье "Проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)" в размере 758 053, 23 тыс. руб.; корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений за 2020 г. по статье "Проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)" в размере 531 598, 93 тыс. руб.; корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений за 2019 г. по статье "Убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде" в части корректировки выручки в связи с изменением уровня напряжения в размере 144 450, 72 тыс. руб.; а также по статье "Расходы на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям" в размере 18 378, 29 тыс. руб.
В апелляционной жалобе Службы по тарифам и дополнений к ней ответчик просит об отмене решения суда и отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, не оспаривая при этом решение суда в части индексации корректировки НВВ из факта 2020 г. с учетом индекса потребительских цен.
Относительно изложенных в апелляционных жалобах доводов сторонами, Федеральной антимонопольной службой и участвующим в деле прокурором представлены возражения, письменные пояснения и отзывы.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела и тарифного дела, допросив свидетелей, изучив доводы апелляционных жалоб, дополнений, отзывов, пояснений и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта, признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
При этом судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в части исключения из мотивировочной части решения вывода об экономической необоснованности и документальной неподтвержденности неподконтрольных расходов на 2022 г. по статье "Проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)" в размере 758 053, 23 тыс. руб, корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений за 2020 г. по статье "Проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)" в размере 531 598, 93 тыс. руб. и расходов по статье "Выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящихся к капитальным вложениям" в размере 18 378, 29 тыс. руб, по следующим основаниям.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила государственного регулирования тарифов), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом ФСТ от 17 декабря 2012 г. N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденные приказом ФСТ от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2).
В силу пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункты 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
Согласно пункту 4 статьи 23.1, пункту 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункту 6 Основ ценообразования цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, тарифы для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В силу пунктов 63, 81 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы.
Служба по тарифам Астраханской области является органом исполнительной власти Астраханской области, осуществляющим полномочия по реализации государственной политики в области регулирования цен (тарифов, надбавок), в том числе на услуги по передаче электрической энергии, в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Астраханской области от 6 апреля 2005 г. N 49-П.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленных законом требований к форме и порядку введения в действие, и по этим основаниям не оспаривается.
Проверяя соответствие содержания оспариваемого постановления нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Пунктом 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике к числу основных принципов государственного регулирования цен (тарифов) отнесено обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов). Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
В силу пункта 16 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который, в том числе, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности, а также планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения) (пункты 15 - 34 Основ ценообразования).
Из пункта 38 Основ ценообразования следует, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базового уровня подконтрольных расходов, устанавливаемого регулирующими органами; индекса эффективности подконтрольных расходов и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов; коэффициента эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям; уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 данного документа.
Регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил государственного регулирования тарифов). При этом регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).
В случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала) (абзац десятый пункта 7).
Из материалов административного дела следует, что ПАО "Россети Юг" с 2009 г. является сетевой организацией, осуществляет деятельность по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Астраханской области, которая регулируется с применением метода долгосрочной индексации НВВ.
В отношении филиала ПАО "Россети Юг" - "Астраханьэнерго" формирование необходимой валовой выручки осуществлялось с применением метода доходности инвестированного капитала. Начиная с 2018 г. тарифное регулирование филиала осуществляется методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки с долгосрочным периодом регулирования 2018 -2022 гг.
Постановлением службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 г. N 216 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области" установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2018 г, объемы необходимой валовой выручки на долгосрочный период 2018-2022 гг.
Впоследствии в постановление вносились изменения в связи с корректировкой на очередной год долгосрочного периода НВВ филиала.
30 апреля 2021 г. ПАО "РоссетиЮг" обратилось в Службу по тарифам с заявлением об открытии тарифного дела по корректировке НВВ на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ПАО "РоссетиЮг" - "Астраханьэнерго" на 2022 г. методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки с приложением обосновывающих материалов.
Приказом Службы по тарифам N 145 от 13 мая 2021 г. открыто дело об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2022 г. и о корректировке необходимой валовой выручки филиалу на 2022 г.
Экспертной группой проведена экспертиза представленных регулируемой организацией предложений и обосновывающих документов, по результатам которой подготовлено экспертное заключение от 26 декабря 2021 г.
Постановлением от 28 декабря 2021 г. N 181 внесены изменения в постановление от 28 декабря 2017 г. N 216 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области" в части корректировки тарифов на 2022 г.
Суд первой инстанции, установив, что Службой по тарифам не было дано всесторонней оценки документам, представленным Обществом в составе заявления на корректировку долгосрочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, что привело к утверждению НВВ на 2022 г. в экономически необоснованном размере, пришел к обоснованному выводу о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим и необходимости включения в НВВ филиала ПАО "Россети Юг" - "Астраханьэнерго" неподконтрольных расходов на 2022 г. по статьям "индексация корректировки НВВ на основе фактических данных за 2020 г."; "выплаты Совету директоров и ревизионной комиссии" в составе неподконтрольных расходов на 2022 г.; "расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов" на 2022 г.
Судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции относительно расходов по указанным статьям затрат.
Расходы по статье "Выплаты Совету директоров и ревизионной комиссии" на 2022 г, в том числе, вознаграждения корпоративного секретаря; вознаграждения членам комитетов при Совете директоров и секретаря комитетов; вознаграждения членам Ревизионной комиссии; компенсация командировочных расходов членам Совета директоров; компенсация командировочных расходов членам Ревизионной комиссии Совета директоров, заявлены истцом в размере 1 185, 36 тыс. руб. (в тарифной заявке - 3 864, 00 тыс. руб.), отклонены Службой по тарифам как экономически необоснованные в полном объеме.
Вопреки доводам ответчика, в соответствии с пунктами 16, 17, 18, 19, 28 Основ ценообразования, пунктом 11 Методических указаний N 98-э указанные затраты связаны непосредственно с осуществлением деятельности по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктами 17, 19 Основ ценообразования в НВВ включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), которые включают в себя следующие основные группы расходов: капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство; другие расходы из прибыли после уплаты налогов; взносы в уставные (складочные) капиталы организаций; прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
Особенности определения расходов, признаваемых для целей налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков либо расходов, произведенных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации ("Налог на прибыль").
Пунктами 48.8, 49 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что при определении налоговой базы в целях налогообложения не учитываются расходы в виде сумм вознаграждений и иных выплат, осуществляемых членам Совета директоров, а также иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, согласно которому налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Взаимосвязь деятельности указанных лиц с регулируемым видом деятельности подтверждена представленными тарифному органу документами: положения о Совете директоров, о корпоративном секретаре, о Комитетах (по стратегии, развитию, инвестициям и реформированию; по аудиту; по кадрам и вознаграждениям; по надежности; по технологическому присоединению к электрическим сетям), о Ревизионной комиссии; положение о выплатах вознаграждений и компенсаций: членам Совета директоров, корпоративному секретарю, членам Ревизионной комиссии; положение о выплатах вознаграждений и компенсаций членам Комитетов Совета директоров (по стратегии, развитию, инвестициям и реформированию; по аудиту; по кадрам и вознаграждениям; по надежности; по технологическому присоединению к электрическим сетям); планы работы Совета директоров, комитетов на 2019-2022 гг.; протоколы заседаний Совета директоров, комитетов, комиссий; выписки из протоколов заседаний Комитетов (по стратегии, развитию, инвестициям и реформированию; по аудиту; по кадрам и вознаграждениям; по надежности; по технологическому присоединению к электрическим сетям); пояснительные записки по плановым расходам, принципам распределения расходов с расчетами размера плановых расходов на 2022 г, расчетов выплат, коэффициентов личного участия и вознаграждения; отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике на 2019-2021 гг.; оборотно-сальдовые ведомости по счетам 96, 26.01 (Резерв на вознаграждение членам совета директоров) и другие материалы.
Выплаты корпоративному секретарю, членам комитетов при Совете директоров, секретарю комитетов и членам Ревизионной комиссии предусмотрены иными актами Общества, не предусматривающими в качестве условия выплату за счет прибыли от нерегулируемых видов деятельности.
Указанным лицам выплаты предусмотрены Положением о выплате корпоративном секретарю ПАО "МРСК Юга" вознаграждений и компенсаций, утвержденным решением Совета директоров Общества 5 декабря 2017 г. N 872, Положением о выплате членам Ревизионной комиссии ПАО "МРСК Юга" вознаграждений и компенсаций, утвержденным решением годового Общего собрания акционеров ПАО "МРСК Юга" от 9 июня 2018 г, Положением о выплате вознаграждений и компенсаций членам Комитета по аудиту Совета директоров ОАО "МРСК Юга", Положением о выплате вознаграждений и компенсаций членам Комитета по кадрам Совета директоров ОАО "МРСК Юга", Положением о выплате вознаграждений и компенсаций членам Комитета по надежности Совета директоров ОАО "МРСК Юга", Положением о выплате вознаграждений и компенсаций членам Комитета по стратегии, развитию, инвестициям и реформированию Совета директоров ОАО "МРСК Юга", Положением о выплате вознаграждений и компенсаций членам Комитета по технологическому присоединению к электрическим сетям при Совете директоров ОАО "МРСК Юга", утвержденными решениями Совета директоров Общества от 3 февраля 2010 г.
Выплаты членам Совета директоров за счет прибыли от нерегулируемых видов деятельности предусмотрены Положением о выплате членам Совета директоров ПАО "МРСК Юга" вознаграждений и компенсаций, утвержденным решением годового Общего собрания акционеров ПАО "МРСК Юга" (протокол N 20 от 5 июня 2019 г.).
Вопреки доводам тарифного органа о двойном контроле качества необязательным органом - ревизионной комиссией, об отсутствии связи функций членов и секретарей комитетов с управлением организацией, а также о том, что в компетенцию ревизоров входит только проверка финансово-хозяйственной деятельности, функции корпоративного секретаря связаны с обеспечением текущей деятельности Совета директоров, организацией подготовки и проведения Общих собраний акционеров, обеспечением хранения корпоративных документов, не относятся к функциям управления организацией или ее подразделениями, не являются расходами, связанными с производством и реализацией, относимым на налогоплательщика, предусмотренным подпунктом 18 пункта 1 статьи 264 НК РФ, спорные выплаты являются прочими расходами, относимыми на прибыль после налогообложения, и могут быть включены в состав НВВ при условии документального подтверждения их экономической обоснованности для обеспечения регулируемого вида деятельности, что не свидетельствует о нарушении баланса экономических интересов электросетевых организаций и потребителей и не влечет неоправданное возложение на последних бремя оплаты экономически необоснованных расходов регулируемой организации.
В экспертном заключении Службой по тарифам указано на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 16 февраля 2021 г. N 66а-73/2021, при этом оценка тарифным органом в установленном порядке документов, представленных административным истцом в подтверждение заявленных расходов на предмет их экономической обоснованности и документального подтверждения взаимосвязи соответствующей деятельности с регулируемой деятельностью общества, органом регулирования не проведена.
Затраты по статье "расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов" на 2022 г. заявлены истцом в размере 623 883, 19 тыс. руб. (в тарифной заявке - 681 437, 66 тыс. руб.), Службой по тарифам признаны экономически обоснованными расходы в размере 482 902, 68 тыс. руб, отклонены, как экономически необоснованные затраты в размере 198 534, 98 тыс. руб.
Принятые Службой по тарифам данные исключительно по факту за 2020 г. являются заниженными, поскольку в нарушение абзаца 6 пункта 27 Основ ценообразования тарифным органом не учтена амортизация по введенным в действие и консолидированным объектам основных средств за 9 месяцев 2021 г.
Частью 4 статьи 15 указанного закона предусмотрено, что отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно.
Возможность учета расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов в тарифе предусмотрена нормами специального действующего законодательства, в том числе пунктами 16, 18, 27 Основ ценообразования, пунктом 11 Методических указаний от 17 февраля 2012 г. N 98-э.
Согласно пункту 11 Методических указаний N 98-э в состав неподконтрольных расходов включаются расходы на амортизацию основных средств в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования.
Пунктом 27 Основ ценообразования определено, что расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).
При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г.
При расчете на плановый период регулирования экономически обоснованного размера амортизации основных средств, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в составе НВВ учитывается амортизация только по основным средствам, фактически введенным в эксплуатацию за последний отчетный период, за который имеются отчетные данные.
Согласно пункту 1 статьи 259 НК РФ метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно и отражается в учетной политике организации.
В нарушение требований статьи 23 Закона об электроэнергетике и пункта 28 Правил государственного регулирования в протоколе заседания коллегии Службы от 28 декабря 2021 г. N 233 не указаны основания, по которым частично исключены из НВВ филиала заявленные ПАО "Россети Юг" расходы в размере 198 534, 98 тыс. руб.
В экспертном заключении также не указано, по каким причинам не были приняты во внимание дополнительные материалы филиала "Астраханьэнерго", содержащие актуализированные данные фактической величины амортизационных отчислений по состоянию на 1 октября 2021 г. (по основным средствам, учтенным на балансе филиала по состоянию на указанную дату амортизация составила 623 883, 19 тыс. руб.).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального Закона N 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г. "О бухгалтерском учете" отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.
Пунктом 3.3.17. Положения об учетной политике для целей бухгалтерского учета ПАО "МРСК Юга" на 2020 г, утвержденного приказом ПАО "Россети Юг" от 31 декабря 2020 г. N 777, предусмотрено, что начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета".
В подтверждение заявленных расходов ПАО "Россети Юг" тарифному органу представлены следующие документы: обороты счета 20.01, 02, 05 за 2020 г.; расчет среднегодовой стоимости основных производственных фондов по линиям электропередач и подстанциям филиала; расчет амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов филиала; ведомость амортизации ОС за 2020 г.; ведомость амортизации ОС за 2020 г. - распределение ОС на амортизационные группы; ведомость амортизации ОС за 2020 г. - распределение ОС на движимое/недвижимое имущество; инвентарные карточки учета объектов ОС по принятым на баланс организации ОС за 2020 г, акты ввода в эксплуатацию, приказы о постановке на бухгалтерский учет ОС; расчет среднегодовой стоимости основных производственных фондов по линиям электропередач и подстанциям филиала; расчет амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов филиала; прогнозный расчет амортизации по основным средствам филиала ПАО "Россети Юг" на 2022 г.; ведомость ОС за 2020 г. по амортизационным группам; обороты счета 05 за 2020 г. (НМА); акты приемки законченных строительством объектов приемочной комиссией (типовая форма PC-14) объектов ОС, принятым на баланс за 9 месяцев 2021 г.; плановые расходы по данной статье на 2022 г. в размере 682 276, 91 тыс. руб, расчет амортизационных отчислений на 2022 г, учитывающих факт амортизационных отчислений по объектам основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на последний отчетный период, за которые имеются отчетные данные, согласно которым годовая сумма амортизации по объектам основных средств, состоящим на учете по состоянию на 1 октября 2021 г. составила 624 651, 883 тыс. рублей, в том числе 623 883, 19 тыс. рублей по виду деятельности "передача электрической энергии".
Расчет величины амортизации основных средств выполнен в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1.
В экспертном заключении органом регулирования не представлены пообъектные расчеты амортизационных отчислений с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г, не отражен анализ отнесения объектов основных средств к регулируемому виду деятельности, в связи с чем отсутствует возможность оценить экономическую обоснованность учтенных органом регулирования расходов.
При этом органом регулирования аналогичные расходы на 2021 г. и на 2023 г. признаны экономически обоснованными с учетом объектов основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на 1 октября 2020 г. и 1 сентября 2022 г. соответственно, что свидетельствует о применении различных подходов при тарифном регулировании.
Расходы по статье "индексация корректировки НВВ на основе фактических данных за 2020 г." заявлены истцом в размере 74 705, 03 тыс. руб. (в тарифной заявке - 196 625, 03 тыс. руб.), Службой по тарифам отклонены в полном объеме.
Утверждение тарифным органом величины корректировки НВВ на основе фактических данных за 2020 г. без учета необходимости применения индексов потребительских цен противоречит требованиям пункта 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике, пунктам 7, 38 Основ ценообразования, пунктам 9, 11 Методических указаний от 17 февраля 2012 г. N 98-э.
В соответствии с пунктами 9, 11 Методических указаний N 98-э регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов.
Согласно формуле (2) пункта 11 Методических указаний N 98-э, в расчет необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей включается показатель Вi - расходы i-гo года долгосрочного периода регулирования, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком "плюс") или полученного избытка (со знаком "минус"), выявленных, в том числе, по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанных с необходимостью корректировки валовой выручки регулируемых организаций, указанной в пункте 9, а также расходы в соответствии с пунктом 10 Методических указаний.
Показатель Вi рассчитывается по формуле (3) Методических указаний N 98-э с использованием величин: корректировка НВВ на i-тый год долгосрочного периода регулирования, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы (формула 9 Методических указаний N 98-э); Ii-l, Ii - индексы потребительских цен, определенные на i-1, i соответственно; расходы i-ro года долгосрочного периода регулирования, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком "плюс") или полученного избытка (со знаком "минус"), выявленных по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанных с необходимостью корректировки валовой выручки регулируемых организаций, указанной в пункте 9 Методических указаний, а также расходы в соответствии с пунктом 10 Методических указаний, которые определяются по формуле 4 Методических указаний N 98-э с использованием показателей: корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов; корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра; корректировка фактических расходов, признанных регулирующим органом экономически обоснованными в году i-2, на выполнение, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона N 35-ФЗ Об электроэнергетике; корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности; корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска электрической энергии и цен на электрическую энергию.
Величина корректировки НВВ по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов (i-2), должна быть приведена к ценам соответствующего периода регулирования с применением индексов потребительских цен Ii-l и Ii.
С учетом дополнительно представленных материалов размер заявленной корректировки НВВ на основе фактических данных за 2020 г. (показатель Вi) составил 2 058 957, 43 тыс. руб. с учетом применения индексов потребительских цен,, принятых на основании прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг.: на 2021 г. - в размере 6, 0%; на 2022 г. - в размере 4, 30%.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что величина корректировки НВВ по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, должна быть приведена к ценам соответствующего периода регулирования с применением индексов потребительских цен..
Таким образом исключение Службой из НВВ данных расходов противоречит пунктам 17, 18, 27 Основ ценообразования, пункту 11 Методических указаний от 17 февраля 2012 г. N 98-э и нарушает права регулируемой организации на получение средств для покрытия экономически обоснованных расходов.
Требования истца о признании экономически обоснованными расходами затрат по статьям "убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде" правильно признаны судом не подлежащими удовлетворению.
Расходы по статье "Убытки прошлых лет" заявлены истцом в размере 146 736, 52 тыс. руб. (в тарифной заявке - 511 556, 54 тыс. руб.), Службой по тарифам признаны экономически обоснованными расходы в размере 2 285, 80 тыс. руб.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об обоснованном отказе тарифного органа во включении в тариф затрат, связанных с корректировкой выручки за услуги по передаче электрической энергии по договору с ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" в сумме 144 450, 72 тыс. руб. в связи с вступлением в законную силу решений Арбитражного суда Астраханской области (по спорам об изменении расчетных уровней напряжения).
Данные расходы административного истца по возврату гарантирующему поставщику ПАО "АЭСК" излишне уплаченного истцу и взысканного судом с административного истца неосновательного обогащения в виде платы за услуги по передаче электроэнергии, возникшей по причине того, что в период 2014-2019 гг. гарантирующий поставщик оплачивал услуги административного истца по тарифу для низкого напряжения вместо тарифа для менее дорогостоящего среднего напряжения.
Согласно статье 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
В силу статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Поскольку ПАО "Россети Юг" является коммерческой организацией, то отнесение данных расходов организации на потребителей посредством включения их в тариф противоречит общим принципам тарифного регулирования.
Данные расходы являются экономически необоснованными и не подлежат учету в составе НВВ филиала.
Судебная коллегия соглашается с вышеуказанными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, мотивированы и подтверждены представленными доказательствами.
Вместе с тем заслуживает внимания довод апелляционной жалобы административного истца о неправомерности выводов суда об экономической необоснованности и документальной неподтвержденности неподконтрольных расходов на 2022 г. по статьям "Проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)" и корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений за 2020 г. по статье "Проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)".
Истцом заявлены в тарифной заявке для учета в НВВ на 2022 г. расходы филиала по статье "проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств) за 2020 г." в размере 590 287, 80 тыс. руб, тарифным органом учтены 58 688, 87 тыс. руб, отклонены затраты в размере 531 598, 93 тыс. руб.
В подтверждение затрат истцом представлены первичные документы (кредитные договоры и обороты счетов), бухгалтерская, статистическая и управленческая отчетность, организационно - распорядительные документы общества о порядке привлечения денежных средств и их распределения между филиалами. Представленные документы содержат сведения о ссудной задолженности общества по основному долгу в размере 20 222 545, 00 тыс. руб, на филиал "Астраханьэнерго" отнесена задолженность в размере 9 691 731, 00 тыс. руб. по состоянию на 31 декабря 2020 г.
Службой по тарифам расходы по статье "проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств) за 2020 г." приняты на уровне плановой величины расходов в размере 58 688, 87 тыс. руб, исходя из остатка суммы накопленного "сглаживания" с учетом его погашения и средневзвешенных процентных ставок по кредитам и займам с учетом распределения по годам объемов его погашения на основе представленной организацией информации о плановых средневзвешенных процентных ставках по кредитам и займам ПАО "Россети Юг" за 2017-2022 гг. на начало 2018 г. ставка составляла 9, 94%; на начало 2019 г. - 10, 49%; на начало 2020 г. - 11, 19%; на начало 2021 г. - 11, 17%; на начало 2022 г. - 11, 50%.
Орган регулирования, анализируя финансовое, экономическое состояние общества установил, что финансовое состояние на предприятии по состоянию на конец 2020 г. характеризуется типом "Кризисное финансовое состояние", близким с высокой вероятностью к банкротству; анализ устойчивости и деловой активности предприятия показал зависимость предприятия от заемных средств, что явно свидетельствует о необходимости привлечения кредитных ресурсов.
По статье "проценты за кредит (расходы по обслуживанию расходных средств) на 2022 г." в составе неподконтрольных расходов из заявленных обществом 826 024, 84 тыс. руб. решением тарифного органа принято 67 971, 77 тыс. руб, отклонено 758 053, 23 тыс. руб.
Основной причиной недостатка оборотных средств и привлечения заемных средств являются образование кассовых разрывов из-за дефицита денежных средств вследствие неисполнения контрагентами филиала договорных обязательств в части оплаты за оказанные услуги по передаче электрической энергии, тарифная недостаточность, регуляторные действия административного ответчика, повлиявшие на финансовое состояние филиала, и убыточность деятельности филиала.
Исходя из положений пункта 2 Основ ценообразования в части определения подконтрольных расходов, не включающих расходы на возврат и обслуживание заемных средств, пункта 11 Методических указаний от 17 февраля 2012 г. N 98-э, расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, включаются в состав неподконтрольных расходов, учитываемых при установлении тарифов на i-й год долгосрочного периода регулирования, и определяются методом экономически обоснованных расходов.
В силу пункта 7 Основ ценообразования к экономически обоснованным расходам организации относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, не учтенные при тарифном регулировании на тот период, в котором они понесены.
Таким образом, действующим в сфере тарифообразования в электроэнергетике законодательством предусмотрено включение в НВВ регулируемой организации расходов, связанных с обслуживанием заемных средств, а их величина определяется исходя из анализа наличия/отсутствия дефицита денежных средств, который обязан провести орган регулирования при принятии тарифных решений.
При проверке действий Службы по тарифам по учету в НВВ расходов на обслуживание заемных средств суд сделал верный вывод о том, что экономически обоснованные расходы организации, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, при условии их документального обоснования и подтверждения, подлежат учету при установлении регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
Судом первой инстанции неправильно применены нормы пункта 7 Основ ценообразования и пункта 11 Методических указаний от 17 февраля 2012 г. N 98-э, которые прямо предусматривают учет в НВВ расходов на обслуживание заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в условиях их экономической обоснованности тарифной недостаточностью для осуществления регулируемой деятельности.
Поскольку деятельность филиала ПАО "Россети Юг" - "Астрахань" осуществляется за счет установленного тарифа и в размере установленного тарифа, в условиях не включения в тариф экономически обоснованных расходов у регулируемой организации возникает тарифная недостаточность, формирующая дефицит денежных средств, следствием чего является нарушение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии. При таких обстоятельствах покрытие образующегося дефицита за счет заемных денежных средств является одним из способов избежать нарушения баланса, что не учтено судом при разрешении вопроса о правомерности действий тарифного органа, исключившим проценты по заемным средствам из НВВ филиала без надлежащего анализа.
Из материалов дела следует, что в подтверждение несения расходов по обслуживанию кредитов и расходования кредитных средств на указанные в кредитных договорах цели истец представил в тарифный орган и суд копии бухгалтерской, статистической и управленческой отчетности, подтверждающей наличие кассового разрыва. Указанные документы, подтверждающие убыточность деятельности филиала в течение 2009-2020 гг, подлежали оценке тарифным органом на предмет возможности отнесения полученных обществом кредитов на его производственную деятельность.
Приведенным документам в обоснование получения кредитов на деятельность общества, а также целевого назначения кредитных средств, связанного с деятельностью общества, тарифным органом и судом при принятии решений оценка не дана.
Из экспертного заключения Службы по тарифам от 26 декабря 2021 г. следует, что административным ответчиком не производился анализ экономической обоснованности спорных расходов исходя из наличия/отсутствия дефицита денежных средств, оценке необходимости привлечения заемных ресурсов на регулируемую деятельность, обусловленной тарифной недостаточностью и регулирующими действиями тарифного органа, вида кредита и его целевого назначения, расходования средств, возможности предотвращения кассовых разрывов, наличия иных (кроме кредитов), источников финансирования необходимых расходов филиала, а также иных факторов, определяющих экономическую обоснованность расходов, в целях достижения баланса интересов поставщиков и потребителей ресурсов.
При этом экспертная группа не имела замечаний к порядку формирования заемных средств и формированию величины расходов, связанных с обслуживанием заемных средств (процентов к уплате), подтверждаемых данными бухгалтерского учета и раздельного управленческого учета доходов и расходов.
Указание в заключении на то, что представленные материалы не позволяют сделать вывод о недостаточном охвате филиалом претензионно-исковой работы по возникшей дебиторской задолженности и об экономической обоснованности влияния роста этой задолженности на недостаток средств, а также на то, что основанием для расчета затрат является Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 16 февраля 2021 г. по делу N 66а-73/2021, в соответствии с которым филиалу было отказано во включении в расчет тарифов процентов за кредит, кроме процентов за кредит на суммы накопленного сглаживания, не подтверждают обоснованность отказа включения данных расходов в тарифное решение.
Протокол заседания Правления Службы по тарифам от 28 декабря 2021 г. N 233 не содержит сведений по данному вопросу.
Судебная коллегия не соглашается с доводами органа регулирования о том, что представленное истцом документальное подтверждение расходов в совокупности с действующим в Обществе порядком централизованного привлечения кредитных средств и распределения процентов между филиалами пропорционально доле накопленной ссудной задолженности не позволяет определить целевое использование средств в интересах конкретного филиала, исходя из действующих в Обществе организационно-распорядительных документов, регламентирующих порядок привлечения денежных средств и их распределения между филиалами, сложившегося в разрезе филиалов дефицита/профицита денежных средств, как разницы между поступившими денежными средствами на расчетные счета Общества от деятельности филиала и произведенными расходами.
Судебная коллегия не соглашается с выводом суда о том, что проценты, начисленные по филиалу, отражены в управленческом документе - Методике распределения ссудной задолженности и процентов за кредит (расходов по обслуживанию заемных средств) ПАО "МРСК Юга" между филиалами, утвержденной приказом ПАО "МРСК Юга" от 27 декабря 2017 г. N 947, который основан не на экономических, а на управленческих факторах распределения заемных денежных средств между филиалами.
На основании предусмотренных данной Методикой способов и методов распределения возникшей ссудной задолженности производится распределение расходов по обслуживанию кредитных ресурсов в соответствии с долей накопленной ссудной задолженности филиала на конец отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета и отчетности.
Необходимость привлечения заемных средств обоснована представленными регулируемой организацией первичными документами бухгалтерского учета, оценка которым тарифным органом не дана.
В целях документального обоснования и подтверждения заявленных расходов, с учетом механизма распределения денежных средств между филиалами, Обществом представлены документы финансовой отчетности, в том числе, первичные, с подтверждением, расшифровкой и пояснениями расчетов по движению денежных средств и динамике ссудной задолженности за периоды регулирования, кредитные договоры, заключенные по результатам конкурсных процедур и в рамках утвержденного кредитного плана, одобренного органами управления ПАО "Россети Юг", обороты счетов, движения денежных средств с динамикой ссудной задолженности, расчеты движения кредитного портфеля и величины расходов по обслуживанию заемных ресурсов, а также бухгалтерская, статистическая и управленческая отчетность; действующие в обществе организационно-распорядительные документы, регламентирующие порядок привлечения денежных средств и их распределения между филиалами. Также приведено обоснование недостатка средств у филиала с тенденцией к росту.
В кредитных договорах и соглашениях содержится информация о целях привлечения кредитных средств. В связи с тем, что филиал "Астраханьэнерго" не является отдельным юридическим лицом, ПАО "Россети Юг" с целью покрытия кассовых разрывов, возникающих у филиала, централизованно привлекает заемные средства для своевременного исполнения обязательств по выплатам заработной платы, по налоговым платежам, перед поставщиками и подрядчиками для обеспечения надежного и бесперебойного функционирования энергосистемы Астраханской области. При этом общество заключало кредитные договоры с расширенным целевым назначением использования заемных средств: на финансирование финансово-хозяйственной и инвестиционной деятельности, пополнение оборотных средств, рефинансирование ранее привлеченных кредитов и займов, рефинансирование обязательств перед третьими лицами, финансирование приобретения движимого и недвижимого имущества, расходы по капитальному ремонту и техническому перевооружению (модернизации), что соответствует пункту 7 Основ ценообразования.
Согласно экспертному отчету "Анализ процесса распределения расходов по обслуживанию заемных средств (процентов к уплате) по филиалам и видам деятельности ПАО "Россети Юг", выполненному ООО "КПМГ Налоги и Консультирование", действующий в Обществе порядок привлечения денежных средств и их распределения между филиалами признан экономически обоснованным и оправданным, а примененный ПАО "Россети Юг" подход методологически корректным.
При не проведении органом регулирования должного анализа ни тарифный орган, ни суд не указали, какими иными, не представленными регулирующему органу, дополнительными документами подтверждается участие заемных средств в регулируемой деятельности организации.
Выводы суда об экономической необоснованности и документальной неподтвержденности данных расходов являются ошибочными, поскольку аргументированы формально отсутствием прямой взаимосвязи между заявленными ПАО "Россети Юг" расходами и непосредственно регулируемой деятельностью филиала, а также управленческими факторами распределения заемных денежных средств между филиалами (распределение процентов между филиалами пропорционально доле накопленной ссудной задолженности филиала).
Между тем, государственное регулирование деятельности субъектов в сфере электроэнергетики основывается на принципе обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики и корреспондирующему ему принципу обеспечения доступности электрической энергии для потребителей и защиты их прав.
Закон об электроэнергетике в качестве одного из основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике рассматривает достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
Судебная коллегия находит ошибочными выводы суда первой инстанции о необоснованности затрат на организацию интеллектуальной системы учета электрической энергии (приобретение приборов учета) на 2022 г.
Расходы по статье "Выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона Об электроэнергетике обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям" заявлены в тарифной заявке в размере 18 378, 29 тыс. руб, Службой по тарифам отклонены в полном объеме.
Судебная коллегия не соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении требований истца о признании обоснованными расходов на 2022 г. в размере 18 378, 29 тыс. руб. в виде планируемых средств на реализацию мероприятий по установке приборов учета, вышедших из строя, и организации обменного фонда в количестве 579 штук.
Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 522-ФЗ Закон об электроэнергетике дополнен пунктом 5 статьи 37 о возложении на сетевые организации с 1 июля 2020 г. обязанности по установке, своевременной замене и поверке приборов учета.
Согласно пункту 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 136 Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности): при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику).
Пунктом 151 Основных положений от 4 мая 2012 г. N 442 предусмотрено, что установка прибора учета и допуск его к эксплуатации, в случае если такой прибор учета отсутствовал или вышел из строя, истек срок его эксплуатации по состоянию на 1 апреля 2020 г. или ранее, должны быть осуществлены до 31 декабря 2023 г. В иных случаях установка, замена или с учетом положений пункта 136 настоящего документа поверка прибора учета электрической энергии и допуск к эксплуатации прибора учета электрической энергии должны быть осуществлены не позднее 6 месяцев: с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора учета, если соответствующая дата (срок) установлена в договоре энергоснабжения (оказания услуг по передаче электрической энергии).
Согласно пункту 141 Основных положений от 4 мая 2012 г. N 442 используемые на 1 июля 2020 г. приборы учета электрической энергии, не соответствующие новым требованиям, могут использоваться вплоть до истечения срока эксплуатации либо до момента их выхода из строя или утраты.
Таким образом, с 1 июля 2020 г. до 1 января 2024 г. приборы учета электрической энергии, не в полной мере соответствующие новым требованиям законодательства, могут использоваться вплоть до истечения срока эксплуатации либо до момента их выхода из строя или утраты.
Расчет планового значения выхода приборов из строя произведен на основании программы развития интеллектуального учета электроэнергии на 2020 - 2030 гг, статистических данных по замене приборов при выходе из строя в период 2018 - 2020 гг. в связи, в том числе, с остановкой счетного механизма, выхода из строя внутренних элементов в связи с коротким замыканием, перенапряжением, воздействием электромагнитного поля.
Регулируемой организацией тарифному органу представлены пояснительная записка о фактических затратах за 2 полугодие 2020 г. и плановых затратах на 2022 г. на организацию коммерческого учета электроэнергии с приложением реестра замены приборов учета по причине "выход из строя"; справки по фактическим затратам 2020 г. по восстановлению коммерческого учета электроэнергии; документы, подтверждающие замену приборов учета во 2 полугодии 2020 г.; документы, подтверждающих понесенные затраты по установке приборов учета во 2 полугодии 2020 г.; реестр потребителей по мероприятию "замена приборов учета при выходе из строя" за 2018-2020 гг. с приложением документов, подтверждающих замену приборов учета в 2018-2020 гг.; потребности оборудования и материалов на 2022 г. в части приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, акты проверок расчетных приборов учета электрической энергии с указанием снятых и установленных приборов в связи с выходом из строя, реестры потребителей, у которых выполнена замена приборов, реестры замены приборов учета, реестры актов на списание приборов при выходе из строя прибора учета, расчеты потребности в приборах учета, акты допуска приборов учета в эксплуатацию, справки по фактическим затратам по восстановлению коммерческого учета, акты на списание материальных ценностей, потребность оборудования и материалов в части приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета, акты проверки расчетных приборов учета.
Анализ данных документов Службой по тарифам не проведен. Выводы о дублировании расходов по установке 579 приборов учета в Инвестиционной программе не подтверждены.
При этом учет в НВВ планируемых расходов по исполнению предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике обязанностей по обеспечению коммерческого учета электрической энергии, не относящихся к капитальным вложениям, прямо предусмотрен пунктом 3 статьи 23.2 данного закона, пунктом 17 Основ ценообразования и пунктом 11 Методических указаний от 17 февраля 2012 г. N 98-э.
Экономически обоснованные расходы на установку интеллектуальных приборов учета, помимо предусмотренных инвестиционной программой, подлежат включению в НВВ.
Органом регулирования при установлении тарифа не допускается двойной учет одних и тех же расходов в тарифах в составе разных затрат.
В нарушение требований пунктов 5, 29 Основ ценообразования, пункта 23 Правил Служба по тарифам не провела анализ расходов на предмет их повторного учета, в том числе в части расходов, включаемых в НВВ на основании утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы. Сведения о таком анализе в экспертном заключении отсутствуют.
Отсутствие в протоколе заседания тарифного органа оснований, по которым отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, является основанием для признания тарифного решения недействующим, свидетельствует о не проведении тарифным органом необходимых расчетов, о нарушении требований, предъявляемых к содержанию экспертного заключения, к протоколу заседания тарифного органа.
Применяя пункты 7, 16 Основ ценообразования, пункты 22 и 23 Правил государственного регулирования цен, судебная коллегия приходит к выводу, что, исключая из НВВ затраты Общества на названным выше статьям расходов, тарифный орган в нарушение действующего законодательства, не произвел анализ, представленных истцом документов, что повлекло отсутствие в экспертном заключении выводов относительно экономической обоснованности заявленных Обществом затрат и причин, послуживших основанием для их исключения из расчета НВВ, отсутствуют основания отказа включения в тарифы отдельных расходов в протоколе заседания Службы по тарифам, что противоречит пункту 28 Правил регулирования цен, согласно которому основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе.
В целях недопущения подмены судебным решением полномочий тарифного органа, судебная коллегия полагает возможным исключить из мотивировочной части решения суда выводы об экономической необоснованности и документальной неподтвержденности расходов в заявленном регулируемой организацией размере.
В остальной части доводы апелляционной жалобы истца удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы тарифного органа не опровергают выводы суда первой инстанции и основаниями для отмены решения не являются.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, что соответствует положениям части 2 статьи 215 КАС РФ.
Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Юг" удовлетворить частично.
Решение Астраханского областного суда от 20 сентября 2022 г. изменить:
исключить из мотивировочной части решения вывод об экономической необоснованности и документальной неподтвержденности неподконтрольных расходов на 2022 г. по статье "Проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)" в размере 758 053, 23 тыс. руб, корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений за 2020 г. по статье "Проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)" в размере 531 598, 93 тыс. руб. и расходов по статье "Выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящихся к капитальным вложениям" в размере 18 378, 29 тыс. руб.
В остальной части решение Астраханского областного суда от 20 сентября 2022 г. оставить без изменения.
В остальной части апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Юг" и апелляционную жалобу службы по тарифам Астраханской области оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение составлено 9 февраля 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.