Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Знаменщикова Р.В, Войтко С.Н, при секретаре судебного заседания Банниковой В.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-586/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирь-ресурс" к Министерству имущественных отношений Омской области о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26 ноября 2021 года N 93-П "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", по апелляционной жалобе административного истца общества с ограниченной ответственностью "Сибирь-ресурс" на решение Омского областного суда от 27 сентября 2022 года, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, пояснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Сибирь-ресурс" Горбунова И.Н, Шленкина А.Н, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя Министерства имущественных отношений Омской области Бондаренко Ю.П, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, полагавшей об отсутствии оснований для отмены решения суда, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26 ноября 2021 года N 93-п, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 26 ноября 2021 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень).
В указанный Перечень (пункт 2935) в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером N и помещение в нем с кадастровым номером N, расположенные по адресу: "адрес".
Общество с ограниченной ответственностью "Сибирь-ресурс" (далее - ООО "Сибирь-ресурс", Общество), являясь собственником здания с кадастровым номером N, обратилось в суд с административным иском о признании недействующим пункта 2935 Перечня, полагая, что здание не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Указало, что оспариваемые положения нарушают права административного истца, так как незаконно возлагают на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Омского областного суда от 27 сентября 2022 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе генеральный директор ООО "Сибирь-ресурс" Шленкин А.Н. просит отменить решение суда, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование жалобы апеллянт указывает, что взымание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий, строений, сооружений, исключительно из того, что они расположены на земельном участке с видом разрешенного использования, который подразумевает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, тогда как объект недвижимости имеет другое назначение и фактическую эксплуатацию, приводит к возложению повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических оснований. Кроме того апеллянт указывает, что согласно сведениям ЕГРН целевое назначение земельных участков, на которых находится объект недвижимости, - производственная база, склад. Назначение склад согласно кадастровому паспорту и выписке из ЕГРН имеют также и строения, расположенные на этих земельных участках. Назначение земельных участков в настоящее время не имеет связи с торговой деятельностью. Торговая деятельность на территории, принадлежащей ООО "Сибирь-ресурс", не ведется, административно-деловые и торговые центры на ней не расположены, что подтверждается выписками из ЕГРН и другими документами.
На апелляционную жалобу Министерством имущественных отношений Омской области подан отзыв, прокуратурой Омской области поданы возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителей сторон, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения по следующим основаниям.
Согласно статьям 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции, проанализировав положения подпункта 67 пункта 1 статьи 44 Федеральный закон от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", пункта 3 статьи 12, абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Омской области от 21 ноября 2003 года N 478-ОЗ "О налоге на имущество организаций", подпункта 85.3, пункта 9 Положения о Министерстве имущественных отношений Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 10 февраля 2004 года N 26, сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования, по этим основаниям нормативный правовой акт не обжалуется.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац второй подпункта 2); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац третий этого подпункта).
Согласно статье 4.2 Закона Омской области от 21 ноября 2003 года N 478-ОЗ "О налоге на имущество организаций" (введенной Законом Омской области от 28 декабря 2016 года N 1940-ОЗ) установлено, что в перечень объектов недвижимого имущества, определенный пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат включению:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, если общая площадь указанных центров (комплексов) свыше 5 000 квадратных метров;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, общей площадью свыше 5000 квадратных метров.
В силу пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждается на очередной налоговый период по налогу на имущество организаций, которым в силу пункта 1 статьи 379 Налогового кодекса Российской Федерации является календарный год. При этом включение объектов недвижимого имущества в Перечень осуществляется до 1-го числа очередного налогового периода.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" имеет назначение - нежилое, наименование - склад, расположено на земельном участке с кадастровым номером N, принадлежащим административному истцу на праве собственности, и имеющим до 04 марта 2022 года вид разрешенного использования "Розничные рынки продовольственных и промышленных товаров (кроме торговли автотранспортными средствами)", а после указанной даты вид разрешенного использования - "складские площадки".
Как следует из материалов дела, административный истец обратился с заявлением об изменении основных характеристик объекта недвижимости -земельного участка с кадастровым номером N и декларации правообладателя 28 февраля 2022 года.
Как верно указано судом первой инстанции, административный истец, как собственник спорного объекта недвижимости, а также земельного участка в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ими по своему усмотрению, а также вправе изменить наименование объекта и вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с их фактическим использование, что говорит о том, что административный истец имел возможность до утверждения оспариваемого перечня изменить вид разрешенного использования земельного участка.
Поскольку на момент утверждения оспариваемого в части Перечня принадлежащее ООО "Сибирь-ресурс" здание располагалось на земельном участке вид разрешенного использования которого предусматривал размещение на нем торгового объекта, следовательно, Министерством имущественных отношений Омской области спорный объект недвижимости был правомерно включен в Перечень 26 ноября 2021 года.
При указанных обстоятельствах является верным вывод суда первой инстанции о том, что изменение вида разрешенного использования земельного участка в течение налогового периода (в данном случае - с 04 марта 2022 года на "складские площадки") на вид, который не предусматривает размещения на нем предусмотренных подпунктом 1 пункта 3 и подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ объектов недвижимости, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта и не влечет признание его недействующим, поскольку по смыслу пунктов 7, 10 и 12 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации изменение в течение налогового периода включенного в Перечень объекта недвижимого имущества, вследствие которого данный объект перестает соответствовать условиям для его включения в Перечень, может влиять лишь на порядок определения налоговой базы, однако само по себе не является основанием для признания Перечня в этой части недействующим.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, вид разрешенного использования земельного участка на дату принятия оспариваемого приказа являлся определенным, его буквальное прочтение позволило прийти к выводу о возможности размещения на нем торговых объектов, то есть категории объектов, обозначенных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, технические характеристики спорного объекта также подлежали учету при включении спорного здания в Перечень, поскольку назначение и наименование расположенных в нем помещений предусматривают размещение объектов торговли в объеме не менее 20 процентов общей площади здания. Согласно экспликации к поэтажному плану технического паспорта здания по состоянию на 11 июня 2010 года на первом и втором этажах здания, антресоли (литеры Б, Б1) расположены помещения, имеющие наименования "торговый зал", общая площадь которых составляет более 20 % от общей площади здания.
Фактически доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права и по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Омского областного суда от 27 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибирь-ресурс" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалобы, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Омский областной суд.
Председательствующий
О.Е. Красикова
Судьи
Р.В. Знаменщиков
С.Н. Войтко
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07 февраля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.