Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Никитиной Г.Н, Войтко С.Н, при секретаре судебного заседания Банниковой В.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1236/2022 по административному исковому заявлению Яковлевой Т.И. к управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры о признании недействующим пункта 1081 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 21 ноября 2019 года N 43/Пр/110, по апелляционной жалобе административного истца Яковлевой Т.И. на решение Алтайского краевого суда от 05 августа 2022 года, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, возражения на апелляционную жалобу представителя управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Касько Е.Г, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей об отсутствии оснований для отмены решения суда, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 21 ноября 2019 года N 43/Пр/110 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень), который опубликован на официальном сайте Алтайского края 22 ноября 2019 года, официальном интернет-портале правовой информации 22 ноября 2019 года, включен в федеральный регистр нормативных правовых актов.
В пункт 1074 Перечня включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" как основной объект, неотъемлемой частью которого являются нежилые помещения с кадастровыми номерами N, общая площадь которых составляет 1397, 4 кв.м.
В пункт 1081 Перечня включено помещение с кадастровым номером N, собственником которого является Яковлева Т.И.
Яковлева Т.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1081 Перечня, ссылаясь на то, что она является собственником помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес". Произвольное и необоснованное включение данного нежилого помещения в Перечень противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц. Считает, что включение принадлежащего ей на праве собственности нежилого помещения в Перечень является ошибочным и основанным на субъективном представлении административного ответчика о назначении и использовании ей данного нежилого помещения.
Решением Алтайского краевого суда от 05 августа 2022 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Яковлева Т.И. просит отменить решение суда, принять новое об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт указывает, что с момента обследования здания с целью установления его фактического использования до момента наступления налогового периода прошло менее полугода, что ставит под сомнение актуальность акта обследования и его соответствие находящимся в здании коммерческим объектам. Апеллянт указывает на то, что при обследовании объекта, занимаемые парикмахерской помещения были закрыты, что свидетельствует об отсутствии ее там, так как ввиду данного обстоятельства данный объект недвижимости не был включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость ни в 2019, ни в 2020 годах. Кроме того апеллянт полагает, что в нарушение требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным ответчиком не доказана законность включения в Перечень помещения с кадастровым номером N.
На апелляционную жалобу управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, прокуратурой Алтайского края поданы возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, заслушав представителя административного ответчика, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения по следующим основаниям.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам (статьи 3 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 4 Правил формирования перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от 29 июня 2017 года N 237, пункта 2.1.39 Положения об Управлении Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 25 апреля 2014 года N 48, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что нормативный правовой акт, с отдельными положениями которого не согласен административный истец, принят уполномоченным органом в пределах компетенции, а также с соблюдением порядка опубликования и правил введения в действие.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно подпункту 1 и подпункту 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
2) нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, соответственно (подпункты 1 названных пунктов); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, соответственно (подпункты 2 указанных пунктов).
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового и (или) торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Под торговым объектом понимается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Стационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Национальный стандарт Российской Федерации "Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-2013", утвержденный приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст, выделяет в том числе следующие типы торговых предприятий: магазин (пункт 38), склад (пункт 33), магазин-склад (пункт 50) и торговый зал предприятия розничной торговли (пункт 112). При этом: магазин - это стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения; склад - специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций; магазин-склад - предприятие торговли, в котором по методу самообслуживания осуществляют продажу физическим лицам и/или хозяйствующим субъектам продовольственных и непродовольственных товаров непосредственно из транспортной упаковки (ящиков, контейнеров и др.) или в транспортной упаковке; торговый зал предприятия розничной торговли - специально оборудованная основная часть торгового помещения предприятия розничной торговли, предназначенная для обслуживания покупателей. Примечание - часть торгового зала торгового предприятия (торгового объекта) может использоваться для создания необходимого торгового запаса (складирования запаса), предназначенного для обеспечения бесперебойной торговли.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в Перечень под пунктом N 1081 включено помещение, находящееся на мансарде с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
Спорный объект недвижимости находится в здании с кадастровым номером: N, расположенном по адресу: "адрес". Наименование и назначение здания "магазин" и "нежилое", право собственности на данный объект недвижимости не зарегистрировано. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 11 463 кв.м, с видом разрешенного использования "Многоквартирные дома", соответственно указанный вид разрешенного использования земельного участка однозначно не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, в связи с чем спорные объекты включены в оспариваемый Перечень по критерию фактического использования здания и помещений для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 5 и 6 Правил формирования перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от 29 июня 2017 года N 237, (далее - Правила) подготовку документов для формирования и определения перечня, а также вида фактического использования зданий и помещений для целей налогообложения осуществляет Рабочая группа, состав которой утверждается распоряжением Правительства Алтайского края; Рабочая группа создает комиссии для проведения обследования объектов недвижимого имущества и определения вида их фактического использования.
Спорное помещение включено в Перечень на 2020 год по критерию фактического использования здания, в котором оно расположено, для размещения торговых объектов на основании акта обследования от 26 августа 2019 года, подготовленного уполномоченным органом по результатам такого фактического обследования.
Распоряжениями Правительства Алтайского края от 21 марта 2017 года N 103-р и от 20 ноября 2018 года N328-р утверждена рабочая группа по подготовке проекта перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в составе ФИО22.
Согласно акту обследования здания от 26 августа 2019 года, составленного комиссией для проведения мероприятий по обследованию объектов недвижимого имущества и определению их фактического использования, при обследовании здания установлено, что в здании, площадью 1397, 4 кв.м находятся: магазин продовольственных товаров "Дельфин", площадью 213, 1 кв.м, парикмахерская, площадью 11, 3 кв.м и пивной бар "Ёрш", площадью 56, 9 кв.м. Таким образом, не менее 20 процентов общей площади нежилого здания (938, 3 кв.м) с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", фактически используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.
Таким образом, из акта обследования здания от 26 августа 2019 года, показаний свидетеля, проводившего обследование, следует, что установленное использование двухэтажного здания с мансардой для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания общей площадью 281, 3 кв.м, что составляет более 20 процентов от общей площади здания в 1397, 4 кв.м.
Довод апелляционный жалобы о том, что с момента обследования наступления налогового периода прошло чуть менее полугода, отклоняются судебной коллегией, так как обследование было проведено в соответствии с пунктом 10 Правил, согласно которому плановые обследования объектов недвижимого имущества в целях определения их фактического использования проводятся ежегодно в период с 01 августа по 01 ноября текущего года. Кроме того, доводы апелляционной жалобы о том, что акт обследования составлен задолго до начала налогового периода не свидетельствует о противоречии оспариваемого нормативного правового акта требованиям законодательства.
Также судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы относительно помещения занимаемого парикмахерской, поскольку отсутствие договора на данное помещение не свидетельствует о его неиспользовании на дату фактического обследования. В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, опровергающие содержащиеся в акте обследования выводы об осуществлении деятельности парикмахерской.
Судебная коллегия полагает также правильным вывод суда о том, что более 20 процентов площади третьего этажа используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания, при этом суд исходил из совокупности представленных доказательств, в том числе выписок из технического паспорта, показаний свидетелей, пояснений административного истца и административного ответчика, фотографий.
При изложенных выше обстоятельствах у уполномоченного органа в силу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации имелись основания для включения спорного помещения в Перечень.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алтайского краевого суда от 05 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Яковлевой Т.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Председательствующий
О.Е. Красикова
Судьи
Г.Н. Никитина
С.Н. Войтко
Мотивированное апелляционное определение составлено 09 февраля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.