Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Войтко С.Н, при секретаре судебного заседания Акматовой О.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-501/2022 по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании не действующим в части решения Совета Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области от 25 ноября 2020 года N 41 "Об утверждении Генерального плана Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области", по апелляционной жалобе Федерального агентства лесного хозяйства на решение Омского областного суда от 29 сентября 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, объяснения представителя Федерального агентства лесного хозяйства Сухих А.С, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Совета Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области от 25 ноября 2020 года N 41 (далее - Решение N 41) утвержден Генеральный план Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области (далее -Генеральный план). Решение опубликовано в официальном печатном издании "Исилькульский муниципальный вестник" N 128 от 25 ноября 2020 года, размещено на сайте Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области.
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с даты принятия Решения N 41 в части включения в границы города Исилькуль лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Исилькульского лесничества Омской области: Исилькульского участкового лесничества: квартал 64 (часть выдела 7) площадью 0, 62 га; квартал 65 (часть выделов 1 - 9) площадью 5, 11 га; Исилькульского сельского участкового лесничества: урочище "Солнцевское СП": квартал 93 (часть выдела 315) площадью 0, 24 га, квартал 94 (часть выделов 117, 121, 124) площадью 0, 1 га; урочище "Лесное СП": квартал 105 (часть выделов 30, 36) площадью 2, 49 га; урочище "Исилькульское ГП" квартал 120 (часть выделов 41, 210) площадью 0, 89 га, квартал 121 (часть выдела 4) площадью 0, 03 га; урочище "Боевое СП" квартал 127 (часть выделов 57, 68) площадью 0, 26 га, квартал 130 (части выделов 1-8, 14, 15, 16) площадью 8, 84 га. Требования мотивированы тем, что согласование проекта Генерального плана в части включения в границы населенного пункта вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Рослесхозом не обеспечено, что является нарушением требований статей 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положений Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Решением Омского областного суда от 29 сентября 2022 года административные исковые требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе представитель Рослесхоза Сухих А.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме, указывая, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
На апелляционную жалобу прокуратурой Омской области поданы возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, заслушав представителя административного ответчика, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8, пунктом 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения городского округа. Генеральный план городского округа утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления, каким в данном случае в соответствии с положениями статей 1, 17 Устава Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области является Совет Исилькульского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области.
Как правильно установлено судом, Решение N 41 принято уполномоченным органом в надлежащей форме с соблюдением порядка опубликования.
В то же время, судом первой инстанции установлено, что административным ответчиком не представлены документы, подтверждающие соблюдение порядка подготовки проекта Генерального плана в части согласования с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
Частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 7, частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации под лесным участком понимается земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса; лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана городского округа, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
При этом, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, которые в силу прямого указания закона, в частности в статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации, находятся исключительно в федеральной собственности, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На дату принятия оспариваемого нормативного правового акта вопросы согласования документов территориального планирования муниципальных образований регулировались соответствующим приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 июля 2016 года N 460 "Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования".
В силу положений пунктов 1.4, 1.6, 1.7, 2.7 Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования, действовавших в редакции на период подготовки проекта Генерального плана, при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Рослесхозом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании муниципального контракта от 27 сентября 2019 года ФИО6 выполнены работы по подготовке проекта Генерального плана, который 29 января 2020 года был представлен для согласования в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
Заключение о несогласии с проектом Генерального плана отражено в письме Рослесхоза от 12 февраля 2020 года, согласно которому из проекта не ясно, за счет земель каких категорий происходит увеличение площади земель населенных пунктов; в случае если населенный пункт увеличивается за счет земель лесного фонда необходимо представить перечень участков лесного фонда с указанием площади, местоположения, целевого назначения данных лесов; на картографических материалах необходимо отразить границы лесничеств при их наличии на территории городского поселения.
29 июня и 06 июля 2020 года администрацией Исилькульского городского поселения направлены уведомления о размещении доработанных материалов проекта Генерального плана.
Из письма Рослесхоза от 09 июля 2020 года следует, что проект Генерального плана не предусматривает включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, в связи с этим согласование с Рослесхозом не требуется.
24 августа 2020 года состоялось заседание согласительной комиссии, на котором принято решение о согласование проекта Генерального плана с внесением в него изменений, учитывающих замечания; 12 ноября 2020 года состоялись публичные слушания по проекту Генерального плана; 25 ноября 2020 года состоялось заседание представительного органа местного самоуправления, на котором утвержден Генеральный план; 01 февраля 2021 года сведения о границах города Исилькуль внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Однако представленные на согласование Рослесхозу материалы по обоснованию Генерального плана в нарушение положений пункта 9.12 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26 мая 2011 года N 244, не содержали сведений о лесных участках, которые включаются в границы населенного пункта, необходимость отражения указанной информации была изложена в письме Рослесхоза от 12 февраля 2020 года.
Включение перечисленных выше лесных участков в границы города Исилькуль подтверждается имеющейся в материалах дела информацией, подготовленной Омским филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" на основании совмещения материалов лесоустройства, землеустройства Исилькульского лесничества с границами населенного пункта с указанием координат местоположения пересечений, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки подтверждено имеющими в материалах дела доказательствами.
Таким образом, судом правильно сделан вывод о том, что согласование проекта Генерального плана с Рослесхозом фактически не обеспечено, а несоблюдение установленной процедуры согласования перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении либо изменении границ населенных пунктов, как указано выше, влечет признание таких нормативных правовых актов не соответствующими требованиям федерального законодательства и недействующими.
Вместе с тем, удовлетворяя административные исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из положений части 19 статьи 24 и пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающих исключение из общего правила, а именно отсутствие обязательного согласования проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях если все границы земель лесного фонда являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта.
Судебная коллегия полагает, что в рассматриваемом случае данные положения градостроительного законодательства не применимы.
Действительно, согласно информации Омского филиала ФГБУ "Рослесинфорг", в границы населенного пункта город Исилькуль из перечисленных в административном исковом заявлении земельных участков полностью включены следующие участки из земель лесного фонда: Исилькульское участковое лесничество: квартал 64 (выдел 7) площадью 0, 62 га; квартал 65 (выделы 1 - 9) площадью 5, 11 га; Исилькульское сельское участковое лесничество: урочище "Исилькульское ГП" квартал 120 (выдел 210) площадью 0, 55 га; урочище "Боевое СП" квартал 130 (выделы 1, 2, 3, 5, 7, 14, 15, 16) площадью 4, 14 га.
Между тем, судебная коллегия считает, что такая информация не свидетельствует о том, что указанные земельные участки являются смежными с границами земельных участков населенного пункта город Исилькуль.
Кроме того, из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости в отношении спорных земельных участков усматривается, что границы земельного участка категории земель - земли лесного фонда не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, то есть координаты характерных точек границ таких земельных участков не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, межевание не проводилось, в связи с чем нельзя сделать однозначный вывод об их смежности с другими земельными участками.
При таких обстоятельствах в данном случае не имелось фактического состава для применения положений части 19 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, доказательств того, что земельные участки лесного фонда являются смежными с границами земельных участков земель населенного пункта, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права и недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, с принятием нового решения об удовлетворении административных исковых требований Рослесхоза в полном объеме.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого Решение N 41 должно быть признано недействующим, судебная коллегия полагает, что поскольку оно принято с нарушениями установленной процедуры, то подлежит признанию не действующим со дня его принятия.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Омского областного суда от 29 сентября 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить в полном объеме.
Признать недействующим со дня принятия решение Совета Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области от 25 ноября 2020 года N 41 "Об утверждении Генерального плана Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области" в части включения в границы города Исилькуль лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Исилькульского лесничества Омской области:
- Исилькульского участкового лесничества:
квартал 64 (часть выдела 7) площадью 0, 62 га;
квартал 65 (часть выделов 1 - 9) площадью 5, 11 га;
- Исилькульского сельского участкового лесничества:
урочище "Солнцевское СП": квартал 93 (часть выдела 315) площадью 0, 24 га, квартал 94 (часть выделов 117, 121, 124) площадью 0, 1 га;
урочище "Лесное СП": квартал 105 (часть выделов 30, 36) площадью 2, 49 га;
урочище "Исилькульское ГП" квартал 120 (часть выделов 41, 210) площадью 0, 89 га, квартал 121 (часть выдела 4) площадью 0, 03 га;
урочище "Боевое СП" квартал 127 (часть выделов 57, 68) площадью 0, 26 га, квартал 130 (части выделов 1-8, 14, 15, 16) площадью 8, 84 га.
Судебное постановление или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение месяца со дня вынесения апелляционного определения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы (представления) в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Омский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 31 января 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.