Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Репиной Е.В., Циркуновой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 18 января 2023 года (направленную почтовой корреспонденцией 11 января 2023 года) в суд первой инстанции кассационную жалобу ФИО1 на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 17 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 5 октября 2022 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству юстиции России о признании распоряжения незаконным (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-348/2022).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителя административного ответчика Министерства юстиции РФ Пинаевой А.В, судебная коллегия
установила:
Арапова Г.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации, в котором просила признать незаконным распоряжение от 8 октября 2021 года о включении ее в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, обязать исключить соответствующие сведения о ней из реестра.
Требования мотивировала тем, что у административного ответчика отсутствовали основания для включения Араповой Г.Ю. в соответствующий реестр, поскольку не является журналистом, имеет стаж работы в юриспруденции примерно 30 лет, ее работы отмечены рядом профессиональных, государственных и международных наград и премий. Включение Араповой Г.Ю. в соответствующий реестр возлагает на нее дополнительное бремя по предоставлению отчетности о деятельности, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, что также может негативно отразиться на репутации профессиональной деятельности. Оспариваемым распоряжением не соблюден баланс публичных и частных интересов. Само ограничение прав не объясняется защитой конституционно охраняемых ценностей и законных интересов, а является политически мотивированным, дискриминацией.
Решением Замоскворецкого районного суда города Москвы от 17 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 5 октября 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований Араповой Г.Ю. отказано.
В кассационной жалобе административного истца ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Согласно частям 3-7 статьи 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", действующих на момент возникновения спорных отношений, юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации,
выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации.
Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (часть 4).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Информация об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, включается в данный реестр на основании решения, принятого в соответствии с частью шестой настоящей статьи (часть 5).
Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6).
Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (часть 7).
Порядок включения в реестр иностранных агентов, виды деятельности иностранного агента в настоящее время установлены Федеральным законом от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в котором также предусмотрено включение физических и юридических лиц, иностранного юридического лица, общественного объединения, осуществляющих распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), и (или) участие в создании указанных сообщений и материалов, и получивших поддержку от иностранного источника, в том числе в виде предоставления денежных средств и (или) иного имущества, а также оказания организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах (статьи 1-5 названного закона).
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента; принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.Согласно пункту 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 24.09.2020 N 216 решение о включении в реестр или об исключении из него информации о лицах, указанных в подпунктах а и б пункта 2 настоящего Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено нижестоящими судебными инстанциями, 8 октября 2021 года Министерством юстиции Российской Федерации принято распоряжение N 1153-р о включении Араповой Г.Ю. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Данное решение согласовано с Министерством иностранных дел Российской Федерации (л.д. 38, 32).
Основаниями для включения Араповой Г.Ю. в соответствующий реестр послужила поступившая из Росфинмониторинга информация (письмо от 9 сентября 2021 года, представленное на обозрение суда) о получении Араповой Г.Ю. на счет в АО " ФИО7-банк" ДД.ММ.ГГГГ одной операцией около 400 долларов США от ФИО8 (Республика Молдова) по соглашению.
Также в Минюст России поступила информация из Роскомнадзора о том, что основной массив информации за авторством Араповой Г.Ю. распространяется на сайтах "Центра защиты прав средств массовой информации" (https://mmdc.ru/), ЭПИ "Эхо Москвы", а также в ее аккаунтах в социальных сетях, в том числе "ВКонтакте" https:// "данные изъяты" (более 250 подписчиков).
Кроме того, за период с июля 2020 года по июль 2021 года выявлен ряд материалов иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента ("Голос Америки", "Idel. Реалии", "Кавказ.Реалии", "Крым.Реалии", "Телеканал Настоящее Время", "Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi)", "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС)", "Сибирь.Реалии", "Север.Реалии", SIA "Medusa Project"), в которых в качестве экспертного представлено мнение Араповой Г.Ю.
Установив приведенные выше обстоятельства, суды первой и второй инстанций пришли к выводу о правомерном включении Министерством юстиции Российской Федерации Арапову Г.Ю. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
С учетом установленных по делу обстоятельств, приведенных выше, применительно к положениям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, оснований не согласиться с указанными выводами судебная коллегия кассационного суда не находит, поскольку они основаны на анализе исследованных доказательств и являются мотивированными.
Приводимые в кассационной жалобе доводы повторяют позицию стороны административного истца, изложенную в административном исковом заявлении и апелляционной жалобе, и сводятся к несогласию с установленными судами обстоятельствами дела, что не может служить основанием для ее удовлетворения.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов о том, что законодательство для целей включения в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, не связывает получение денежных средств от иностранного источника непосредственно для распространения сообщений и материалов, а потому довод кассационной жалобы о недоказанности связи между иностранным финансированием и деятельностью, относимой к созданию и распространению сообщений и материалов, является несостоятельным.
Также при установленных судами фактах получения Араповой Г.Ю. денежных средств от иностранного источника и принятии участия в распространении иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, материалов для неограниченного круга лиц на различных интернет ресурсах и в средствах массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, доводы автора жалобы о вмешательстве в право на свободу выражения мнения, политической мотивированности внесения информации об истце в реестр иностранных средств массовой информации, дискриминации и принуждении к занятию экономической деятельностью на законность обжалуемых судебных актов не влияют и их отмену не влекут.
Доводы кассационной жалобы о незаконном отказе судом первой инстанции в признании недопустимым доказательством письма Росфинмониторинга, поскольку сведения о поступлении на счет административного истца были получены и переданы без законных на то оснований, подлежат отклонению как несостоятельные.
Так, на основании подпункта 9.2 пункта 5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденному Указом Президента РФ от 13.06.2012 N 808, Росфинмониторинг информирует федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другие государственные органы и организации об угрозах национальной безопасности, которые возникают в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом и нейтрализация которых относится к полномочиям указанных органов и организаций.
Таким образом, Росфинмониторинг, являясь федеральным органом исполнительной власти, выполняющим, в том числе функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам, вправе собирать и предоставлять в распоряжение уполномоченных федеральных органов власти, в том числе и в Министерство юстиции, соответствующую информацию для применения целей, указанных в статье 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации".
Ссылка в жалобе на то, что само по себе получение денежных средств из иностранного источника не образует состава правонарушения или преступления и не может расцениваться как угроза национальной безопасности, не влечет удовлетворение кассационной жалобы.
Так, под угрозой национальной безопасности следует понимать совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам Российской Федерации (Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации").
Из данного понятия следует, что угроза национальной безопасности может возникнуть не только вследствие совершения лицом противоправного деяния, предусмотренного УК РФ или КоАП РФ, но и вследствие совершения иных действий, направленных на причинение ущерба национальным интересам государства.
При таком положении информация о поступлении на счет административного истца денежных средств от иностранного источника передана Росфинмониторингом в пределах своих полномочий, в связи с чем судом обосновано в качестве доказательств приняты сведения из представленного на обозрение письма от 9 сентября 2021 года.
Доводы автора жалобы о том, что административный истец была лишена возможности участвовать в исследовании данного письма отклоняются, поскольку в ходе судебного заседания в суде первой инстанции представителем административного ответчика суду была предоставлена справка Росфинмониторинга, указанная справка судом обозревалась и содержащаяся в ней информация оглашалась, но не приобщалась к материалам дела ввиду того, что на ней имелся гриф "дсп".
Отнесение документов к категории "Для служебного пользования" не свидетельствует о том, что в них содержатся сведения, составляющие государственную тайну, но ограничивает доступ к ним.
Обозревая письмо Росфинмониторинга от 9 сентября 2021 года, суд удостоверил правильность его содержания с доводами административного ответчика, изложенными в письменных возражениях, и принял их в качестве доказательств, что соответствует положениям части 2 статьи 59 КАС РФ, с которыми сторона административного истца не была лишена возможности ознакомиться.
Доводы кассационной жалобы о том, что включение административного истца в соответствующий реестр может негативно отразиться на ее репутации в профессиональной деятельности, отклоняются судебной коллегией.
Утверждения автора жалобы о том, что статус Араповой Г.Ю. в качестве иностранного агента может оказать негативное влияние на ее профессиональную деятельность, обусловлены, прежде всего, не фактом внесения административного истца в реестр средств массовой информации, выполняющих функцию иностранного агента, а непосредственной деятельностью Араповой Г.Ю, которая повлекла включение ее в соответствующий реестр.
Фактов дискриминации и чрезмерного вмешательства государства в частные дела административного истца, наличия политических мотивов оспариваемого распоряжения, нарушения Минюстом России прав административного истца, в том числе на уважение личной жизни, свободное выражение мнения, равенства, не установлено.
Всем имеющимся в деле доказательствам нижестоящими судами дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 84 КАС РФ, выводы судов являются верными, так как соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении приведенных норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных постановлений, судами нижестоящих инстанций не допущено.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба административного истца оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 17 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 5 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Е.В. Репина
О.М. Циркунова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 февраля 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.