Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ульянкина Д.В, судей Войты И.В, Зюлина М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя военного комиссариата Смоленской области по доверенности ФИО5 на апелляционное определение Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по административному делу N по административному исковому заявлению Миронова Кирилла Дмитриевича к призывной комиссии военного комиссариата г. Смоленска и Смоленского района Смоленской области о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Миронов К.Д. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии г. Смоленска и Смоленского района Смоленской области о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в изменении категории годности к военной службе.
В обоснование иска указал, что решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена категория годности "Б" - годен к военной службе с незначительными ограничениями (ПП-3) в связи с наличием у него заболевания "данные изъяты". ДД.ММ.ГГГГ административный истец прошел обследование у онколога в "данные изъяты" где данный диагноз был подтвержден. ФИО1 обратился в военный комиссариат об изменении категории годности на категорию "В" - ограниченно годен, освобождении его от призыва на военную службу на основании п.п. А п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и зачислении в запас, однако ему в этом было незаконно отказано.
Судом в качестве административного соответчика привлечен Военный комиссариат Смоленской области.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ отменено. По делу принято новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе, поступившей 20 января 2023 года, представителем Военного комиссариата Смоленской области по доверенности ФИО5 ставится вопрос об отмене апелляционного определения по основаниям нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Оснований для отмены обжалуемого апелляционного определения, судебная коллегия не усматривает.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В силу частей 1-3 ст. 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
Наличие оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья и правильность их предоставления проверяются призывной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе. В случае выявления нарушений в правильности предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, предоставленных в ходе работы призывной комиссии, по решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации проводится контрольное медицинское освидетельствование указанных граждан.
Граждане, заявившие о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, направляются на контрольное медицинское освидетельствование.
Порядок организации и проведения медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы и контрольного медицинского освидетельствования граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, граждан, получивших освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
В соответствии с абз. 4 п. 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства РФ N 565 от 4 июля 2013 г. (в редакции на дату обращения административного истца), контрольное обследование и повторное освидетельствование гражданина ранее установленного срока могут проводиться по его заявлению (заявлению его законного представителя) или по решению военно-врачебной комиссии, если в состоянии его здоровья произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения военно-врачебной комиссии, либо по решению военно-врачебной комиссии в случае выявления нарушений порядка освидетельствования, повлиявших на заключение военно-врачебной комиссии, а также для проверки обоснованности заключения подчиненной военно-врачебной комиссии. При этом вышестоящая военно-врачебная комиссия, принявшая решение о контрольном обследовании и повторном освидетельствовании гражданина, отменяет ранее вынесенное в отношении гражданина заключение военно-врачебной комиссии.
Согласно п. 22 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ, призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.
Медицинский осмотр и контрольное освидетельствование осуществляются врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей. В случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию. При этом одновременно с отменой решения призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с пунктом 9 названного Положения для проведения освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу или на военные сборы, граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, граждан, не состоящих на военной службе и поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, граждан, изъявивших желание пройти и проходящих военную подготовку в военных учебных центрах при образовательных организациях, в военно-учебных заведениях по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, граждан, прошедших военную подготовку в военных учебных центрах при образовательных организациях, в военно-учебных заведениях по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса и оканчивающих образовательную организацию, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, а также контрольного освидетельствования граждан, получивших отсрочку и освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения по заявке военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), военного комиссара выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием.
При рассмотрении дела установлено, что Миронов К.Д, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на воинском учете в Военном комиссариате Смоленской области.
Миронов К.Д. в период осеннего призыва, организованного Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2019 N472 "О призыве в октябре-декабре 2019 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву", прошел медицинское освидетельствование в призывной комиссии г.Смоленска и Смоленского района Смоленской области.
Решением призывной комиссии г. Смоленска и Смоленского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ Миронову К.Д. установлена категория годности "Б" - годен к военной службе с незначительными ограничениями (ПП-3) и в соответствии с п.п. "а" п.2, ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 г. N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ в связи с обучением в филиале ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский университет "МЭИ" в г. Смоленске.
ДД.ММ.ГГГГ Миронов К.Д. обратился в поликлинику "данные изъяты"", где ему был выставлен диагноз "данные изъяты" рекомендовано наблюдение и лечение у хирурга по месту жительства.
ДД.ММ.ГГГГ Миронов К.Д. обратился в заявлением к Военному комиссару г. Смоленска и Смоленского района, Председателю призывной комиссии с заявлением о присвоении ему категории годности к военной службе "В" - ограниченно годен, освободив от призыва на военную службу на основании ст. 23 п.1, п.п. "а" ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", представив с заявлением соответствующие медицинские документы и письменный отказ от хирургического лечения.
Ответом Военного комиссара г. Смоленск и Смоленского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ Миронову К.Д. отказано в удовлетворении его заявления, сообщено, что он осмотрен всеми врачами-специалистами, медицинские заключения приобщены в личное дело призывника.
Миронов К.Д. не согласен с отказом административного ответчика, указал, что в представленные им медицинские документы подтверждают у него наличие заболевания, которое подпадает под категорию годности к военной службе "В" - ограниченно годен.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт наличия у истца на дату принятия призывной комиссией решения от ДД.ММ.ГГГГ заболевания, входящего в противоречие с определенной ему группой годности к военной службе, в судебном заседании не подтвержден. Данное решение административным истцом не обжаловалось. Также указал, что нормами действующего законодательства не предусмотрено каких-либо действий со стороны призывной комиссии в частности связанных, с изменениями категории годности к военной службе по обращению призывника в период предоставленной отсрочки, то есть, фактически констатировав отсутствие нарушений прав административного истца.
Отменяя данное решение, суд апелляционной инстанции установил, что после обращения административного истца в военный комиссариат г. Смоленска и Смоленского района Смоленской области ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком был организован осмотр Миронова К.Д. врачами хирургом, терапевтом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, невропатологом, дерматовенерологом, с направлением на дополнительные консультации в "данные изъяты" и получением соответствующих медицинских заключений.
Однако, по результатам исследований, внесенных в личное дело призывника, итоговое заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию, вопреки требованиям вышеприведенных норм права, дано не было, на рассмотрение призывной комиссии, в том числе и того уровня, на котором проводилось исследование, вопрос не вынесен.
Соответствующего заключения о том, что заболевание, диагностированное у административного истца, не затрудняет ношение военной формы одежды, обуви или снаряжения "данные изъяты" в материалах дела не имеется, доводы административного истца в этой части административными ответчиками и судом первой инстанции не проверялись.
Вместо этого, вне установленной выше процедуры, в том числе без проведения контрольного освидетельствования Миронова К.Д, вынесения его результатов на рассмотрение соответствующей призывной комиссии, дан вышеуказанный ответ, что нарушает требования Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, Положения о военно-врачебной экспертизе, и в соответствии с п.п. "а" и "б" п. 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ не может быть признано законным, по мотивам, изложенным выше, нарушает права административного истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на требованиях закона и исследованных в судебном заседании доказательствах.
Доводы кассационной жалобы в целом направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу представителя военного комиссариата Смоленской области по доверенности ФИО5 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 22 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.