Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Репиной Е.В., Циркуновой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 27 декабря 2022 года кассационную жалобу Мельникова М.В., его представителя Котова Н.Н. на решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 9 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 19 октября 2022 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве, Управлению Федеральной налоговой службы по г. Москве о признании незаконными и отмене решений, возложении обязанности принять решение (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-22/2022).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителя административного истца Мельникова М.В. - Котова Н.Н, представителей административных ответчиков МИФНС России N 46 по г. Москве Зыкова В.Д, УФНС России по г. Москве Осиповой А.С, судебная коллегия
установила:
Мельников М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом последующего уточнения) о признании незаконными и отмене решения МИФНС России N 46 по г. Москве от 27 мая 2021 года N 169807А об отказе в государственной регистрации изменений, подлежащих внесению в сведения ЕГРЮЛ, в отношении единоличного исполнительного органа ГСК "Эльбрус" - председателя Правления Мельникова М.В.;
решения УФНС России по г. Москве от 1 июля 2021 года N 12-13/097721 об отказе в удовлетворении его апелляционной жалобы;
признании недостоверными сведений, включенных в ЕГРЮЛ 5 июня 2020 года и 19 апреля 2021 года в отношении председателя Правления ГСК "Эльбрус", с указанием Васина А.Ю. и Тюхтина А.Н.;
возложении на МИФНС России N 46 по г. Москве обязанности принять решение о проведении государственной регистрации изменений в сведениях ЕГРЮЛ в отношении руководителя ГСК "Эльбрус" - Мельникова М.В.
Требования мотивировал тем, что им представлены исчерпывающие сведения и документы, подтверждающие его полномочия в качестве руководителя ГСК "Эльбрус".
Решением Нагатинского районного суда г. Москвы от 9 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 19 октября 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований Мельникова М.В. отказано.
В кассационной жалобе Мельникова М.В. и его представителя Котова Н.Н. ставится вопрос об отмене судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Гаражно-стояночный кооператив "Эльбрус" зарегистрирован 8 декабря 1995 года Московской регистрационной палатой, запись о регистрации в ЕГРЮЛ внесена 5 февраля 2003 года под номером 1037739427197.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, лицом, имеющим право действовать от имени кооператива без доверенности, является председатель правления Тюхтин А.Н.
20 апреля 2021 года от Мельникова М.В. в МИФНС России N 46 по г. Москве поступило заявление о внесении изменений в сведения о ГСК "Эльбрус", а именно - о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица в связи с прекращением полномочий Тюхтина А.Н. и возложением полномочий руководителя на Мельникова М.В, предоставив выписку из протокола общего собрания членов ГСК от 7 июня-5 августа 2020 года.
Решением МИФНС России N 46 по г. Москве от 27 апреля 2021 года государственная регистрация приостановлена для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений, в связи с этим Мельников М.В. приглашен для дачи пояснений по вопросу принятия решения о смене исполнительного органа кооператива.
22 апреля 2021 года, а в последующем и 5 мая 2021 года от ГСК "Эльбрус" в лице председателя правления Тюхтина А.Н. в налоговую инспекцию поступили возражения относительно предстоящей государственной регистрации.
Мельников М.В. в налоговый орган не явился, пояснения и документы, подтверждающие достоверность вносимых в ЕГРЮЛ сведений, не представил.
Решением МИФНС России N 46 по г. Москве от 27 мая 2021 года в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, отказано на основании подпункта "д" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) ввиду подписания заявления неуполномоченным лицом.
Данное решение Мельниковым М.В. обжаловано в УФНС России по г. Москве, которым 1 июля 2021 года принято решение N 12-13/097721 об отказе в удовлетворении его апелляционной жалобы.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суды первой и апелляционной инстанций исходили из законности оспариваемых решений ввиду того, что заявителем в налоговый орган необходимые сведения для внесения изменений в регистрационные данные ГСК "Эльбрус" не предоставлены.
При этом руководствовались положениями статей 9, 17 Закона N 129-ФЗ, статьи 181.2 Гражданского кодекса РФ, проанализировав которые пришли к выводу о том, что представленной заявителем выписки из протокола ГСК "Эльбрус" о смене председателя правления недостаточно, полное решение членов собрания кооператива от 7 июня - 5 августа 2020 года, подтверждающее достоверность представленной выписки из протокола, Мельниковым М.В. не предоставлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций, найдя их основанными на положениях действующего законодательства.
Так, в соответствии со статьей 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, в регистрирующий орган представляются решение о внесении изменений в учредительный документ юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений (подпункт "б" пункта 1).
Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны (пункт 2).
Согласно пункту 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Судами установлено поступление 22 апреля 2021 года и 5 мая 2021 года возражений от председателя правления ГСК "Эльбрус" Тюхтина А.Н, содержащих утверждения о том, что Мельников М.В. незаконно удерживает у себя учредительные документы ГСК "Эльбрус" и печать кооператива. С июня 2020 года им осуществляются попытки внести недостоверные сведения о смене единоличного исполнительного органа кооператива. Членам кооператива не известно о каких-либо изменениях в составе правления, никаких общих собраний членов кооператива с повесткой вопросов о смене председателя правления кооператива с 1 апреля 2021 года не проводилось, руководство не освобождалось от занимаемой должности, новое руководство не назначалось. Мельниковым М.В. была осуществлена попытка оспорить протокол общего собрания членов кооператива от 14-31 марта 2021 года, но определением Измайловского районного суда г. Москвы от 19 апреля 2021 года его заявление было возвращено. Мельников М.В. не уполномочен на подачу заявления и документов для внесения изменений в ЕГРЮЛ.
В связи с поступившими возражениями налоговый орган в адрес Мельникова М.В. направил повестки от 29 апреля 2021 года, 4 мая 2021 года о вызове в качестве свидетеля в целях принятия объективного решения по документам, представленным им на государственную регистрацию изменений, вносимых в ЕГРЮЛ, с просьбой предоставить полный протокол отчетно-выборного общего собрания членов ГСК "Эльбрус" от 7 июня - 5 августа 2020 года, согласно которому он избран председателем правления кооператива (л.д. 3, 6 том 2).
В ответ на повестки от 29 апреля 2021 года и 4 мая 2021 года Мельников М.В. в адрес заместителя начальника ИФНС России N 19 по г. Москве направил письменное сообщение об отсутствии правовых оснований для представления в налоговый орган полного текста протокола общего собрания членов ГСК "Эльбрус" от 7 июня - 5 августа 2020 года, ссылаясь на то, что основными доказательствами, подтверждающими его полномочия в качестве руководителя кооператива являются имеющиеся только в его распоряжении оригиналы правоустанавливающих документов ГСК (л.д. 18-19 том 2).
В связи с непредоставлением Мельниковым М.В. запрашиваемого полного текста протокола общего собрания членов ГСК "Эльбрус" от 7 июня - 5 августа 2020 года решением МИФНС России N 46 по г. Москве от 27 мая 2021 года принято решение об отказе в государственной регистрации.
При этом следует учесть, что в силу положений пункта 3 статьи 181.2 Гражданского кодекса РФ подтверждением проведения заседания участников гражданско-правового сообщества и результатов голосования на заседании, а также результатов заочного голосования является протокол, составленный в письменной форме, подписанный председательствующим и секретарем заседания, а в случае принятия решения в результате заочного голосования - лицами, проводившими подсчет голосов или зафиксировавшими результат подсчета голосов.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
Таким образом, поскольку Мельников М.В. не подтвердил свои полномочия на обращение с заявлением о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ в отношении ГСК "Эльбрус", а именно - о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, вследствие возложения полномочий руководителя на него, представлением полного протокола общего собрания членов кооператива от 7 июня - 5 августа 2020 года, выводы судов первой и апелляционной инстанций о законности и обоснованности оспариваемого решения налогового органа об отказе в государственной регистрации соответствующих изменений являются правильными.
В связи с изложенным доводы кассационной жалобы, которые сводятся к неправильности выводов судов первой и апелляционной инстанций, не основаны на нормах материального права; утверждения представителя административного истца об удостоверении нотариусом полномочий Мельникова М.В. на подписание заявления о государственной регистрации изменений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Вопреки доводам жалобы выводы судов соответствуют обстоятельствам, установленным по делу.
Эти обстоятельства и собранные по делу доказательства оценены судами нижестоящих инстанций по правилам статьи 84 КАС РФ.
Учитывая изложенное выше, оснований для удовлетворения кассационной жалобы административного истца судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 9 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 19 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мельникова М.В, его представителя Котова Н.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Е.В. Репина
О.М. Циркунова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 февраля 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.