Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Бибеевой С.Е, Байбакова М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи гражданское дело по иску Костиной Надежды Ивановны к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению ФСИН России по Республике Татарстан о признании права на получение ЕСВ, обязании доплатить разницу, возмещении судебных расходов (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-5776/2021)
по кассационной жалобе Костиной Надежды Ивановны на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 29 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 июня 2022 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, объяснения Костиной Надежды Ивановны, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Костина Н.И. обратилась в суд с иском к ФСИН России, Управлению ФСИН России по Республике Татарстан, в котором просила возложить на ответчиков обязанность произвести перерасчет единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и доплатить разницу в сумме 703711 руб. 23 коп.; взыскании судебных расходов в размере 15068 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что Костина Н.И, имея необходимую выслугу лет, обратилась во ФСИН России с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Истец была поставлен на учет с составом семьи 1 человек, для получения единовременной социальной выплаты с 03.03.2014 (выслуга лет в календарном исчислении более 14 лет). Согласно приобщенным документам истец была уволена из органов уголовно-исполнительной системы 10.04.2015 приказом N 85-лс. Истцу была выплачена единовременная социальная выплата в размере 2012367 руб. 23 коп, с размером которой она не согласна.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 29 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 июня 2022 года, исковые требований Костиной Н.И. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Костина Н.И. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что суд апелляционной инстанции, делая вывод о том, что статус коммунальной квартиры присваивается жилому помещению при первоначальном заселении отдельными семьями, не указал, каким законом или нормативным актом он руководствовался. Между тем, нет ни одного закона или нормативного акта, который бы юридически определял статус коммунальной квартиры. Также как ни в одном законодательном акте не указано, что статус коммунальной присваивается жилой площади при её заселении. Судом не учтено, что коммунальной жилая площадь становится не из-за того, что ей присвоили такой статус, а в силу объективных обстоятельств - ввиду заселения в одну квартиру двух и более разных семей, у которых на всех одни и те же места общего пользования.
Проверив материалы дела по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Костина Н.И. была поставлена на учет, с составом семьи 1 человек, для получения единовременной социальной выплаты с 03.03.2014 выслуга лет в календарном исчислении более 14 лет. Согласно приобщенным документам истец была уволена из органов УИС 10.04.2015 приказом N 85-лс.
Рапортом истец представила документы на 1 человека: заявитель (разведена 16.06.1992, было представлено свидетельство о расторжении брака).
Истец с 20.12.1985 была зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении (комната) общей площадью 17, 1 кв.м, по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Чехова, д. 9, кв.22, принадлежащем на праве общей долевой собственности истцу ? доля в праве каждый 8, 55 кв.м. (была представлена копия свидетельства от 05.04.2007) Другим собственником ? доли в праве является сын истца Костин Е.Б. 16.01.1991.
Решением комиссии ФСИН (Истцу была выплачена единовременная социальная выплата в размере 2 012 367 руб. 23 коп.
Согласно п. 20 Правил в случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размере единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений п.п. 18 и 19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи.
Положение настоящего пункта не распространяется на случаи, указанные в п.п. 3-5 и 7 части 3 статьи 4 Закона.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 1 (пункты 1-3 части 2), 4 (части 1, 3, 5, 6), Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктами 5, 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что не нашли своего подтверждения доводы истца о том, что занимаемое ей жилое помещение обладает статусом коммунальная квартира; документов, согласно которым объекту юридически установлен статус коммунальная квартира, суду не предоставлено.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что решение суда и апелляционное определение нельзя признать законными, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
При вынесении судебных постановлений судами не было учтено следующее.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 5 9 -6 1, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Аналогичные требования закон предъявляет ко всем судебным актам, принимаемым судами общей юрисдикции, в том числе, судом апелляционной инстанции.
Указанные требования процессуального закона судами первой и апелляционной инстанции не выполнены.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Положениями ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1-3 ч.2 ст.1 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно п. 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений, с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
В соответствии с п.17 Правил предоставления единовременной социальной выплаты расчет размера единовременной социальной выплаты осуществляется согласно приложению на основании общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений п. 18-20 настоящих Правил, показателей средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ, определяемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ ежеквартально, а также поправочных коэффициентов, установленных п.п.21 и 22 настоящих Правил.
Пунктом 18 Правил предоставления единовременной социальной выплаты установлено, что норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты устанавливается в следующем размере:
а) 33 кв.метра общей площади жилья на 1 человека;
б) 42 кв.метра общей площади жилья на семью из 2 человек;
в) 18 кв.метров общей площади жилья на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек.
При определении указанного норматива количество человек в семье сотрудника определяется из совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с п. 20 Правил предоставления единовременной социальной выплаты в случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи.
Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, указанные в пунктах 3 - 5 и 7 части 3 статьи 4 Закона.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Из приведённых выше правовых норм следует, что при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи, но не вычитается площадь коммунальной квартиры независимо от размеров занимаемого жилого помещения, поскольку это следует из пункта 5 части 3 статьи 4 Закона Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Предметом спора являлся размер единовременной социальной выплаты; истица полагает, что при определении этого размера ответчик необоснованно вычел площадь занимаемой истицей комнаты в квартире, которая, как указывает истица, является коммунальной.
Таким образом, суду необходимо было определить, является ли квартира истицы коммунальной.
В Жилищном кодексе Российской Федерации отсутствует определение понятия "коммунальная квартира", однако признаки коммунальной квартиры указаны в статьях 41 и 42 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 41 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты (далее - общее имущество в коммунальной квартире) (пункт 1)
Изменение размера общего имущества в коммунальной квартире возможно только с согласия всех собственников комнат в данной квартире путем ее переустройства и (или) перепланировки (пункт 2).
Согласно ст. 42 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты (пункт 1).
Собственник комнаты в коммунальной квартире не вправе:
1) осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире;
2) отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанную комнату (пункт 5 ст. 42 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом необходимо отметить, что в номах регионального законодательства, например, города Москвы, содержится определение понятия "коммунальная квартира".
Так, согласно п. 4 ст. 11 Закона г. Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" коммунальная квартира - квартира, обеспечивающая возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в многоквартирном доме и помещениям общего пользования в квартире, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), в которой проживают два и более пользователя и (или) собственника, не являющихся членами одной семьи, на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат), или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
Поскольку нормы приведенного закона г. Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" соответствуют нормам федерального законодательства, в том числе, приведенным выше нормам Жилищного кодекса РФ, то наличие этих признаков коммунальной квартиры необходимо было исследовать судам первой и апелляционной инстанции.
Однако суды уклонились от исследования обстоятельств, связанных с характеристиками квартиры истицы, в частности: сколько комнат в квартире, являются ли они изолированными, принадлежат ли они членам одной семьи, на каком праве (право собственности или договор социального найма и т.д.) эти комнаты принадлежат нескольким лицам, существует ли возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в квартире и в доме.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что статус коммунальной квартиры присваивается жилому помещению только при первоначальном заселении отдельными семьями, не подкреплен ссылками на нормы права.
Между тем, делая такой вывод, суд должен был указать, каким именно нормативным правовым актом предусмотрено присвоение жилому помещению статуса коммунальной квартиры, как этот статус отражается в правоустанавливающих документах и в каких именно; почему коммунальная квартира не приобретает такой статус в силу соответствия тем критериям, которые установлены нормами жилищного законодательства.
Указывая, что документов, согласно которым объекту юридически установлен статус квартиры коммунального заселения, суду не предоставлено, суд не сослался на нормативные акты, регламентирующие наименование и форму этих документов.
Довод жалобы о том, что суды первой и апелляционной инстанций не дали надлежащей правовой оценки представленным истицей доказательствам, не опровергли их и не указали в обжалуемых судебных актах, в частности: акт проверки жилого помещения, где указано, что жилая площадь истицы является коммунальной; копия свидетельства о государственной регистрации права 16-АА 277108 от 05.04.2007 г. и выписка из Росреестра о собственнике второй комнаты - Шореевой О.А, является обоснованным.
При таких обстоятельствах решение суда и апелляционное определение нельзя признать законными, что в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г.Москвы от 29 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 июня 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Замоскворецкий районный суд г.Москвы.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.