Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Захаровой С.В, Байбакова М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белова Николая Владимировича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области о включении периодов работы в специальный стаж, (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-175/2022)
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области на решение Приволжского районного суда Ивановской области от 17 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 29 августа 2022 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, объяснения Белова Николая Владимировича, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Белов Н.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области (далее - ГУ - ОПФ Российской Федерации по Ивановской области) о понуждении включить в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов работы:
с 22 октября 2007 года по 31 декабря 2012 года - в должности сменного производственного мастера участка отделки труб в цехе насосно-компрессорных труб открытого акционерного общества "Газпромтрубинвест" (далее ОАО "Газпромтрубинвест");
с 1 января 2013 года по 27 марта 2018 года в должности сменного мастера в цехе по производству труб малого диаметра, технологи, участок нарезки - 1, участок отделки труб ОАО "Газпромтрубинвест";
с 28 марта 2018 года по 26 декабря 2021 года в должности сменного мастера в цехе по производству труб малого диаметра, технологи, участок нарезки - 1 ОАО "Газпромтрубинвест" (далее заявленные периоды), и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 27 декабря 2021 года (т. 1 л.д. 3).
Определением Приволжского районного суда Ивановской области от 18.04.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено акционерное общество "Газпромтрубинвест" (далее - АО "Газпромтрубинвест").
Решением Приволжского районного суда Ивановской области от 17 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 29 августа 2022 года, вышеприведенные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе управляющий ГУ - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области Болдин М.В. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Указывает, что в Перечне рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых дает право на досрочную трудовую пенсию по старости и поименном списке к указанному Перечню Белов Н.В. не значится, сведения персонифицированного учета за спорный период также не содержат сведений о льготном характере труда истца.
Кроме того, истцом не представлены справки, уточняющие особый характер работы, в связи с чем невозможно определить постоянную занятость на указанных работах (т.е. занятость в течение полного рабочего дня и характер работы).
Вывод судов о том, что непредставление работодателем истца справки, уточняющей особый характер работы, сведений индивидуального (персонифицированного) учета с кодом "особых условий труда", а также неоплата дополнительных тарифов на страховые взносы истца, не могут являться основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, не обоснован, поскольку данные действия работодателя позволяют сделать вывод о том, что работа истца не протекала во вредных и (или) особых условиях труда.
Судами не учтено, что в отношении Белова Н.В. работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации предоставлялись сведения о включаемых в стаж периодах деятельности на соответствующих видах работ, однако в материалах дела отсутствуют какие-либо данные о том, что эти сведения относительно спорных периодов работы являются недостоверными. Более того, Белов Н.В. был ознакомлен в письменной форме с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, однако правом на обжалование результатов не воспользовался.
На кассационную жалобу поступили возражения Белова Н.В, в которых он просил оставить судебные постановления без изменения.
Проверив материалы дела по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 27 декабря 2021 года Белов Н.В. обратился в ОПФР по Ивановской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Ивановской области об отказе в установлении пенсии от 30 марта 2022 года N 228049/21, истцу отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа (12 лет 6 месяцев) на соответствующих видах работ.
Обращаясь в суд с иском, Белов Н.В. исходил из того, что с октября 2007 года до настоящего времени он работает сменным мастером участка отделки цеха по производству труб малого диаметра (далее ЦТМД), а именно занят в производстве насосно-компрессорных труб диаметром до 89 мм, в его подчинении находятся четыре участка: участок нарезки труб, муфтовый участок, участок фосфатации и участок оцинкования, при этом он имеет допуски по каждой осуществляемой операции и при необходимости заменяет любого рабочего, находящегося в подчинении. За указанный период имела место смена названия цеха, в котором он трудится. Сначала цех назывался цехом насосно-компрессорных труб (НКТ), потом был переименован в ЦТМД. При этом его рабочее место и круг выполняемых обязанностей не изменился. Фактически под его руководством из труб длиной 9 метров нарезаются муфты, они цинкуются, проходят фосфатацию, на них и трубную заготовку нарезается резьба, наворачивается муфта на трубу, измеряются длина и вес трубы, производится опрессовка, маркировка и клеймовка трубы, нанесение антикоррозийного покрытия, обвязка пакетов. Практически всю смену истец находится в цеху, отлучается в кабинет для заполнения документов, но данный кабинет также находится в цеху, отгорожен тонкой перегородкой. В цехе повышенный уровень шума, труба бьется об трубу, фосфатация и цинкование ? это химический процесс, кругом движущиеся механизмы. Других мастеров на производстве нет. Включение в наименование должности сменный просто конкретизация, что предприятие работает в несколько смен. В каждой смене имеется мастер, который согласно структурным схемам, подчиняется начальнику участка. В структурных схемах цеха НКТ затем ЦТМД и лицевых счетах наименование должности истца - сменный мастер. Следовательно, наименование должности истца соответствует наименованию, указанному в Списке N 2, предусмотренном законом.
Работа истца проходит во вредных условиях труда, в течение полной занятости, что подтверждается картами аттестации рабочего места, табелями учета рабочего времени и лицевыми счетами.
В свою очередь, позиция ответчика ГУ - ОПФ Российской Федерации по Ивановской области сводится к оспариванию позиции истца, ответчик полагает, что, поскольку сведения индивидуального (персонифицированного) учета за работу в спорные периоды представлены работодателями без отметки о льготном характере работы, документы о данных, содержащих сведения о специальном стаже работы истца, в том числе справка, уточняющая особый характер работы, выданные на основании первичных документов о стаже, представлены не были, страховые взносы по дополнительному тарифу за истца не начислялись и не уплачивались, по результатам аттестации рабочего места и специальной оценки условий труда сменного мастера не установлены тяжелый, либо особый характер работы должности истца, должности, на которых работал истец в заявленные периоды, Списком N 2 не предусмотрены и не несут особый характер условий труда, страхователь (работодатель истца) не подтверждает право на включение в специальный стаж спорных периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, то у пенсионного органа отсутствовали основания для включения заявленных истцом периодов работы в специальный стаж, каких-либо нарушений пенсионным органом допущено не было.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требований относительно предмета спора, АО "Газпром трубинвест" в письменных возражениях указало, что должности и характер работы, в которых работал истец (сменный мастер, сменный производственный мастер в цехе НКТ) не поименованы и не соответствуют Списку N 2.
В приказах N 52 от 03.03.2006 "О государственной трудовой пенсии по старости (данный документ действовал до 26.03.2014), N 75 от 26.03.2014 "О государственной досрочной трудовой пенсии по старости" (данный документ действовал с 26.03.2014 по 01.01.2018) N 362 от 26.12.2017 "О государственной трудовой пенсии по старости" (данный документ действовал с 01.01.2018), утвержденных генеральным директором Обща должности "сменный мастер", "сменный производственный мастер" не включены в Перечень рабочих мест, профессий и должностей, работникам которых в соответствии со ст.1 и ст.27 "О трудовых пенсиях в РФ" установлено льготное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих прав льготное пенсионное обеспечение.
Согласно карте АРМ N 127 от 31.12.2008 по должности "сменный мастер" цеха право на назначение досрочной пенсии не предусмотрено (строка 040), в числе компенсации не предусмотрен - ежегодный оплачиваемый отпуск, молоко или др. равноценные пищевые продукты, лечебно-профилактическое питание (строка 040).
Согласно карте АРМ N 003017 от 26.12.2012 по должности "сменный мастер" цеха НКТ, технологи, участок нарезки-1, участок отделки труб, право на назначение досрочной пенсии не предусмотрено (строка 041).
Установление в карте АРМ N 003017 повышения оплаты труда за наличие фактора производственной среды - "шум" и "световая среда", по которому установлен класс условий труда - "3, 1", не подтверждает право работника на льготное пенсионное обеспечения. Так, согласно постановления Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78 утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда" для установления компенсаций работникам учитывается время воздействия вредного фактора на работника в течение смены. Ограничения для время воздействия установлено, т.е. при расчете и установлении доплат учитывается время воздействия вредного фактора от нескольких минут до 100% времени смены.
Если посмотреть протокол измерения и оценки шума в карте АРМ N 003017, время воздействия фактора производственной среды - "шум" превышающей норму, по которому установлен класс условий труда - "3, 1" и за который установлен размер повышенной оплаты труда работникам, составляет - 40 % (из них на участке отделки труб - 20% и на участке изготовления муфт - 20%). Остальные 60% рабочего времени сменные мастера подвержены вредному воздействия производственного фактора "шум".
Если посмотреть протокол измерения и оценки световой среды в карте АРМ N 003О воздействия фактора производственной среды - "световой среды" превышают норму, та которому установлен класс условий труда - "3, 1" и за который установлен размер повышенной оплаты труда работникам, составляет - 55 % (из них в кабинете - 20%. участке изготовления муфт - 20%, на участке нарезки "Саста" - 15%). Остальные 45 % рабочего времени сменные мастера не подвержены вредному воздействия производственно фактора - "световая среда", что говорит, о том, что время нахождения "сменных мастеров" цеха НКТ участка нарезки-1 участка отделки труб во вредных условия труда в течение полного рабочего дня составляет не более 55%, за что по результатам АРМ им установлена доплата.
Согласно карте СОУТ N 209 от 29.09.2017 по должности "сменный мастер" участок г831-1, участок отделки труб ЦТМД установлено: в строке 030 общая оценка условий труда по вредности (опасности) факторов "3, 1" за фактор производственной среды - "шум" за который установлена гарантия работникам в виде повышения оплаты труда; с строке 040 в числе гарантии и компенсации, представляемые работнику (работникам), на данном рабочем месте право на досрочное назначение пенсии - нет (отсутствует).
Белов Н.В. с проведенной СОУТ ознакомлен под роспись. В соответствии с п.3 ч.4.1 ст.5 Федерального закона N 426-ФЗ "О специальной оценки условий труда" результаты специальной оценки условий труда рабочего места не обжаловал.
Таким образом, оспариваемые периоды работы истца не подлежат включению в специальный стаж.
В ходе рассмотрения иска судом установлено, что Белов Н.В. работал в периоды с 22 октября 2007 года по 31 декабря 2012 года в должности сменного производственного мастера участка отделки труб в цехе НКТ ОАО "Газпром трубинвест"; с 1 января 2013 года по 27 марта 2018 года в должности сменного мастера в ЦТМД, технологи, участок нарезки - 1, участок отделки труб ОАО "Газпром трубинвест"; с 28 марта 2018 года по 26 декабря 2021 года в должности сменного мастера в ЦТМД, технологи, участок нарезки - 1, ОАО "Газпром трубинвест". В указанные периоды истец был занят в электротрубосварочном производстве, в течение полного рабочего дня, при наличии вредных факторов. Заявленные периоды подлежат включению в специальный стаж работы, дающий истцу право на льготное пенсионное обеспечение со снижением пенсионного возраста (код позиции 20404006-23187).
В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 30.05.2022, основным видом деятельности АО "Газпром трубинвест" является производство стальных труб, полых профилей и фитингов, в качестве дополнительных указаны, в том числе, и обработка металлов и нанесение покрытий на металлы, оптовая торговля черными металлами в первичных формах водопроводным и отопительным оборудованием.
АО "Газпром трубинвест" (до переименования ОАО "Газпромтрубинвест") производит электросварные трубы посредством комплекса технологического оборудования - трубоэлектросварочного агрегата. В состав последнего входят: линия подготовки штрипса, формовочно-сварочная линия, участок локальной термообработки сварного шва, трубоотрезное устройство, линии отделки труб и участок пакетирования труб. Линии отделки труб предназначены для правки труб, подрезки торцов, проведения испытаний гидравлическим давлением, ультразвукового контроля труб, нарезки резьбы на трубах, объемной термической обработки труб, очистки наружной и внутренней поверхностей труб, нанесения наружного полиэтиленового покрытия. В состав линий отделки входят: трубоплавильная машина, торцеподрезные станки, машина для проведения испытания труб гидравлическим давлением, установка ультразвукового контроля труб, установка наружной и внутренней очистки труб, трубонарезные станки, установка взвешивания, установка навинчивания муфт, установка нанесения консервационного покрытия. Указанные установки являются основным оборудованием трубоэлектросварочного агрегата (стана).
Судом также установлено, что технологическое оборудование трубоэлектросварочного агрегата АО "Газпром трубинвест", с учетом заявленных истцом периодов, изначально располагалось в двух цехах, расположенных в разных производственных зданиях: трубоэлектросварочный цех (далее ТЭСЦ) и цех НКТ. В связи с объединением указанных цехов в ЦТМД, с 1 января 2013 года последнее расположено в ЦТМД, состоящем также из двух зданий (Технологическая схема ОАО "Газпромтрубинвест" т. 1 л.д. 215, 216, Приказ ОАО "Газпромтрубинвест" от 31 августа 2012 года N 32/ОУП-ШТ т. 3 л.д. 191). На участке нарезки - 1 участка отделки (цех НКТ) производятся муфты для труб и отделка труб (нарезка резьбы, контроль геометрических параметров резьбы концов труб, навёртывание и затяжка муфт на трубы, гидроиспытания резьбового соединения, маркировка труб для чего используются резьбонарезные станки, муфтонаверточный станок, установка маркировки труб, установка контроля герметичности.
Данные обстоятельства также подтверждаются сообщениями Открытого акционерного общества "Российский научно-исследовательский институт трубной промышленности" от 12 и 13 сентября 2018 года NN 16/3123 и 16/3124, 25 февраля 2019 года N16/611 (т. 3 л.д. 120, 121, 122), основным видом деятельности которого являются аналитические, научно-исследовательские, экспериментальные, инспекционные, внедренческие и другие работы в области трубной промышленности и трубопроводного транспорта (Устав ОАО "РосНИТИ" и Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 30 мая 2022 года), составленным на основании Отраслевого каталога "Трубопрокатное и трубосварочное производство" Центрального научно-исследовательского института информации и технико-экономических исследований по тяжелому и транспортному машиностроению, Москва, Министерство тяжелого машиностроения, 1983 год, других научных трудов, изучения технологического процесса ОАО "Газпромтрубинвест", с учетом Технологической схемы ОАО "Газпромтрубинвест" (т. 1 л.д. 215, 216) и Руководства по Системе менеджмента качества от 24 августа 2017 года ОАО "Газпромтрубинвест" (т. 3 л.д. 201-220).
Из Положений о цехе насосно-компрессорных труб, утвержденных генеральным директором ОАО "Газпромтрубинвест" 16 января 2006 года, 16 октября 2008 года и 1 августа 2012 года (т. 3 л.д. 152-156, 157-163, 164-174) следует, что цех является структурным подразделением предприятия. Задачами цеха, в том числе, являются: выполнение хозяйственных заданий руководства по производству продукции; применение современных технологий; экономия средств предприятия за счет соблюдения технологии производства и сокращения брака. К функциям цеха относится, в том числе, обеспечение бесперебойного выпуска качественной продукции. В структуре цеха выделены участки: отделки труб (НКТ-1 и НКТ-2), изготовления муфт, отгрузки готовой продукции, термообработки труб.
Из Положения о цехе по производству труб малого диаметра, утвержденного генеральным директором ОАО "Газпромтрубинвест" 11 октября 2013 года, 4 августа 2015 года (т. 3 л.д. 175-182, 183-190), следует, что задачами цеха, в том числе, являются: выполнение производственных планов, заданий руководства по производству трубной продукции; применение современных технологий при производстве трубной продукции; экономия средств предприятия за счет соблюдения технологии производства и сокращения брака. К функциям цеха относится, в том числе, обеспечение бесперебойного выпуска качественной продукции. Цех имеет в своем составе структурные подразделения - участки, которые структурируются по признаку однородности технологических операций в зависимости от масштабов, характера и типа производства. В состав цеха входят работники согласно утвержденной структурной схеме.
Структурные схемы цеха НКТ, утверждённые 3 октября 2007 года, 21 мая 2009 года, 22 апреля 2010 года (т. 1 л.д. 224-226), включают мастера и сменного производственного мастера участка отделки.
Структурные схемы ЦТМД, утверждённые 29 августа 2012 года, 3 октября 2013 года, 4 сентября 2015 года (т. 1 л.д. 221-223), включают сменного мастера участка отделки участка нарезки -1.
Структурная схема ЦТМД, утверждённая 21 марта 2018 года (т. 1 л.д. 220), включает сменного мастера участков отделки труб и изготовления муфт участка нарезки - 1.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 30 (части 1, 2) Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктами 1 и 2 части 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", пунктом б статьи 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Белов Н.В. с 22 октября 2007 года по 31 декабря 2012 года, 1 января 2013 года по 27 марта 2018 года и 28 марта 2018 года по 26 декабря 2021 года работал в ОАО "Газпромтрубинвест" в должностях, занятость в которых в течение полного рабочего дня дает право на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Дополнительно суд апелляционной инстанции указал, что указания в картах специальной оценки труда на отсутствие льготного пенсионного обеспечения, на которые ссылается ответчик в жалобе, не являются основаниями для лишения работника права на льготное пенсионное обеспечение, которое прямо предусмотрено законом, поскольку на его право повлиять не может.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии полной занятости истца в течение полного рабочего дня на работах с тяжелыми и вредными условиями в материалах дела не содержится. Из материалов дела, в том числе из трудового договора от 22.10.2007 и дополнительных соглашений к нему от 01.01.2013 N 3, 28.03.2018 N 5, от 08.11.2021 N 7, карт аттестации, табелей учета рабочего времени и расчета оплаты труда за период с октября 2007 года по декабрь 2021 года, включительно, лицевых счетов за период с октября 2007 года по декабрь 2021 года, которые с мая 2012 года предусматривают доплату истца за вредные условия труда; личной карточки работника, усматривается занятость истца на работе во вредных условиях труда в течение полного рабочего дня.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что решение суда и апелляционное определение нельзя признать законными, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
При вынесении судебных постановлений судами не было учтено следующее.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту б статьи 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее Список N 2).
Список N 2 предусматривает в разделе "III. Металлургическое производство (черные металлы)" подраздел "4. Трубное производство (трубопрокатное, тубосварочное, электротрубосварочное, трубоволочильное, труболитейное, фитинговое, баллонное) и оцинковальные цехи" - "б) руководители и специалисты" - мастера, старшие мастера" - код 20404006-23187.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (абз. 1 п. 4).
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам подпунктом "а" пункта 2 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности (от 7 лет 6 месяцев до 30 лет) связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочную страховую пенсию по старости имеют женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин постоянно, в течение полного рабочего дня не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. При этом периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Однако суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела по требованию Белова Н.В. о признании незаконным решения ответчика об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не применили к спорным отношениям нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и вследствие этого неправильно распределили между сторонами спора бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, а именно факта выполнения Беловым Н.В. в спорные периоды в течение полного рабочего дня работы с вредными условиями и достоверности отражения данных об этих периодах работы Белова Н.В. в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением ОПФР по Ивановской области об отказе в установлении пенсии от 30 марта 2022 года N 228049/21, истцу отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа (12 лет 6 месяцев) на соответствующих видах работ.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица индивидуальные сведения в отношении специального стажа Белова Н.В. предоставлены работодателями в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации без кода льготных условий.
Вывод судебных инстанций о том, что отсутствие сведений персонифицированного учета о льготных периодах работы истца не влечет правовых последствий для работника при определении его стажа работы, поскольку представление достоверных сведений на каждое застрахованное лицо и справок с кодом льготы, а также сведений о характере трудовой деятельности работника является обязанностью работодателя, несостоятелен.
Поскольку в силу статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" работодатель представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, а Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 8.1 названного закона осуществляет внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц и с учетом того, что в данном случае сведения работодателями в отношении стажа Белова Н.В. представлялись, но недостоверность их не доказана, Белову Н.В. необходимо было представить письменные доказательства, подтверждающие выполнение им работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Судами не учтено, что работодателем АО "Газпром трубинвест" соответствующие сведения о занятости Белова Н.В. в спорные периоды времени в особых условиях труда не были переданы для персонифицированного учета в соответствующие органы.
Кроме того, в Перечне рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых дает право на досрочную трудовую пенсию по старости и поименном списке к указанному Перечню Белов Н.В. не значится, сведения персонифицированного учета за спорный период также не содержат сведений о льготном характере труда истца.
Поскольку истцом не представлены справки, уточняющие особый характер работы, то невозможно определить постоянную занятость на указанных работах (т.е. занятость в течение полного рабочего дня и характер работы).
Вывод судов о том, что непредставление работодателем истца справки, уточняющей особый характер работы, сведений индивидуального (персонифицированного) учета с кодом "особых условий труда", а также неоплата дополнительных тарифов на страховые взносы истца, не должны учитываться судом, не обоснован.
Именно работодателю предоставлено право давать характеристику работе, выполняемой работником, так как работодатель располагает всеми необходимыми для этого документами - технологические процессы, сведения об условиях, продолжительности труда и так далее, при этом, в силу ст. 28 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Однако работодатель АО "Газпром трубинвест" в возражениях на исковое заявление, изложенных выше, категорически отрицал то обстоятельство, что оспариваемые периоды работы истца подлежат включению в специальный стаж. Указывал, что должности и характер работы, в которых работал истец (сменный мастер, сменный производственный мастер в цехе НКТ) не поименованы и не соответствуют Списку N 2. В приказах N 52 от 03.03.2006 "О государственной трудовой пенсии по старости (данный документ действовал до 26.03.2014), N 75 от 26.03.2014 "О государственной досрочной трудовой пенсии по старости" (данный документ действовал с 26.03.2014 по 01.01.2019) N 362 от 26.12.2017 "О государственной трудовой пенсии по старости" (данный документ действовал с 01.01.2018), утвержденных генеральным директором Общества должности "сменный мастер", "сменный производственный мастер" не включены в Перечень рабочих мест, профессий и должностей, работникам которых в соответствии со ст.1 и ст.27 "О трудовых пенсиях в РФ" установлено льготное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих прав льготное пенсионное обеспечение.
В возражениях на кассационную жалобу Белов Н.В. вновь указывал, что согласно п. 2 постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. N 10 применение Списка N 2 для установления права на льготное пенсионное обеспечение производится с учетом аттестации рабочих мест. Согласно карте АРМ N 127 от 31.12.2008 по должности "сменный мастер" цеха НКТ, право на назначение досрочной пенсии не предусмотрено (строка 040), в числе компенсации не предусмотрен - ежегодный оплачиваемый отпуск, молоко или другие равноценные пищевые продукты, лечебно-профилактическое питание (строка 040). Согласно карте АРМ N 003017 от 26.12.2012 по должности "сменный мастер" цеха 1ЖТ, технологи, участок нарезки-1, участок отделки труб, право на назначение досрочной пенсии не предусмотрено (строка 041). Установление в карте АРМ N 003017 повышения оплаты труда за наличие фактора производственной среды - "шум" и "световая среда", по которому установлен класс условий труда - "3, 1", не подтверждает право работника на льготное пенсионное обеспечения. Так как согласно постановления Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78 "Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда" для установления компенсаций работникам учитывается время воздействия вредного фактора на работника в течение смены. Ограничения для время воздействия на остальные технологические операции такие как: термическая обработка Участок ТОТ ЦТМД, изготовление насосно-компрессорных и обсадных труб в ЦТМД участки нарезки НКТ-1; НКТ-2; САСТА не относятся к изготовлению, отделке и сортировке металла и готовой продукции электросварных прямошовных труб. Кроме того участок нарезки-1 находится в отдельно стоящем от участка по производству труб ЦТМД с линией отделки производственном здании.
Из выше изложенного следует, что Белов Н.В, работая в оспариваемые периоды на участке нарезки -1 участка отделки труб НКТ (после реорганизации в ЦТМД), не был занят в электротрубосварочном производстве, поэтому у него отсутствует право на включение в льготный стаж оспариваемых периодов работы.
Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения дела истец требований к работодателю (страхователю) об оспаривании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных в Пенсионный фонд Российской Федерации, о возложении обязанности внести корректирующие сведения по персонифицированному учету, перечислить дополнительные страховые взносы не заявлял.
Следовательно, сведения индивидуального (персонифицированного) учета не были оспорены, страховые взносы работодателем в повышенном размере за спорные периоды времени не уплачены.
Таким образом, у пенсионного органа, не получившего страховые взносы в повышенном размере, а также не получившего уточняющей справки о вредных условиях труда истца в течение полного рабочего дня, на момент принятия решения об отказе в назначении пенсии не было оснований для включения спорных периодов в специальный трудовой стаж, наличие которого дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Истец имеет возможность обратиться с иском к работодателю об оспаривании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных в Пенсионный фонд Российской Федерации, о возложении обязанности внести корректирующие сведения по персонифицированному учету, перечислить дополнительные страховые взносы.
При таких обстоятельствах решение суда и апелляционное определение нельзя признать законными, что в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Приволжского районного суда Ивановской области от 17 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 29 августа 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Приволжский районный суд Ивановской области.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.