Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.
и судей Жолудовой Т.В, Пильгановой В.М.
при помощнике судьи Ипатове С.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Филипченко Сергея Анатольевича на решение Лефортовского районного суда города Москвы от 13 октября 2022 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Филипченко Сергея Анатольевича к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области о назначении пенсии отказать;
установила:
Филипченко С.А. обратился в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N3 по г. Москве и Московской области, просил признать незаконным решение от 21.01.2022 N1\659 об отказе в назначении пенсии, обязать назначить страховую пенсию по старости с 13.06.2022.
Исковые требования мотивированы тем, что решением пенсионного органа от 21.01.2022 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости по его заявлению от 27.12.2021 в связи с тем, что он не достиг возраста, установленного ч. 1 ст. 8 ФЗ-400, и в связи с отсутствием страхового стажа не менее 42 лет, с чем истец не согласен, полагая отказ в назначении пенсии не основанным на законе, поскольку при подсчете страхового стажа не учтен период обучения в институте с 01.09.1978 по 01.09.1983.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, представитель ответчика против удовлетворения иска возражал.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить истец Филипченко С.А.
Судебная коллегия, выслушав истца Филипченко С.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Афанасьеву А.Г, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены постановленного судом решения, исходя из следующего.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (статья 39, часть 1).
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ), который вступил в силу с 01 января 2019 года, в Федеральный закон "О страховых пенсиях" внесены изменения.
Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения данным Законом установлена льгота для граждан, предусмотренных в части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г, страховая пенсия может назначаться ранее достижения возраста согласно приложению 6, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
При этом согласно части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", (которая введена Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ) лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
В силу части 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" (которая введена Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ) при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи (то есть не в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности).
Частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается только период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 17.01.2022 Филипченко С.А, паспортные данные, обратился в ГУ-ГУ ПФР N3 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-ГУ ПФР N3 по г. Москве и Московской области от 21.01.2022 в назначении страховой пенсии Филипченко С.А. было отказано из-за отсутствия страхового стажа не менее 42 лет, а также в связи с тем, что истец на момент обращения не достиг возраста, установленного ч. 1 ст. 8 ФЗ-400 (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к ФЗ от 27.09.2018 г. N 350-ФЗ).
В страховой стаж были учтены периоды его работы общей продолжительностью 39 лет 11 месяцев 00 дней.
При определении права истца на назначение пенсии по ч. 1.2 ст. 8 ФЗ-400 не был учтен период с 01.09.1978 по 01.09.1983 (учеба).
В силу изложенных положений Закона возраст, по достижении которого у Филипченко С.А, паспортные данные, возникнет право на страховую пенсию по старости на общих основаниях будет составлять 63 года.
Рассматривая заявленные требования об обязании о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, обязании назначить пенсию, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами Федерального закона РФ "О страховых пенсиях", обоснованно исходил из того, что истец не достиг возраста 63 лет, дающего право на страховую пенсию по старости на общих основаниях; исчисление же страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 данного Федерального закона, производится в порядке, установленном ч. 9 ст. 13 Федерального закона, который предусматривает включение в страховой стаж в целях определения их права на страховую пенсию только периодов работы и иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, а также периодов получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, иные периоды, в том числе, период обучения в страховой стаж в соответствии с указанным порядком включению не подлежат, период обучения истца в институте с 01.09.1978 по 01.09.1983 относится к иным периодам, в связи с чем данный период правомерно не был учтен пенсионным органом при определении страхового стажа истца.
Учитывая, что дату обращения и принятия решения пенсионным органом у истца отсутствуют условия для установления пенсии по п. 1 ст. 8 Федерального "О страховых пенсиях" по причине не достижения возраста 63 лет, по п. 1.2 ст. 8 данного Закона - по причине отсутствия продолжительности страхового стажа 42 лет, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований о назначении пенсии.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они отвечают требованиям действующего законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ранее действовавшим законодательством предусматривалась возможность учета периодов обучения в высших учебных заведениях в трудовой стаж, и у истца имеется право на сохранение ранее приобретенных прав на пенсию, основаны на неверном толковании норм пенсионного законодательства, при этом исключение оспариваемых истцом периодов из подсчета страхового стажа, дающего право на назначение пенсии досрочно в порядке п. 1.2 ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", соответствуют порядку учета стажа, предусмотренному частью 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях", периоды учебы и службы по призыву не поименованы частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Возможность учета периода обучения в подсчет общего трудового (страхового) стажа предусмотрена подп. 14 п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц. В соответствии с данным пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе, периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.
Однако оценка пенсионных прав производится для целей определения расчетного размера пенсии, то есть при расчете размера пенсионного обеспечения при возникновении такого права, в то время как положения п. 1.2 ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" устанавливают только основания для досрочного назначения пенсии, в данном случае, при наличии страхового стажа у мужчин 42 года, рассчитанного по правилам, предусмотренным частью 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки установленных судом обстоятельств дела, приведенные выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и истцом не опровергнуты.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Таким образом, оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лефортовского районного суда города Москвы от 13 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Филипченко Сергея Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.