Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи В.В. Ставича, судей фио, адрес, при секретаре А.С. Бубновой, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца О.А. Лещинской по доверенности фио на решение Черемушкинского районного суда адрес от 7 июня 2022 года по административному делу N 2а-325/2022 по административному исковому заявлению О.А. Лещинской к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по адрес об оспаривании решения и обязании осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛА:
О.А. Лещинская обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по адрес, полагая незаконным отказ в государственной регистрации перехода права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: адрес, с. адрес, с/т Полянка, кадастровый номер 50:23:0020238:56 на основании договора дарения от 2 октября 2021 года, заключенного между фио, в лице представителя по доверенности фио, и О.А. Лещинской.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель административного истца по доводам апелляционной жалобы.
Представитель административного истца О.А. Лещинской - фио в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных не явившихся участников процесса, извещённых о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В силу пункта 3 статьи 433, пункта 3 статьи 574, пункта 6 статьи 188 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. Договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации. Действие доверенности прекращается смертью гражданина, выдавшего доверенность.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно ч. ч. 3, 4 ст. 1 этого же Закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2017 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрены основания для приостановления государственной регистрации, в том числе, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно статьи 21 этого же Федерального закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Тексты документов, представляемых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в форме документов на бумажном носителе, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и при наличии отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.
В соответствии с пунктом 3 части 3 стать 15 Федерального закона от 13 июля 2017 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимого имущества, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 15 упомянутого Федерального закона при уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве - по требованию судебного пристава-исполнителя.
Применительно к договору дарения существенным условием является условие о его предмете. В договоре необходимо отразить точное описание объектов недвижимости, которые передаются в дар.
Суд в ходе рассмотрения дела установлено, что согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 50:23:0020238:56, расположенный по адресу: адрес, адрес, с/т Полянка, а также садовый дом с кадастровым номером 50:23:0000000:164070, расположенный по тому же адресу принадлежат на праве собственности фио.
27 октября 2020 года фио выдала нотариальную доверенность N 77 АГ 5221443 на имя фио, которой уполномочила последнего правом ввести в эксплуатацию садовый дом, расположенный по вышеуказанному адресу, с правом производить все действия, связанные с кадастровым учетом указанной недвижимости, регистрации права собственности на указанную недвижимость, а также с правом последующего его дарения О.А. Лещинской.
2 октября 2021 года между фио и О.А. Лещинской подписан договор дарения земельного участка N14 с кадастровым номером 50:23:0020238:56 и расположенного на указанном земельном участке садового дома с кадастровым номером 50:23:0000000:164070, находящегося по адресу: адрес, с/т Полянка, в соответствии с которым фио, действующий на основании доверенности от фио, подарил О.А. Лещинской вышеуказанное недвижимое имущество. Этот договор совершен в простой письменной форме.
2 октября 2021 года О.А. Лещинская и фио через МФЦ обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по адрес с заявлениями о государственной регистрации перехода прав на вышеуказанное недвижимое имущество на основании вышеуказанного договора дарения.
По результатам правовой экспертизы Управлением в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 50:23:0020238:56, 50:23:0000000:164070 приняты решения о приостановлении государственной регистрации прав сроком до 13 января 2022 года. Приостановление регистрационных действий было обусловлено тем, что представленный договор дарения недвижимости не содержит в себе полного описания отчуждаемого земельного участка (категория земель, вид разрешенного использования), а также адреса места жительства и дат рождения сторон договора, в том числе информацию о дарителе и доверенности.
28 декабря 2021 года фио умерла, что подтверждается свидетельством о смерти.
10 января 2022 года О.А. Лещинская представила в орган государственной регистрации договор дарения вышеуказанного недвижимого имущества в новой редакции, подписанный от имени дарителя фио, действующим на основании нотариальной доверенности N 77 АГ 522144 от 27 октября 2020 года, выданной от имени фио.
13 января 2022 года Управление уведомило стороны сделки об отказе в государственной регистрации прав, в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации, в том числе в связи с тем, что согласно представленному Главным управлением по вопросам миграции МВД России ответу на запрос Управления, направленного государственным регистратором при проведении правовой экспертизы представленных документов в рамках межведомственного взаимодействия, паспортные данные на имя фио является недействительным в связи со смертью владельца, а также прекращением действия доверенности вследствие смерти гражданина.
Разрешая настоящий спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных О.А. Лещинской требований.
Судом учтено, что до момента принятия решения о государственной регистрации между дарителем фио и одаряемой О.А. Лещинской отношения были прекращены в связи со смертью фио 28 декабря 2021 г, о чем у государственного регистратора имелись сведения.
В такой ситуации вывод суда о правомерности приостановления государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости и отказа в государственной регистрации перехода права собственности согласуются с нормами материального права, регулирующего спорное правоотношение.
Ссылка административного истца в апелляционной жалобе на отсутствие спора между наследниками после смерти фио, не свидетельствует о незаконности принятого решения.
Росреестр по адрес не является органом, уполномоченным разрешать спор о правах на наследственное имущество.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм права, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черемушкинского районного суда адрес от 7 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 28 февраля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.