Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре Помаз А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело N2а-777/2021 по административному иску Воробьева Виктора Владимировича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по адрес о признании незаконным уведомления о приостановлении кадастрового учета, обязании устранить нарушения прав
по апелляционной жалобе административного истца фио, поданной и подписанной представителем по доверенности фио, на решение Щербинского районного суда адрес от 28 сентября 2021 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Воробьев В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Москве, в котором просил признать незаконным уведомление о приостановлении кадастрового учёта от 16 февраля 2021 года N КУВД-001/2021-4158849; обязать административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером 50:26:0170404:291, находящегося по адресу: адрес, СНТ "Марушкино-92", уч. N 96/2, в части сведений о местоположении границ и площади, согласно представленному с заявлением от 05 февраля 2021 года N MFC-0558/2021-196750-1 межевому плану.
В обоснование требований административный истец указал, что 05 февраля 2021 года обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением N MFC- 0558/2021-196750-1 о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 50:26:0170404:291, находящегося по адресу: адрес, СНТ "Марушкино-92", уч. N 96/2, в части сведений о местоположении границ и площади. К заявлению был приложен межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка. По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления, ответчиком было вынесено уведомление о приостановлении кадастрового учета от 16 февраля 2021 года NКУВД-001/2021-415884, с которым административный истец не согласен в связи с чем обратился в суд с настоящим иском.
Решением Щербинского районного суда адрес от 28 сентября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований фио отказано.
В апелляционной жалобе Воробьев В.В, действуя через представителя, ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы настоящего дела, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности фио, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене постановленного судом решения.
В соответствии с части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ административный иск, рассматриваемый в порядке главы 22 КАС РФ, подлежит удовлетворению, если установлено, что обжалуемое решение, действия (бездействие) административного ответчика не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права административного истца. При этом, заявитель обязан доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, соблюсти срок обращения в суд за защитой нарушенного права; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Часть 7 статьи 1 названного Федерального закона определяет государственный кадастровый учет недвижимого имущества как внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости.
Как предусмотрено частью 1 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на адрес кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость). Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, ранее внесенные сведения сохраняются (статья 7 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ).
Как определено в статье 8 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ, в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В силу статьи 14 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона) (пункт 7 части 2).
Статьей 22 данного Федерального закона предусмотрено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1).
Межевой план состоит из графической и текстовой частей (часть 5).
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе в случае, если такой доступ может быть обеспечен путем установления сервитута (часть 6).
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, включая сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе, в том числе о пунктах государственной геодезической сети или геодезических сетей специального назначения, а также в установленном частью 3 настоящей статьи случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (часть 7).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8).
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (часть 9).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10).
Частью 1 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Положениями ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрены основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 названного Закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что Воробьев В.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:26:0170404:291, расположенного по адресу: адрес, СНТ "Марушкино-92", уч. N 96/2.
Право собственности у административного истца зарегистрировано и подтверждено на основании Свидетельства о государственной регистрации права 50 НД N484892 от 07.12.2009.
05 февраля 2021 года Воробьев В.В. обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением N MFC- 0558/2021-196750-1 о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 50:26:0170404:291, находящегося по адресу: адрес, СНТ "Марушкино-92", уч. N 96/2, в части сведений о местоположении границ и площади. К заявлению был приложен межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка.
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления, административным ответчиком было вынесено уведомление о приостановлении кадастрового учета от 16 февраля 2021 года N КУВД-001/2021-4158849, в связи с тем, что межевой план не соответствует установленным требованиям, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", а именно:
- в соответствии с пунктом 70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации недвижимости. В соответствии с частью 10 статьи 22 Закона о регистрации недвижимости, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (документы, включенные в состав Приложения межевого плана не подтверждают, в том числе с использованием картографической основы государственного кадастра недвижимости, местоположение уточненных границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:0170404:291);
- в нарушение пунктов 2, 72 Требований в разделе "Схема расположения земельных участков" межевого плана изображение выполнено без соблюдения специальных условных обозначений, приведенных в приложении к Требованиям (неверно применен условный знак, отображающий границы некоторых земельных участков);
- в нарушение пункта 2, 78 Требований в разделе "Чертеж земельных участков и их частей" межевого плана местоположение существующих характерных точках земельного участка с кадастровым номером 50:26:0170404:26 не соответствуют сведениям Единого государственного реестра недвижимости.
В связи с чем, осуществление действий по государственному кадастровому учету (учету изменений) было приостановлено до 17 мая 2021 года.
Для устранения причин приостановления заявителю рекомендовано представить межевой план, оформленный в соответствии с Требованиями и Законом, как дополнительные документы к ранее принятому заявлению.
Поскольку заявителем не были исполнены требования государственного регистратора, уведомлением от 17 мая 2021 года административному истцу было отказано в государственном кадастровом учете.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что представленный административным истцом межевой план не соответствует установленным требованиям; документы, включенные в состав Приложения межевого плана, не подтверждают обоснование прохождения местоположения уточненных границ; Управлением Росреестра по Москве не нарушено каких-либо прав и законных интересов административного истца.
Вместе с тем, судебная коллегия согласиться с обоснованностью выводов суда не может, полагая, что они не соответствуют обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Согласно части 10 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Требования к межевым планам, оформленным в электронной форме в виде файлов в формате ХМL -схем, утверждены приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
Согласно пункту 70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 1 января 2019 года, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Из материалов дела следует, что административный истец повторно обращался к кадастровому инженеру для устранения причин, препятствующих осуществлению кадастровго учета. Кадастровым инженером дополнительно подготовлен исправленный межевой план, который был представлен в Управление Росреестра по Москве, а также Генеральный план СНТ "Марушкино-92", Технический паспорт здания, аэрофотосъемка данной местности (архивный аэрофотоснимок от 30.10.2003), подтверждающая фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
Отказывая в осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:26:0170404:291 в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению кадастрового учета, административный ответчик сослался на то, что в нарушение части 10 статьи 22 Закона и пункта 70 Требований в составе межевого плана отсутствуют документы, подтверждающие местоположение границ земельного участка в соответствии с представленным межевым планом.
Вместе с тем, из представленного в материалах дела межевого плана земельного участка от 05 февраля 2021 года следует, что он содержит раздел "Исходные данные" с указанием перечня документов, использованных при подготовке плана, и их реквизитов, в разделе "Заключение кадастрового инженера" приведено обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, а также приведено обоснование смещения истинных координат границ смежного земельного участка 50:26:0170404:26; к межевому плану представлены чертеж земельных участков и их частей схема расположения земельных участков, схема геодезических построений, Акты согласования местоположения границ земельных участков 50:26:0170404:291; 50:26:0170404:26; Генеральный план СНТ "Марушкино-92", аэрофотосъемка данной местности (архивный аэрофотоснимок от 30.10.2003), подтверждающая фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
Между тем, основания, по которым представленные документы, по мнению административного ответчика, не подтверждают местоположение границ земельного участка, в оспариваемом решении не приведены.
Данным обстоятельствам в нарушение требований статей 62, 178, 180, 226 КАС РФ суд правовой оценки в решении не дал; напротив, указав на то, что представленный Воробьевым В.В. межевой план не соответствует нормативным правовым актам, устанавливающим требования к его содержанию, суд счел подобное утверждение достаточным для отказа в удовлетворении заявленных требований, таким образом, в чем именно заключается такое несоответствие, в ходе судебного разбирательства не установили не проверил, фактически освободив административного ответчика от обязанности доказать правомерность принятого им решения.
Таким образом, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущена ошибка в применении норм материального и процессуального права, судебная коллегия в соответствии с положениями пунктов 1, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ полагает решение суда подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных Воробьевым В.В. требований о признании незаконными решения Управления Росреестра по адрес от 16 февраля 2021 года о приостановлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Определяя способ восстановления нарушенных прав фио, судебная коллегия полагает необходимым возложить на Управление Росреестра по Москве обязанность повторно рассмотреть заявление фио о внесении в ЕГРН сведений об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:0170404:291, расположенного по адресу: адрес, СНТ "Марушкино-92", уч. N 96/2, поскольку разрешение данного вопроса относится к компетенции административного ответчика и суд не вправе подменять его.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щербинского районного суда адрес от 28 сентября 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным уведомление Управления Росреестра по Москве от 16 февраля 2021 года.
Возложить на Управление Росреестра по адрес обязанность повторно рассмотреть заявление Воробьева Виктора Владимировича от 05 февраля 2021 года о государственном кадастровом учете изменений описания местоположения границ и изменения площади земельного участка с кадастровым номером 50:26:0170404:291, расположенного по адресу: адрес, СНТ "Марушкино-92", уч. N 96/2.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.