Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело N2а-207/2022 по административному иску Абраимова Ильи Александровича к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес, Главному государственному санитарному врачу по адрес фио об оспаривании постановления главного государственного санитарного врача
по апелляционной жалобе административного истца Абраимова И.А. на решение Останкинского районного суда адрес от 14 февраля 2022 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Абраимов И.А. обратился в суд с административным иском об оспаривании постановления Главного государственного санитарного врача по адрес фио от 15 июня 2021 года N1 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям".
В обоснование требований административный истец указал, что 15 июня 2021 года Главным государственным санитарным врачом по адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес фио было принято Постановление N 1 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям". 16 июня 2021 года данное постановление в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Законом адрес от 08 июля 2009 года N 25 "О правовых актах адрес" официально было размещено (опубликовано) на официальном сайте органа государственной власти - Роспотребнадзора по адрес. 13 июля 2021 года работодатель истца ГКУ адрес городской совет общественных пунктов охраны порядка" во исполнение данного постановления издал приказ N183к "Об отстранении от работы отдельных работников ГКУ "МГС ОПОП", отказавшихся от проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям". На основании данного приказа истец 15 июля 2021 года был отстранен от выполнения трудовых обязанностей. По мнению административного истца, п 1.2 данного постановления ни к истцу, ни к организации, в которой он работает, не относится, поскольку в соответствии с ч.3 ст.10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Профилактические прививки по эпидемическим показаниям" календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Таким образом, главный санитарный врач по адрес Управления Роспотребнадора по адрес не наделена правом вносить дополнения по категории граждан, которые подлежат обязательной вакцинации.
Кроме того, оспариваемое постановление распространяется на категорию (группу) граждан, подлежащих обязательной вакцинации, работающих на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере услуг, при этом истец работает в ГКУ "МГС ОПОП", которая каких-либо услуг не оказывает и в своей деятельности руководствуется исключительно Законом адрес от 10 декабря 2003 года N 77 "Об общественных пунктах охраны порядка в адрес". Основываясь на изложенном, учитывая, что п. 1.2 Постановления N 1 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" в части формулировки "работникам органов государственной власти адрес и подведомственных им организаций" нарушает права, свободы и законные интересы истца, Абраимов И.А. просил признать указанный пункт недействующим в данной формулировке.
Решением Останкинского районного суда адрес от 14 февраля 2022 года в удовлетворении требований Абраимова И.А. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, вынести новое, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда, изучив материалы административного дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика - фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно пунктам "ж" и "з" части 1 статьи 72, частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) установлено, что основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, который обеспечивается путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними (пункт 8 статьи 4, пункты 2, 3 статьи 12).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон N 157-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4 названного закона государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней.
Решением Всемирной организации здравоохранения от 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), присвоен уровень международной опасности, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715, был дополнен пунктом 16 - коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее также - COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2), который в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности (пункт 1.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15).
Указом мэра адрес от 05 марта 2020 года N 12-УМ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции на территории адрес введен режим повышенной готовности.
Данным указом распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) признано чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности, который является обстоятельством непреодолимой силы.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (статья 4) (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 названного закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в числе прочего, посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Федеральным законом N 52-ФЗ предусмотрено, что под организацией и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (абзац четырнадцатый статьи 1).
В силу статьи 29 названного закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны адрес, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Должностными лицами, уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 1 статьи 49 Федерального закона N 52).
Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (пункт 6 части 1 статьи 51 Федерального закона N 52).
В соответствии со статьей 35 Федерального закона N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В статье 1 Федерального закона N 157-ФЗ дано понятие профилактических прививок - введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.
Указанным выше законом предусмотрено два вида профилактических прививок: профилактические прививки, проводимые в рамках национального календаря, и профилактически прививки по эпидемическим показаниям (статьи 1, 9, 10).
В силу статьи 10 названного закона профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 125н утвержден национальный календарь профилактических прививок, календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядок проведения профилактических прививок (далее также - приказ Минздрава России N 125н).
09 декабря 2020 года приказом того же органа исполнительной власти N 1307н календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям был дополнен прививкой против коронавирусной инфекции SARS-CoV-2.
Календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям в действующей редакции установлены категории граждан, подлежащие обязательной вакцинации, с установлением приоритетов.
К приоритету 1-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением.
К приоритету 2-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг.
К приоритету 3-го уровня относятся: государственные гражданские и муниципальные служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу.
Порядок проведения гражданам профилактических прививок в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям дополнен пунктом 8 следующего содержания: с учетом эпидемической ситуации по решению исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при вакцинации против коронавирусной инфекции уровни приоритета могут быть изменены.
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ).
При этом согласно пункту 6 части 1 статьи 1 Федерального закона N 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Анализ приведенных положений закона позволяет прийти к выводу о том, что главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации наряду с принятием решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям для категорий граждан, определенных в календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям, вправе, исходя из эпидемической ситуации в регионе, определять группы граждан для проведения им профилактических прививок, которые отражаются в мотивированном постановлении.
В соответствии с п.1 Приказа Роспотребнадзора от 22 июня 2012 года N 643 "Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес" Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Федеральная служба) является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес (далее - Управление), осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В силу пункта 8.34.3 названного положения Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о:
госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;
проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;
проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям;
введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.
Управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Федеральной службы. Руководитель Управления является Главным государственным санитарным врачом по адрес (пункты 10, 11 указанного выше Положения).
15 июня 2021 года Главным государственным врачом по адрес после анализа эпидемиологической ситуации по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в Московском регионе, расцененной как неблагополучная, в целях усиления мероприятий, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции среди населения, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьей 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям", постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (вместе с "СанПиН 3.3686-21 Санитарные правила и нормы... ") вынесено постановление N 1 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", которое оспаривается административным истцом.
Названный нормативный правовой акт вынесен в форме постановления, подписанного Главным государственным санитарным врачом по адрес фио
Преамбула оспариваемого постановления содержит сведения об анализе эпидемиологической ситуации в Московском регионе по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), которая расценена как неблагополучная; отмечено, что несмотря на проводимые профилактические и противоэпидемические мероприятия, заболеваемость населения региона COVID-19 остается высокой, приведены статистические сведения о росте заболевания, достоверность которых не входит в предмет проверки в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Принимая во внимание высокую степень контагиозности новой коронавирусной инфекции, которая передается преимущественно воздушно-капельным путем, принятие оспариваемого постановления было вызвано необходимостью сохранения здоровья работников в процессе трудовой деятельности в сферах, где отмечался рост заболеваемости, чья работа связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обеспечения здоровья и безопасности других лиц. Следовательно, постановление направлено на защиту населения, его здоровья и предотвращение массового распространения коронавирусной инфекции на адрес.
Категории и группы граждан, подлежащие обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям, были определены в абзацах 1, 4, 5, 10 и 11 оспариваемого постановления не только с учетом категорий и приоритетов, установленных календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, но и исходя из эпидемической ситуации на территории адрес в целом, в отдельных сферах деятельности, а также среди отдельных групп граждан.
Проанализировав положения вышеуказанных правовых актов и оспариваемого постановления, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт с учетом внесенных в него изменений издан Главным государственным санитарным врачом по адрес в пределах компетенции, с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, без нарушения правил введения в действие, в том числе порядка его опубликования и вступления в силу.
Довод административного истца о принятии оспариваемого нормативного правового акта с превышением полномочий судом правомерно признан несостоятельным, поскольку противоречит приведенным нормам действующего законодательства, не учитывает наличие соответствующих самостоятельных законодательно закрепленных полномочий у главных государственных санитарных врачей по субъектам Российской Федерации.
Вместе с тем, суд не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к их исключительной компетенции этого органа или должностного лица (разъяснения, содержащиеся в подпункте "а" пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Оспариваемые административным истцом положения постановления приняты главным государственным санитарным врачом по адрес в целях предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди населения и направлены на недопущение распространения коронавирусной инфекции путем проведения профилактических прививок.
Как следует из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 года N 1867-О, правовые последствия отсутствия профилактических прививок в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав.
Таким образом, необходимость вакцинации отдельных категорий работников исходит из эпидемиологической безопасности и не направлено на ущемление конституционных прав отдельных граждан.
Исходя из изложенного суд первой инстанции правильно не усмотрел оснований для признания оспариваемого постановления не действующим и отказал в удовлетворении административного иска.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца, изложенную в административном исковом заявлении, проверялись судом первой инстанции и получили правильную оценку, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта судебная коллегия не усматривает.
Поскольку предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется, руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Останкинского районного суда адрес от 14 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.