Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "КЕНИНК" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
ООО "КЕНИНК" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС5, ОКС6.
В административном исковом заявлении ООО "КЕНИНК" просит установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам оценки, проведенной ООО "Кейгруп", по состоянию на 1 января 2021 года, а именно в размере 100 809 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 186 191 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 1 211 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 26 759 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, в размере 20 690 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5, в размере 18 087 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником указанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года установлена в размере 144 671 141 рубля 67 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 289 891 581 рубля 17 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 1 562 265 рублей 67 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 35 962 653 рублей 90 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, в размере 31 227 917 рублей 57 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5, в размере 27 019 112 рублей 52 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6.
Несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представитель административного истца ООО "КЕНИНК" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается соответствующей распиской.
Представителем Департамента городского имущества города Москвы представлены возражения относительно заявленных требований.
Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что административному истцу принадлежат на праве собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС5, ОКС6, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности (т. 1, л.д. 19-24). В отношении названных нежилых помещений установлена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 144 671 141 рубля 67 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 289 891 581 рубля 17 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 1 562 265 рублей 67 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 35 962 653 рублей 90 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, в размере 31 227 917 рублей 57 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5, в размере 27 019 112 рублей 52 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости (т. 1, л.д.27-32).
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости. Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных нежилых помещений влияют на права и обязанности ООО "КЕНИНК" как плательщика налога.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, административный истец 8 июля 2022 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ООО "КЕНИНК" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений был представлен отчет, подготовленный ООО "Кейгруп", в котором по состоянию на 1 января 2021 года рыночная стоимость определена в размере 100 809 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 186 191 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 1 211 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 26 759 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, в размере 20 690 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5, в размере 18 087 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленных в материалы дела отчетов судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФБУ РФ Центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. По состоянию на 1 января 2021 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 составляет 121 223 000 рублей, стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2 составляет 226 446 000 рублей, стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 составляет 873 000 рублей, стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 составляет 28 789 000 рублей, стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5 составляет 23 147 000 рублей, стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6 составляет 20 046 000 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы и представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости спорных нежилых помещений, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО "Кейгруп", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2021 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых нежилых помещений сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Судом отклоняются доводы административного ответчика о том, что ООО "КЕНИНК" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости. Такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта по состоянию на 1 января 2021 года.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 8 июля 2022 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 121 223 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2 в размере 226 446 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 в размере 873 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 в размере 28 789 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5 в размере 23 147 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6 в размере 20 046 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 8 июля 2022 года.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда
В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 21 февраля 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.