Московский городской суд в составе судьи Казакова М.Ю., при секретаре Толмасовой Ю.Е., с участием прокурора Каировой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3013/2023 по административному исковому заявлению ОАО "Трехгорная Мануфактура" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее - Перечень на 2015 год).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" в пункте 1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП исключены слова "на 2015 год и последующие налоговые периоды". Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года, тем самым, Правительством Москвы утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2016 года (далее - Перечень на 2016 год). Постановление N 786-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы по адресу: http://www.mos.ru, 27 ноября 2015 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 1 декабря 2015 года.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года (далее - Перечень на 2017 год). Постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2016 года, а также в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 2, 30 декабря 2016 года (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 3, 30 декабря 2016 года (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 4, 30 декабря 2016 года (приложение 1 (окончание), приложение 2).
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2018 года (далее - Перечень на 2018 год). Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2017 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69 14 декабря 2017 года.
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2019 года (далее - Перечень на 2019 год). Постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2018 года, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 1, 13 декабря 2018 года (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 2, 13 декабря 2018 года (приложение 1 (окончание), приложение 2).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2020 года (далее - Перечень на 2020 год). Постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 27 ноября 2019 года, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 1, 10 декабря 2019 года (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 2, 10 декабря 2019 года (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 3, 10 декабря 2019 года (приложение 1 (окончание), приложение 2).
Постановлением Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2021 года (далее - Перечень на 2021 год). Указанное постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 25 ноября 2020 года, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 1, 8 декабря 2020 года (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 2, 8 декабря 2020 года (приложение 1 (продолжение), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 3, 8 декабря 2020 года (приложение 1 (окончание), приложение 2 (начало), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 4, 8 декабря 2020 (приложение 2 (окончание)).
В Перечень на 2016 год под пунктом 67 включено нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0004033:2416, общей площадью 13656, 3 кв.м, расположенное по адресу: адрес. Это же здание включено в Перечень на 2017 год под пунктом 4590, в Перечень на 2018 год под пунктом 4759, в Перечень на 2019 год под пунктом 5498, в Перечень на 2020 год под пунктом 15498, в Перечень на 2021 год под пунктом 1151 (далее также Здание 1).
В Перечень на 2017 год под пунктом 4580 включено нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0004033:1027, общей площадью 1135, 2 кв.м, расположенное по адресу: адрес. Это же здание включено в Перечень на 2018 год под пунктом 4749 (далее также Здание 2).
В Перечень на 2017 год под пунктом 4570 включено нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0004033:1013, общей площадью 214, 8 кв.м, расположенное по адресу: адрес. Это же здание включено в Перечень на 2018 год под пунктом 4739, в Перечень на 2019 год под пунктом 5477, в Перечень на 2020 год под пунктом 17703, в Перечень на 2021 год под пунктом 1133 (далее также Здание 3).
В Перечень на 2017 год под пунктом 4561 включено нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0004033:1002, общей площадью 131, 9 кв.м, расположенное по адресу: адрес. Это же здание включено в Перечень на 2018 год под пунктом 4730, в Перечень на 2019 год под пунктом 5468, в Перечень на 2020 год под пунктом 5853, в Перечень на 2021 год под пунктом 1124 (далее также Здание 4).
В Перечень на 2017 год под пунктом 4564 включено нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0004033:1006, общей площадью 2412, 8 кв.м, расположенное по адресу: адрес. Это же здание включено в Перечень на 2018 год под пунктом 4733, в Перечень на 2019 год под пунктом 5471, в Перечень на 2020 год под пунктом 6541, в Перечень на 2021 год под пунктом 1127 (далее также Здание 5).
В Перечень на 2017 год под пунктом 4596 включено нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0004033:2680, общей площадью 134, 9 кв.м, расположенное по адресу: адрес. Это же здание включено в Перечень на 2018 год под пунктом 4766, в Перечень на 2019 год под пунктом 5504, в Перечень на 2020 год под пунктом 23910, в Перечень на 2021 год под пунктом 1157 (далее также Здание 6).
В Перечень на 2017 год под пунктом 4587 включено нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0004033:1045, общей площадью 1670, 8 кв.м, расположенное по адресу: адрес. Это же здание включено в Перечень на 2018 год под пунктом 4756, в Перечень на 2019 год под пунктом 5494, в Перечень на 2020 год под пунктом 12495, в Перечень на 2021 год под пунктом 1148 (далее также Здание 7).
В Перечень на 2015 год под пунктом 1302 включено нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0004033:1012, общей площадью 3026, 5 кв.м, расположенное по адресу: адрес. Это же здание включено в Перечень на 2017 год под пунктом 4569, в Перечень на 2018 год под пунктом 4738, в Перечень на 2019 год под пунктом 5476, в Перечень на 2020 год под пунктом 21573, в Перечень на 2021 год под пунктом 1132 (далее также Здание 8).
В Перечень на 2019 год под пунктом 5478 включено нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0004033:1014, общей площадью 1079, 9 кв.м, расположенное по адресу: адрес. Это же здание включено в Перечень на 2020 год под пунктом 14714, в Перечень на 2021 год под пунктом 1134 (далее также Здание 9).
В Перечень на 2017 год под пунктом 4574 включено нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0004033:1017, общей площадью 21176, 4 кв.м, расположенное по адресу: адрес. Это же здание включено в Перечень на 2018 год под пунктом 4743, в Перечень на 2019 год под пунктом 5481, в Перечень на 2020 год под пунктом 12492, в Перечень на 2021 год под пунктом 1137 (далее также Здание 10).
В Перечень на 2017 год под пунктом 4579 включено нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0004033:1025, общей площадью 1433, 4 кв.м, расположенное по адресу: адрес. Это же здание включено в Перечень на 2018 год под пунктом 4748, в Перечень на 2019 год под пунктом 5486, в Перечень на 2020 год под пунктом 15495 (далее также Здание 11).
ПАО "Трехгорная мануфактура", являясь собственником указанных выше зданий, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими пункт 1302 Перечня на 2015 год, пункт 67 Перечня на 2016 год, пункты 4590, 4580, 4570, 4561, 4564, 4596, 4569, 4574, 4579, 4587 Перечня на 2017 год, пункты 4759, 4749, 4739, 4730, 4733, 4766, 4756, 4738, 4743, 4748 Перечня на 2018 год, пункты 5498, 5477, 5468, 5471, 5504, 5494, 5476, 5478, 5481, 5486 Перечня на 2019 год, пункты 15498, 17703, 5853, 6541, 23910, 12495, 21573, 14714, 12492, 15495 Перечня на 2020 год, пункты 1151, 1133, 1124, 1127, 1157, 1148, 1132, 1134, 1137 Перечня на 2021 год.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что названные выше здания, включённые в Перечни на 2015-2021 годы, не обладают признаками объекта налогообложения, определёнными статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение зданий в Перечни противоречит приведённым законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Московского городского суда от 9 декабря 2021 года административное исковое заявление ПАО "Трехгорная мануфактура" удовлетворено частично.
Апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 мая 2022 года решение Московского городского суда от 9 декабря 2021 года оставлено без изменения.
Кассационным определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 14 сентября 2022 года решение Московского городского суда от 9 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 мая 2022 года в части удовлетворения административного иска Публичного акционерного общества "Трехгорная мануфактура" о признании недействующими с 1 января 2015 года пункта 1302, с 1 января 2017 года пунктов 4570, 4569, с 1 января 2018 года пунктов 4739, 4738, с 1 января 2019 года пунктов 5477, 5494, 5476, с 1 января 2020 года пунктов 17703, 12495, 21573, с 1 января 2021 года пунктов 1133, 1148, 1132 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" - отменены, дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в Московский городской суд. В остальной части решение Московского городского суда от 9 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 мая 2022 года оставлены без изменения.
Таким образом, при новом рассмотрении настоящего дела предметом спора является включение:
здания с кадастровым номером 77:01:0004033:1013 (здание 3) в Перечень на 2017 год под пунктом 4570, в Перечень на 2018 год под пунктом 4739, в Перечень на 2019 год под пунктом 5477, в Перечень на 2020 год под пунктом 17703, в Перечень на 2021 год под пунктом 1133;
здания с кадастровым номером 77:01:0004033:1045 (здание 7) в Перечень на 2019 год под пунктом 5494, в Перечень на 2020 год под пунктом 12495, в Перечень на 2021 год под пунктом 1148;
здания с кадастровым номером 77:01:0004033:1012 (здание 8) в Перечень на 2015 год под пунктом 1302, в Перечень на 2017 год под пунктом 4569, в Перечень на 2018 год под пунктом 4738, в Перечень на 2019 год под пунктом 5476, в Перечень на 2020 год под пунктом 21573, в Перечень на 2021 год под пунктом 1132.
Представитель административного истца ПАО "Трехгорная мануфактура" в настоящее судебное заседание явился, заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы, представляющий также интересы заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития города Москвы, требования административного истца не признал, указал, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика и заинтересованного лица, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Каировой О.А, полагавшей административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы - часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Суд считает, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановлений обладал достаточной компетенцией для их принятия.
Постановление в оспариваемых редакциях подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признаётся одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2017 года на территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций", в редакции Закона города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как усматривается из материалов дела, ПАО "Трехгорная мануфактура" является собственником Зданий 3, 7, 8, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости.
Из материалов дела и объяснений представителя административного ответчика следует, что в оспариваемые Перечни Здание 3 включено по виду разрешённого использования земельного участка, на котором оно расположено, Здания 7, 8 - по двум критериям - виду разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены и виду фактического использования.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, представленным по запросу суда, в юридически значимый период:
Здание 3 располагалось на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0004033:2603, имеющем вид разрешенного использования "общественное питание (4.6) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); магазины (4.4) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); развлечения (4.8) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); легкая промышленность (6.3) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); коммунальное обслуживание (3.1) (земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов (1.2.13))";
Здание 7 располагалось на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0004033:2604, имеющем вид разрешенного использования "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); легкая промышленность (6.3) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); коммунальное обслуживание (3.1) (земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов (1.2.13))";
Здание 8 располагалось на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0004033:2606. На дату формирования и утверждения Перечней на 2015-2016 годы земельный участок с кадастровым номером 77:01:0004033:2606 имел вид разрешенного использования "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.7, 1.2.9)" на основании распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы от 23 октября 2013 года N 9960.
В соответствии с распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 13 января 2016 года N 315 вид разрешенного использования названного земельного участка изменен на "магазины (4.4) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5))"; "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); легкая промышленность (6.3) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)). Сведения о данном виде разрешенного использования внесены в ЕГРН 25 января 2016 года.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (часть 1 статьи 37) различает виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, а именно: основные; условно разрешенные; вспомогательные, которые допустимы только в дополнение к основным и условно разрешенным для совместного с ними осуществления. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются по каждой территориальной зоне, и обязательно - основные виды для каждой территориальной зоны, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (части 2 и 2.1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). По общему правилу, основные и вспомогательные виды выбираются правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства из видов, предусмотренных зонированием территорий, самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации и часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При этом если в статусе собственника земельного участка, на котором расположен налогооблагаемый объект недвижимости, налогоплательщик не лишён законной возможности инициировать указанное изменение с тем, чтобы его недвижимое имущество не относилось к объектам, облагаемым налогом по кадастровой стоимости, то арендующий землю налогоплательщик в такой возможности ограничен.
Как следует из материалов дела, по договору аренды земельного участка от 31 декабря 2013 года N М-01-044108 земельный участок с кадастровым номером 77:01:0004033:2603, площадью 20743 кв.м, имеющий адресный ориентир: адрес, стр. 23, 24, 25-25А, 26, 27, 30, 31, 32, 41, 47, предоставлен ПАО "Трехгорная мануфактура" в пользование на условиях аренды.
По договору аренды земельного участка от 31 декабря 2013 года N М-01-044106 земельный участок с кадастровым номером 77:01:0004033:2604, площадью 25001 кв.м, имеющий адресный ориентир: адрес, 13, 16А, 37, 42, 43, 44, 51, 51А, предоставлен ПАО "Трехгорная мануфактура" в пользование на условиях аренды.
По договору аренды земельного участка от 31 декабря 2013 года N М-01-044109 земельный участок с кадастровым номером 77:01:0004033:2606, площадью 19404 кв.м, имеющий адресный ориентир: адрес, 21, 22, 35, предоставлен ПАО "Трехгорная мануфактура" в пользование на условиях аренды.
При таких обстоятельствах, у административного истца отсутствует возможность решения вопроса об изменении видов разрешённого использования земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0004033:2603, 77:01:0004033:2604, 77:01:0004033:2606, на которых расположены, в том числе, спорные здания.
Вид разрешённого использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешённое использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешённого использования земельных участков, признаётся действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До 15 июня 2016 года действовал Порядок установления вида разрешённого использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия правил землепользования и застройки, установленный постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве".
Пунктом 3.2 названного постановления (в редакции, действовавшей до 15 июня 2016 года) было предусмотрено, что разрешённое использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утверждённой приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года N 39 признан утратившим силу с 30 октября 2017 года на основании приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 21 сентября 2017 года N 470).
Методическими указаниями определено 17 видов разрешённого использования, в том числе: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п. 1.2.5); земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п. 1.2.7).
Из системного анализа положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Методических указаний следует, что виды разрешенного использования, указанные для налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости, соответствуют 1.2.5 и 1.2.7 видам разрешённого использования земельных участков.
Впоследствии постановлением Правительства Москвы от 15 июня 2016 года N 343-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП. Так, положения пункта 3.2 постановления Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП (в редакции, действующей с 15 июня 2016 года) предусматривают, что разрешённое использование земельного участка указывается в соответствии с классификатором видов разрешённого использования земельных участков, утверждённым приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540, действовавшим в период принятия оспариваемых Перечней, утверждены классификаторы видов разрешённого использования земельных участков, согласно которым:
- к коду вида разрешенного использования 3.3 "бытовое обслуживание" отнесено: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро);
- к коду вида разрешённого использования 4.1 "деловое управление" отнесено: размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности);
- к коду вида разрешенного использования 4.2 "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)" отнесено: размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.9 (банковская и страховая деятельность, общественное питание; гостиничное обслуживание; развлечения; обслуживание автотранспорта); размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра;
- к коду вида разрешенного использования 4.6 "общественное питание" отнесено: размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП утверждены Правила землепользования и застройки города Москвы, территориальная часть которых устанавливает, в том числе, перечень и числовые обозначения - коды видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Москвы, группировки которых приведены в таблице 1 " Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства". Согласно пункту 3.2.2 раздела 3.2 главы 3 части 2 Правил землепользования и застройки города Москвы в Правилах землепользования и застройки города Москвы используются виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, указанные в классификаторе видов разрешённого использования земельных участков, утверждённом приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков" (далее - классификатор видов разрешённого использования).
В силу закреплённых в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации основных начал законодательства о налогах и сборах акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ).
Законодатель в подпункте 1 пункта 3, подпункте 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, приводя условия, при наличии которых здание признаётся административно-деловым и (или) торговым центром, чётко указал, что вид разрешённого использования земельного участка должен предусматривать возможность размещения на нём офисных зданий различного, в том числе, административного назначения и (или) торговых объектов и (или) объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, вид разрешённого использования земельного участка, исходя из формальной определённости налоговых норм, при отнесении объекта налогообложения к административно-деловому и (или) торговому центрам, должен соответствовать виду, предусмотренному для этих целей Налоговым кодексом Российской Федерации. Такой подход не позволит порождать сомнений у налогоплательщика и даст ему возможность точно знать, какие налоги и в каком порядке он должен платить.
В рассматриваемом случае вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004033:2606, установленный на дату формирования и утверждения Перечней на 2015-2016 годы как "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.7, 1.2.9)", не совпадают с кодами 1.2.5 "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", 1.2.7 "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения" Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года N 39. Также данные виды разрешенного использования земельных участков не подпадают и под коды видов разрешенного использования 3.3 "бытовое обслуживание", 4.1 "деловое управление", 4.2 "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", 4.6 "общественное питание", утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N540, действующим на момент принятия оспариваемых Перечней.
Виды разрешённого использования земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0004033:2603, 77:01:0004033:2604, а также вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004033:2606, установленный на дату формирования и утверждения Перечней на 2017-2021 годы, одновременно содержат указание как на возможность размещения на них офисных зданий делового и коммерческого назначения, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, так и на возможность использования земельных участков в иных целях, не предусмотренных положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 12 ноября 2020 года N 46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика", взаимосвязанные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации допускают установление нескольких (основных и вспомогательных) видов разрешённого использования для одного земельного участка, а также размещение на нём как одного, так и нескольких объектов недвижимости единого или разного назначения. Между тем если среди прочих видов разрёшенного использования участка допускается размещение объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, то все размещённые на нём здания (строения, сооружения) приобретают статус торгового центра (комплекса) в качестве объекта налога на имущество организаций с налоговой базой, исчисляемой по кадастровой стоимости. При допустимой в силу закона множественности видов разрешённого использования земельного участка с правом использовать размещённые на нём здания (строения, сооружения) не только в качестве торговых (деловых) центров подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предрешает отнесение любых объектов недвижимости к тем, для которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется с учётом кадастровой стоимости, принимая во внимание один лишь из видов разрёшенного использования участка безотносительно к назначению и (или) фактическому использованию размещённых на нём зданий (строений, сооружений).
Взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет - вопреки статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения - применить для расчёта налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило её определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Принимая во внимание изложенное, Конституционный Суд РФ также указал, что подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может служить основанием для возложения на налогоплательщика обязанности определять налоговую базу по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешённого использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
Анализ приведенных положений позволяет прийти к выводу, что не допускается определение налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и (или) фактического использования здания (строения, сооружения).
Виды разрешённого использования земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0004033:2603, 77:01:0004033:2604, а также вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004033:2606, установленный на дату формирования и утверждения Перечней на 2017-2021 годы, являются смешанными, обладающими признаками множественности видов.
При таких обстоятельствах, с учётом предписания федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации) и выявленного конституционно-правового смыслы подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, спорные здания не могут быть отнесены к офисным/торговым центрам исключительно по виду разрешённого использования земельного участка без исследования вопроса о наличии иных оснований, установленных статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, административному ответчику по настоящему делу, с учетом расположения зданий в пределах границ земельных участков с установленными видами разрешенного использования с правом использовать размещенные на них спорные здания не только в качестве делового/торгового центра, надлежало подтвердить, что назначение и (или) фактическая эксплуатация здания отвечает критериям, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из экспликации от 27 февраля 2008 года на здание с кадастровым номером 77:01:0004033:1013 (здание 3), общей площадью 214, 8 кв.м, в нем расположены помещения с характеристикой "прочие" общей площадью 214, 8 кв. метров (т.5, л.д. 102-103).
Таким образом, документами технического учета (инвентаризации) спорного здания по состоянию на 27 февраля 2008 года не предусматривается размещение в нем объектов подпадающих под критерии, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом согласно, представленному договору аренды и расчетам административного истца, в период с 1 декабря 2015 года по 31 марта 2017 года в здании 3 под цели, предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса, использовались помещения площадью 6 кв. метров, что составляет менее 20% общей площади здания.
Указанные обстоятельства административным ответчиком не опровергнуты, доказательств, которые бы объективно подтверждали соответствие здания 3 на 1 января 2017 года признакам, закрепленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необоснованности включения здания с кадастровым номером 77:01:0004033:1013 (здание 3) в Перечень на 2017 год.
Что касается включения здания с кадастровым номером 77:01:0004033:1013 (здание 3) в Перечни 2018-2021 годов, то из экспликации названного здания, составленной по состоянию на 23 августа 2018 года, следует, что помещения в нем с назначением "торговые" имеют площадь 46, 7 кв. метров, что превышает 20 процентов общей площади здания.
При этом согласно представленному договору аренды от 11 сентября 2017 года, заключенному административным истцом с ООО "Окна баумакс", под размещение объекта торговли в здании по состоянию на 1 января 2018 года, 1 января 2019, 1 января 2020 годов, сдавались в аренду помещения общей площадью 42, 6 кв. метров, что с учетом доли помещений общего пользования, составляет более 20% от общей площади здания.
Кроме того, вид фактического использования здания 3 под цели, предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, подтверждается представленными Правительством Москвы в материалы дела распечатками объявлений из сети Интернет, согласно которым в спорном здании с 2018 года находится кафе и шоу-рум (т. 5, л.д. 147-149).
Здание с кадастровым номером 77:01:0004033:1013 (здание 3), согласно выписке из ЕГРН, является нежилым и отдельно стоящим.
Таким образом, материалами дела, объективно подтверждается соответствие здания с кадастровым номером 77:01:0004033:1013 (здание 3) требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" на налоговые периоды 2018-2021 годов.
Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым противоречило бы постановление в указанной части, не имеется.
Акт от 2 июня 2022 года N 91225852/ОФИ обследования здания с кадастровым номером 77:01:0004033:1013 (здание 3) изготовлен в плановом порядке на новый налоговый период так как, составлен после утверждения оспариваемых Перечней, и, следовательно, не подтверждает вид фактического использования здания в юридически значимый период.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований административного истца в части оспаривания пункта 4739 Перечня на 2018 год, пункта 5477 Перечня на 2019 год, пункта 17703 Перечня на 2020 год, пункта 1133 Перечня на 2021 год, следует отказать.
Также не подлежат удовлетворению требования административного истца в части оспаривания включения здания с кадастровым номером 77:01:0004033:1012 (здание 8) в Перечень на 2015 год под пунктом 1302, в Перечень на 2017 год под пунктом 4569, в Перечень на 2018 год под пунктом 4738, в Перечень на 2019 год под пунктом 5476, в Перечень на 2020 год под пунктом 21573, в Перечень на 2021 год под пунктом 1132.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утверждён постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП (далее - Порядок определения вида фактического использования зданий).
В соответствии с пунктом 3.4 названного Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъёмка (при необходимости видеосъёмка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъёмка (при необходимости видеосъёмка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
Из материалов дела следует, что в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0004033:1012 (здание 8) Госинспекцией по недвижимости по состоянию на 9 июля 2014 года составлен акт N 9012789 о фактическом использовании нежилого здания.
Из названного выше акта следует, что 100% площади спорного здания используется для размещения офисов.
В акте отражен вывод о том, что спорное здание и нежилые помещения в нем фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Акт составлен уполномоченными на то должностными лицами, выводы акта подтверждаются приложенной к нему фототаблицей и никем не опровергнуты.
Акт подписан всеми участниками обследования без каких-либо замечаний. Отраженные в акте выводы ясны, конкретны, однозначны и непротиворечивы, согласуются с его содержанием.
В акте есть необходимое описание проведенных обследований, поэтажный план и экспликация здания, иллюстрации, подтверждающие выводы.
То обстоятельство, что в приложенной к акту фототаблице отсутствуют фотографии всех помещений здания, которые отнесены к офисам, не свидетельствует о недостоверности отражённых в акте выводах. Порядок установления вида фактического использования зданий не содержит императивных требований о приложении к акту фотографий всех помещений, обследуемого здания.
Согласно приобщенным к материалам дела копий (скриншотов) страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в спорном здании размещено множество офисов различных коммерческих организаций.
Также согласно данным подсистемы учета торгового сбора в здании, в юридически значимый период, располагались торговые объекты.
Суд учитывает, что достоверность доказательств подвергается сомнению, не только в связи с дефектами источника доказательственной информации, на что ссылается административный истец, но и существования двух или более доказательств с противоположным содержанием.
Однако, в материалы дела не представлено доказательств, которые бы объективно опровергали или ставили под сомнения выводы акта от 9 июля 2014 года N 9012789.
Представленные административным истцов договора аренды нежилых помещений в здании и составленные на их основе расчеты фактического использования здания, опровергаются актом обследования здания от 2 декабря 2021 года N 91221097/ОФИ, согласно которому здание с кадастровым номером 77:01:0004033:1012 (здание 8) фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Фактически доводы административного истца сводятся к его несогласию с приведённым выше актом от 9 июля 2014 года N 9012789 обследования фактического использования здания, составленным Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы. Однако, указанный акт не признан в установленном законом порядке незаконным, составлен в строгом соответствии с Порядком, не содержит неточностей, которые бы могли указывать на недостоверность содержащихся в нем выводов.
При таких обстоятельствах суд признаёт акт обследования от 9 июля 2014 года N 9012789 достоверным доказательством фактического использования здания в спорный период времени.
При этом суд особо отмечает, что согласно требованиям пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Указанный Порядок является обязательным для исполнения не только органами исполнительной власти, но и собственниками объектов нежилого фонда. Пунктом 3.9 Порядка предусмотрено право собственника объекта нежилого фонда, в случае несогласия с результатами проведения мероприятия по определению вида фактического использования здания для целей налогообложения, обжаловать эти результаты в установленном порядке. Обжалование результатов обследования не исключается и в судебном порядке. В случае изменения вида фактического использования зданий административные истцы не лишён возможности в соответствии с положениями пункта 3.9(2) Порядка обратиться в Департамент экономической политики и развития города Москвы в целях проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий, итоги которого будут применены в новом налоговом периоде.
Вместе с тем, административный истец не воспользовался предоставленным ему правом и на протяжении более 7 лет не обращался в соответствии с требованиями Порядка для проведения повторного обследования здания, либо для проведения обследования на очередной налоговый период.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Суд учитывает, что административным истцом в спорные периоды, начиная с 2016 года, уплачивался налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости спорного здания. Тем самым, административный истец фактически согласился с включением здания в оспариваемые Перечни и не инициировал проведение нового обследования здания на предмет его фактического использования. Хотя такое право предоставлено пунктом 3.9 Порядка именно собственнику недвижимого имущества, в отношении которого составлен акт, в случае изменения вида фактического использования объекта, либо в случае несогласия собственника с выводами акта. На административного ответчика налоговым законодательством и положениями Порядка не возложена обязанность по проведению обследования объектов недвижимости до наступления каждого очередного налогового периода по налогу на имущество организаций. Составленный в соответствии с Порядком акт обследования объекта недвижимости, зафиксировавший использование более 20% его площади для целей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является основанием для включения этого объекта в Перечень на последующие очередные налоговые периоды, до момента составления нового акта, либо по инициативе собственника объекта недвижимости, либо по инициативе административного ответчика. Только в 2021 году административный истец обратился в суд с настоящим иском, указывая в обоснование заявленных требований на иной вид фактического использования здания на дату составления акта - 9 июля 2014 года. Такое поведение административного истца суд считает необходимым признать недобросовестным, что в соответствии с положениями пункта 2 статьи 10 ГК РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым противоречило бы постановление в указанной части, не имеется.
При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления в части оспаривания включения здания с кадастровым номером 77:01:0004033:1012 (здание 8) в Перечень на 2015 год под пунктом 1302, в Перечень на 2017 год под пунктом 4569, в Перечень на 2018 год под пунктом 4738, в Перечень на 2019 год под пунктом 5476, в Перечень на 2020 год под пунктом 21573, в Перечень на 2021 год под пунктом 1132.
Из экспликации на здание с кадастровым номером 77:01:0004033:1045 (здание 7) общей площадью 1 670, 8 кв. метров, усматривается, что здание имеет тип "производственное", расположенные в нем нежилые помещения с назначением "офис" имеют общую площадь 78, 6 кв. метров, с назначением "кафе, кафетерий" 176, 3 кв. метров, что составляет менее 20% общей площади здания.
Согласно акту от 12 апреля 2018 года N 9013711/ОФИ обследования здания с кадастровым номером 77:01:0004033:1045 (здание 7) здание фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (т. 1 л.д. 215-231).
Согласно представленному в материалы дела договору аренды от 20 ноября 2017 года здание передано в пользование ООО "СВ Продакшн" для размещения объекта общественного питания (т. 1 л.д. 209-224).
Вместе с тем, согласно представленной в материалы дела переписке между административным истцом и ООО "СВ Продакшн" в юридически значимый период в здании проводились ремонтные работы (т. 3 л.д. 68-74), что подтверждается вышеприведенным актом обследования от 12 апреля 2018 года N 9013711/ОФИ.
Акт от 1 июня 2016 года N 9010296/ОФИ, согласно которому здание с кадастровым номером 77:01:0004033:1045 (здание 7) фактически используется для целей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, перестал действовать на последующие налоговые периоды, начиная с 2019 года, в связи с составлением акта от 12 апреля 2018 года N 9013711/ОФИ (т.5, л.д. 154-159).
Акт от 2 декабря 2021 года N 91221101/ОФИ, согласно которому здание фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, изготовлен в плановом порядке на новый налоговый период так как, составлен после утверждения оспариваемых Перечней, и, следовательно, не подтверждает вид фактического использования здания в юридически значимый период (т. 5, л.д. 160-169).
Распечатки из сети Интернет, представленные административным ответчиком в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0004033:1045 (здание 7) произведены по состоянию на 27 октября 2021 года, в связи с чем не подтверждают фактическое использование названного здания в спорные периоды (т. 5 л.д. 151-153).
Учитывая изложенное, суд полагает, что здание с кадастровым номером 77:01:0004033:1013 (здание 3), включенное в Перечень на 2017 год и здание с кадастровым номером 77:01:0004033:1045 (здание 7), включённое в Перечни на 2019-2021 годы, не отвечает признакам, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
Поскольку оспариваемые положения содержат противоречия названному выше федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, они признаются судом недействующими.
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного производства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Оспариваемые положения пункта 4570 Перечня на 2017 год, пункта 5494 Перечня на 2019 год, пункта 12495 Перечня на 2020 год, пункт 1148 Перечня на 2021 год, приняты позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому они не соответствуют, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, они признаются недействующими со дня вступления их в силу.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления суд отказывает.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" или размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
По правилам статей 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Правительства Москвы в пользу ОАО "Трехгорная Мануфактура" подлежит взысканию 4 500 рублей, в счёт возмещения понесённых административным истцом судебных расходов по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 103, 111, 112, 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ОАО "Трехгорная Мануфактура" удовлетворить частично.
Признать недействующим с 1 января 2017 года пункт 4570 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы".
Признать недействующим с 1 января 2019 года пункт 5494 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Признать недействующим с 1 января 2020 года пункт 12495 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Признать недействующим с 1 января 2021 года пункт 1148 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
В удовлетворении остальной части административного искового заявления ОАО "Трехгорная Мануфактура" отказать.
Взыскать с Правительства Москвы в ОАО "Трехгорная Мануфактура" в счет возврата государственной пошлины 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" или размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Решение изготовлено в окончательной форме 9 февраля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.