Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ЗАО МОФ "Парижская коммуна" о признании незаконным решения ГБУ "Центр имущественных платежей" об отказе в пересчете кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО МОФ "Парижская коммуна" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что общество является собственником нежилого здания с кадастровым номером ОКС, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года определена в размере СУММА1 Указанная кадастровая стоимость нежилого здания была определена с использованием метода индексации путем индексирования значения кадастровой стоимости нежилого здания, установленной в результате предыдущей кадастровой оценки. Между тем спорный объект недвижимости был отнесен к оценочной подгруппе 15.8 "Объекты, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства".
В свою очередь установленная по состоянию на 1 января 2018 года кадастровая стоимость объекта недвижимости ранее была оспорена путем установления её в размере рыночной, а именно в размере СУММА2.
В указанной ситуации, по мнению административного истца, при определении кадастровой стоимости объекта индексации подлежит не его кадастровая стоимость, установленная по состоянию на 1 января 2018 года в ходе проведения государственной кадастровой оценки, а кадастровая стоимость, установленная по состоянию на 1 января 2018 года в размере его рыночной стоимости решением Московского городского суда, в связи с чем административный истец обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей" с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Решением ГБУ "Центр имущественных платежей" от 26 октября 2022 года заявителю было отказано в пересчете кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером ОКС.
В такой ситуации административный истец просит признать незаконным решение ГБУ "Центр имущественных платежей" от 26 октября 2022 года N * об отказе в перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ОКС по состоянию на 1 января 2021 года; обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав ЗАО МОФ "Парижская коммуна", обеспечив исправление ошибок в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", приняв в качестве исходных данных кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ОКС в размере СУММА2, определенную по состоянию на 1 января 2018 года решением Московского городского суда от 20 августа 2019 года по административному делу N 3а-*/2019.
Представитель ЗАО МОФ "Парижская коммуна" по доверенности Прощенский М.Б. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ГБУ "Центр имущественных платежей" Яворский Д.Д. против удовлетворения заявленных требований возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ЗАО МОФ "Парижская коммуна" является собственником нежилого здания с кадастровым номером ОКС, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках нежилого здания.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2021 г." кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером ОКС по состоянию на 1 января 2021 года определена в размере СУММА1 Указанная стоимость установлена по результатам государственной кадастровой оценки, проведенной ГБУ "Центр имущественных платежей".
Статьями 20, 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривается возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости путем введения процедур предоставления разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости и рассмотрения обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением, осуществившим определение кадастровой стоимости, а также рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Частью 23 статьи 21 данного закона установлено, что решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства.
Как следует из материалов дела, административный истец 4 октября 2022 года обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей" с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Решением ГБУ "Центр имущественных платежей" от 26 октября 2022 года N * заявителю в пересчете кадастровой стоимости отказано.
Пользуясь предоставленным Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание решения ГБУ "Центр имущественных платежей", административный истец в порядке, установленном гл. 22 КАС РФ обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
Оценивая доводы заявителя о допущенной административным ответчиком ошибке при определении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером ОКС, суд исходит из следующего.
Как следует из решения ГБУ "Центр имущественных платежей" от 26 октября 2022 года N * кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена путем отнесения объекта недвижимости к группе 15 "Объекты неустановленного и вспомогательного назначения", подгруппе 15.8 " Объекты, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства".
В этом же решении указано, что расчет кадастровой стоимости объектов подгруппы 15.8 " Объекты, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства" осуществлялся на основании результатов оспаривания государственной кадастровой оценки с применением индексов изменения цен во времени.
Порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости на момент проведения государственной кадастровой оценки административным ответчиком был определен приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке" (далее - Методические указания).
В соответствии с п. 2.4 Методических указаний в рамках подготовки к государственной кадастровой оценке осуществляются, в том числе сбор, обработка и учет (в случае если характеристики объекта недвижимости не изменялись) информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 8.6 Методических указаний установлено, что в качестве исходных данных для моделирования, а также для установления кадастровой стоимости возможно использовать результаты иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости (в том числе выполненных по заказу самих правообладателей данных объектов недвижимости), а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства, в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости, с обязательной индексацией этих результатов на дату определения кадастровой стоимости.
Из содержания вышеназванного пункта следует, что при определении кадастровой стоимости возможно использовать как результаты отчетов об определении рыночной стоимости, так и заключений экспертов, при этом не указано - за какой период, предшествующий проведению очередной кадастровой оценки, могут быть использованы результаты иных оценок.
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость спорного нежилого здания в размере рыночной на основании заключений экспертов устанавливалась трижды - по состоянию на 1 января 2014 года, по состоянию на 1 января 2016 года и по состоянию на 1 января 2018 года. Так, решением Московского городского суда от 10 июля 2017 года по административному делу N 3а-*/2017 кадастровая стоимость нежилого здания установлена в размере СУММА3 по состоянию на 1 января 2014 года.
Решением Московского городского суда от 25 сентября 2018 года по административному делу N 3а-*/2018 кадастровая стоимость нежилого здания установлена в размере СУММА4 по состоянию на 1 января 2016 года.
Решением Московского городского суда от 20 августа 2019 года по административному делу N 3а-*/2019 кадастровая стоимость нежилого здания установлена в размере СУММА2 по состоянию на 1 января 2018 года.
Согласно п. 1.3 Методических указаний для моделирования стоимости может быть использована методология любого из подходов к оценке (совокупность методов (последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта недвижимости в рамках одного из подходов к оценке), объединенных общей методологией): затратного, сравнительного или доходного. Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения объектов недвижимости, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости.
Способ определения кадастровой стоимости (массово или индивидуально), модель, подход, метод расчета кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с пунктом 8.6 Методических указаний относится к компетенции лица, осуществляющего определение кадастровой стоимости.
Как было указано выше, расчет кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером ОКС осуществлялся методом индивидуального расчета на основании результатов оспаривания государственной кадастровой оценки с применением индексов изменения цен во времени.
Согласно представленным ГБУ "Центр имущественных платежей" разъяснениям, кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости вопреки доводам административного истца была рассчитана не путем индексации ранее установленной в ходе государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2018 года кадастровой стоимости, а путем индексации установленной решением Московского городского суда кадастровой стоимости нежилого здания по состоянию на 1 января 2014 года.
В полном соответствии с требованиями Методических рекомендаций кадастровая стоимость нежилого здания была определена как произведение площади объекта недвижимости и удельного показателя кадастровой стоимости, установленного в размере рыночной по состоянию на 1 января 2014 года в судебном порядке на основании экспертного заключения, увеличенного на индекс изменения цен между датой определения кадастровой стоимости в размере рыночной и датой проведения тура государственной кадастровой оценки.
Расчет осуществлялся следующим образом: УПКС (ГКО 2021) = СУММА3 (кадастровая стоимость, установленная по состоянию на 1 января 2014 года Московским городским судом по административному делу 3а-*/2017) / 28 334, 2 (площадь объекта недвижимости) * 1, 08 (индекс изменения цен по состоянию на 1 января 2018 года) * 1, 0837 (индекс изменения цен по состоянию на 1 января 2021 года). УПКС = СУММА5/кв.м.
Кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2021 года = УПКС * Площадь = СУММА5 * 28 334, 2 = СУММА1.
В связи с этим применение ГБУ "Центр имущественных платежей" при проведении кадастровой оценки объекта недвижимости результата судебной экспертизы, которой установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2014 года с ее индексацией по состоянию на 1 января 2018 года и 1 января 2021 года не свидетельствует о нарушении Методических указаний при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки в 2021 году, а оснований для признания решения ГБУ "Центр имущественных платежей" от 26 октября 2022 года N * незаконным не имеется.
Тот факт, что при расчете кадастровой стоимости объекта недвижимости была допущена ошибка в части размера примененного индекса изменения цен с 1 января 2014 года по 1 января 2018 года, также не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Действительно, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости.
Как указано ГБУ "Центр имущественных платежей", при расчете кадастровой стоимости объекта недвижимости индекс изменения цен с 1 января 2014 года по 1 января 2018 года применен в размере 1, 08, в то время как указанный индекс составил 1, 358, то есть индекс изменения цен применен в меньшем размере.
В случае применения верного индекса изменения цен с 1 января 2014 года по 1 января 2018 года в размере 1, 358, УПКС будет равен СУММА6/кв.м, а итоговая кадастровая стоимость нежилого здания составит СУММА7.
В такой ситуации, учитывая, что в случае определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером ОКС с применением верного индекса изменения цен с 1 января 2014 года по 1 января 2018 года в размере 1, 358 она превысит кадастровую стоимость, установленную распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 в размере СУММА1; а также принимая во внимание, что исходя из общих принципов налогового законодательства правовое положение административного истца при рассмотрении спора, возбужденного в целях защиты его прав, не может быть ухудшено, суд приходит к выводу о том, что установленная в рамках государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость указанного нежилого здания отвечает интересам заявителя, в то время как решение об удовлетворении административного иска нарушит права административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований ЗАО МОФ "Парижская коммуна" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 22 февраля 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.