Судья Московского городского суда Гришин Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Сахаровского центра на постановление Таганского районного суда г. Москвы от 23 декабря 2022 года, которым
региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", ОГРН:, ИНН:, юридический адрес: адрес, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
17 ноября 2022 года консультантом отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Тарала А.А. в отношении Региональной общественной организации "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова" (далее также - Организация) составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Таганский районный суд г. Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с данным постановлением судьи, Сахаровский центр в лице своего законного представителя - председателя Бахмина В.И, обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит об отмене судебного акта и прекращении производства по делу, указывая, что в действиях Организации отсутствует состав правонарушения, поскольку указание о включении Сахаровского центра в реестр НКО, выполняющий функции иностранного агента на соответствующих ресурсах в сети "Интернет" имелась. Также заявитель ссылается на процессуальные нарушения, допущенные должностным лицом и судом первой инстанции при производстве по настоящему делу, а именно: законный представитель Сахаровского центра не уведомлен о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении; судом не учтён факт возврата первоначального протокола должностному лицу в связи с выявленными недостатками; при рассмотрении дела не удовлетворено ходатайство об отложении рассмотрения дела; назначенное Организации наказание является чрезмерным.
В судебном заседании законный представитель Сахаровского центра Бахмин В.И. и защитник по доверенности Першакова Е.Ю. в судебном заседании доводы жалобы поддержали, представили письменные объяснения, а также ходатайство, в котором просили в случае, если суд апелляционной инстанции усмотрит вину Организации в совершении административного правонарушения, применить положения ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить административный штраф ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав законного представителя юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, и защитника, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения постановления суда первой инстанции не усматриваю.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ наступает, в том числе за распространение некоммерческой организацией, включённой в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, материалов без указания на то, что эти материалы изданы и распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (здесь и далее все нормы указаны в редакции, действовавшей в период возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, и (или) от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и (или) от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определённом пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма", являются иностранные граждане или лица без гражданства (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Согласно абз. 5 п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" материалы, производимые некоммерческой организацией, включённой в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и (или) распространяемые ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", материалы, направляемые такой организацией в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные и иные организации, информация, касающаяся деятельности такой организации, распространяемая через средства массовой информации, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касаются деятельности такой организации.
Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.
Материалы, издаваемые некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и (или) распространяемые ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 13 октября 2022 года в 09 час. 00 мин. должностным лицом Роскомнадзора выявлено, что 27 февраля 2022 года в 09 час. 00 мин. по адресу: адрес, Сахаровский центр, включённый в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, допустил на официальном сайте, а также на используемом канале видеохостинга Youtube распространение материала " наименование" с использованием сети "Интернет" по адресу: электронный адрес, без указания на то, что материалы произведены и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.
Согласно сведениям, содержащимся в реестре Минюста России по адресу: https://unro.minjustru/NKOForeignAgent.aspx, Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова" 25 декабря 2014 года включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (учётный номер 7712016137, реестровый номер 377140021).
Учитывая вышеизложенное, распространение материала " наименование" (дата публикации 27 февраля 2022 года) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте видеохостинга "YouTube" по адресу: электронный адрес) без указания на то, что данный материал произведён и (или) распространён некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, нарушает требования к порядку распространения информации, приводит к нарушению прав и свобод человека и гражданина на получение полной и достоверной информации о её распространителе.
Таким образом, Организацией нарушены требования абз. 5 п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Факт административного правонарушения и виновность Сахаровского центра в его совершении подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела: протоколом об административном правонарушении N АП-77/21/1330 от 17 ноября 2022 года, составленным в отношении Организации уполномоченным должностным лицом, в котором указаны фактические обстоятельства совершения Сахаровским центром административного правонарушения; копией письма Центрального аппарата Роскомнадзора от 28 октября 2022 года N 04СВ-95902; копией обращения начальника Главного управления Минюста России по Москве Балашова К.А. от 13 октября 2022 года N 77/03-57503; скриншотом сайта Министерства Юстиции РФ; письмом Главного управления Минюста России по Москве от 16 ноября 2022 года N 77103-63977 с носителем CD-диском; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении региональной общественной организации "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова"; Уставом Сахаровского центра, а также иными материалами.
Доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают, получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Исследованные судьёй районного суда доказательства являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно приняты судом первой инстанции и положены в основу вынесенного постановления.
При этом перечисленные выше доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях Сахаровского центра события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ.
Утверждение стороны защиты об отсутствии доказательств виновности Сахаровского центра в совершение вменяемого ему административного правонарушения в связи с тем, что страница видеохостинга, где размещены материалы, с 14 апреля 2022 года не является официальной страницей Сахаровского центра, не свидетельствует об отсутствии состава правонарушения.
Так на сайте региональной общественной организации "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова" имеется гиперссылка на указанные материалы, что не отрицалось защитником в процессе. В самом материале, запись, которого имеется в деле на CD-диске, указано о том, что именно Сахаровский центр продолжает цикл дискуссий. Ведущая программы представляется координатором Сахаровского центра.
Данные обстоятельства подтверждают факт распространения указанных материалов именно РОО "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова".
Кроме того, сам видеоматериал " наименование" был размещён Организацией в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте видеохостинга "YouTube" по адресу: электронный адрес без указания на то, что данный материал произведён и (или) распространён некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, до 14 апреля 2022 года.
Довод жалобы об отсутствии в действиях Сахаровского центра состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ, поскольку на соответствующих ресурсах сети "Интернет" имелись сведения, что Организация включена в реестр НКУ, не соответствует требованиям закона, из которого следует, что именно материалы, производимые некоммерческой организацией, включённой в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касаются деятельности такой организации.
Сам же видеоматериал, как видно из материалов дела, такой ссылки не содержит.
Судьёй районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушения или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из изложенного, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем материалы дела не содержат каких-либо доказательств, подтверждающих тот факт, что Сахаровским центром предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, тогда как исследованные доказательства, а также доводы жалобы свидетельствуют о том, что такая возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства у Организации имелась.
При рассмотрении дела судом первой инстанции исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем они обосновано приняты и положены в основу вынесенного решения, что нашло своё отражение в тексте постановления суда, которое подробно мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, и оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Приведённые в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях Сахаровского центра объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судом первой инстанции доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за содеянное.
Довод стороны защиты о не извещении законного представителя Сахаровского центра о времени и месте составления протокола об административном правонарушении несостоятелен.
В силу ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведётся производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трёх дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ). Согласно ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Как указал Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п, посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Согласно п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Из материалов дела усматривается, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении законный представитель Сахаровского центра был уведомлен путём направления соответствующего уведомления заказной почтовой корреспонденцией (ИПО 80082578629537) (л.д. 47) по адресу местонахождения Организации, указанному в ЕГРЮЛ: адрес (л.д. 41-43).
Согласно ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Направив уведомление по месту регистрации юридического лица, должностное лицо приняло необходимые меры по надлежащему вручению лицу данного уведомления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Также было направлено письмо по адресу электронной почты, указанной на сайте Организации. Доказательств неполучения указанного письма представлено не было.
Помимо этого законный представитель Сахаровского центра был уведомлен посредством направления ему телеграммы о его вызове для составления протокола об административном правонарушении (л.д. 69, 70). Указанная телеграмма согласно телеграфного уведомления, имеющегося в материалах дела, вручена заведующему архивом Коваль Б. 14 ноября 2022 года (л.д. 71, 72).
При таких обстоятельствах должностное лицо вправе было составить протокол об административном правонарушении в отсутствие законного представителя Сахаровского центра.
Довод о наличии определения суда о возврате протокола не свидетельствует о незаконности постановления, поскольку вынесение указанного определения не препятствует в дальнейшем суду рассмотреть дело по существу.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Сахаровскому центру в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ, с учётом конкретных обстоятельств дела, а также характера совершённого правонарушения, финансового положения юридического лица, согласуется с принципами юридической ответственности, является справедливым и соразмерным административному наказанию.
Правовых оснований для удовлетворения ходатайства о применения положений ч.ч. 3.2, 3.3 ч. 4.1 КоАП РФ и снижении назначенного Организации размера административного штрафа ниже низшего предела не усматриваю.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не допущено. Оснований для отмены или изменения постановления судьи, с учетом доводов, изложенных в жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Таганского районного суда г. Москвы от 23 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ в отношении Региональной общественной организации "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова" (ОГРН:, ИНН:, юридический адрес: адрес) оставить без изменения, жалобу Сахаровского центра - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Гришин Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.