Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 27 января 2023 г. по делу N 33-104/2023
Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Зари А.И, судей: Гришина С.В. и Килярова М.Х, при секретаре судебного заседания Ивановой Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца - Фоминой Д.Л. на решение Нальчикского гарнизонного военного суда от 18 октября 2022 г, которым отказано в удовлетворении искового заявления Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания" (далее - управление финансового обеспечения) о взыскании с рядового Кравец Максима Игоревича денежных средств, полученных им в качестве аванса на командировочные расходы.
Заслушав доклад судьи Килярова М.Х, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
представитель истца обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просила взыскать с Кравец М.И. в пользу управления финансового обеспечения 21 873 руб. 20 коп, выплаченных ответчику в качестве аванса на командировочные расходы.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование указывается, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска. По мнению подателя жалобы, ответчик по окончании командировки не отчитался перед управлением финансового обеспечения за полученный аванс на командировочные расходы, так как в подтверждение произведенных расходов на проживание он не представил договор о предоставлении гостиничных услуг. Гарнизонный военный суд не принял во внимание, что представленные ответчиком документы о проживании в помещении, предоставленном индивидуальным предпринимателем, оформлены в нарушение требований постановления Правительства Российского Федерации от 6 мая 2008 г. N 359 без применения контрольно-кассовой техники, ввиду чего к учету истцом не приняты.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В силу пункта 1 Положения о порядке и размерах выплат на командировочные расходы, связанные со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 553, при направлении военнослужащих в служебные командировки на территории Российской Федерации им возмещаются, в частности расходы по бронированию и найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку военнослужащему или сотруднику предоставляется бесплатное жилое помещение), которые возмещаются в размере фактических затрат, подтвержденных соответствующими документами, не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера (применительно к данному случаю).
В соответствии с пунктом 140 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 6декабря 2019 г. N 727 (далее - Порядок), в случае вызванной условиями выполнения служебного задания необходимости проживания военнослужащих не в гостинице оплата расходов по бронированию и найму жилого помещения производится при проживании в жилом помещении индивидуального предпринимателя, предоставляющего гостиничные услуги, на основании следующих документов, подтверждающих размер фактических затрат:
договора найма (поднайма) жилого помещения с указанием размера платы за жилое помещение и копии свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
кассового чека об оплате услуг за проживание, а при осуществлении расчетов без применения контрольно-кассовой техники - приходного кассового ордера или документа, оформленного на бланке строгой отчетности для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. N 16-00-30-33 утверждены формы документов, используемые при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения контрольно - кассовых машин, как бланки строгой отчетности, включая форма "БО-3 - "Наряд - заказ", "Квитанция", "Копия квитанции".
Содержание названных правовых норм в их взаимосвязи указывает на то, что, по общему правилу, для военнослужащих при нахождении в служебных командировках предусмотрено проживание в жилых помещениях индивидуальных предпринимателей, предоставляющих гостиничные услуги, с последующим возмещением понесенных ими на проживание расходов.
Судом первой инстанции установлено, что Кравец М.И. на основании приказа командира войсковой части N от 6 июня 2022 г. N 108с/ч (в редакции приказа от 30 июня 2022 г. N 125) был направлен с 8 по 22 июня 2022 г. в служебную командировку в "адрес" для выполнения служебного задания, без постановки на продовольственное обеспечение, с разрешением проживания вне гостиницы.
В связи с этим Кравец М.И. 10 июня 2022 г. получил в качестве аванса на командировочные расходы 26 600 руб.
По возвращению 21 июня 2022 г. из командировки ответчик представил в управление финансового обеспечения отчетные документы на сумму 28726 руб. 80 коп, из которых 24000 руб. - расходы по найму жилого помещения индивидуального предпринимателя, а 4726 руб. 80 коп. - суточные и расходы на проезд.
Однако расходы по найму жилого помещения индивидуального предпринимателя на сумму 24000 руб. управлением финансового обеспечения к учету приняты не были, что следует из расчета командировочных расходов от 6 июля 2022 г.
Факт того, что Кравец М.И. с 8 по 20 июня 2022 г. проживал в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности индивидуальному предпринимателю М.Е. предоставляющего гостиничные услуги, за что оплатил 24000 руб. подтверждается копиями квитанций формы БО-3 от 8 и 20 июня 2022 г, свидетельства о государственной регистрации права от 29 июля 2014 г, а также письмом названного предпринимателя от 6октября 2022 г, в котором указано, что при предоставлении ответчику услуги проживания договор найма (поднайма) жилого помещения не заключался, расчет произведен без применения контрольно-кассовой техники, так как в своей деятельности предприниматель руководствуется требованиями пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", согласно которым индивидуальные предприниматели вправе производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники при сдаче ими в аренду (внаем) жилых помещений, принадлежащих этим индивидуальным предпринимателям на праве собственности.
Индивидуальный предприниматель М.Е. вправе предоставлять гостиничные услуги, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) от 6 октября 2022 г, в которой обозначен код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности 55.10 - Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания, свидетельствует об осуществлении расчета за предоставленные гостиничные услуги.
Поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представленные ответчиком в финансовый орган документы подтверждают его проживание в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности индивидуальному предпринимателю, предоставляющем гостиничные услуги, в период с 8 по 20 июня 2022 г, и фактическую оплату их стоимости на сумму 24000 руб.
Доводы жалобы о том, что ответчиком не представлены в управление финансового обеспечения договор о предоставлении гостиничных услуг и кассовый чек являются несостоятельными, поскольку согласно пункту 26 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1853, в подтверждение осуществлённых гостиничных услуг допускается возможность выдачи потребителю документа, оформленного на бланке строгой отчетности, коим в силу письма Министерства финансов Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. N 16-00-30-33 может выступать квитанция формы БО-3.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нальчикского гарнизонного военного суда от 18 октября 2022 г. по исковому заявлению Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания" к Кравец Максиму Игоревичу оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.