Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 20 января 2023 г. по делу N 33а-16/2023
Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Зари А.И, судей: Гришина С.В. и Килярова М.Х, при секретаре судебного заседания Тарасенко Ю.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 15 августа 2022 г, которым удовлетворены заявленные подполковником Маркиным Игорем Викторовичем требования о признании незаконными действий начальника Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова" Министерства обороны Российской Федерации (далее - военное училище), связанных с привлечением административного истца к материальной ответственности.
Заслушав доклад судьи Килярова М.Х, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Маркин И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, вкотором просил признать незаконными приказы начальника военного училища от 16 сентября 2021 г. N 1546 и от 29 октября 2021 г. N 1842, которыми он привлечен к ограниченной материальной ответственности в размере причиненного им ущерба на сумму 21829 руб. 64 коп. и 23002 руб. 16 коп, соответственно.
Административный истец также просил возложить обязанность на начальника военного училища отменить вышеназванные в приказы в части, его касающейся.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование автор жалобы указывает, что Маркин И.В, как командир подразделения, в нарушение статей 75, 82 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, пунктов 5 и 6 Руководства по продовольственному обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и некоторых других категорий лиц, а также обеспечению кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных воинских частей в мирное время, утвержденного приказом Минобороны России от 21 июня 2011 г. N 888 (далее - Руководство по продовольственному обеспечению), а также приказа начальника военного училища от 28 мая 2017 г. N 718, не выполнил обязанность подать рапорт о снятии с продовольственного обеспечения подчиненных военнослужащих по окончании их командировки и убытия в связи с этим из военного училища, чем причинен материальный ущерб. Вывод суда о том, что административный истец не был ознакомлен с Руководством по продовольственному обеспечению, по мнению подателя жалобы, является ошибочным.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В силу пункта 1 ст. 3 и пункта 3 ст. 4 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине ущерб. Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок использования, расходования имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, утраты, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной ежемесячной надбавки за выслугу лет.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 7 того же закона до принятия решения о возмещении ущерба конкретным военнослужащим командир (начальник) воинской части обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц.
Пунктом 4 ст. 8 названного закона установлено, что приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба может быть обжалован военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) и (или) в суд.
Таким образом, необходимыми условиями для наступления материальной ответственности военнослужащего являются, в частности противоправность поведения (действий или бездействия) военнослужащего, причинная связь между его действиями или бездействием и причиненным ущербом, а также вина в причинении ущерба.
В силу части 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывать, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что Маркин И.В. с июня 2020 года проходит военную службу на воинской должности начальника автомобильной и электрогазовой службы военного училища.
Из телеграмм врио начальника военного училища от 13 апреля 2021 г. N НР139/1100/3/26 и от 19 мая 2021 г. N 100/3/95, а также заключений поматериалам разбирательств от 13 сентября 2021 и от 28 октября 2021 г. усматривается, что с марта по июнь 2021 года для выполнения работ по оборудованию автомобильного склада военного училища из войсковых частей N, N, N в военное училище были прикомандированы военнослужащие рядовые А.И, В.А, С.Н, Д.Е. и прапорщик Д.А.
По прибытию в служебную командировку данные военнослужащие были зачислены на продовольственное обеспечение военного училища:
- С.Н, с 20 апреля 2021 г. на основании рапорта врио начальника автомобильной и электрогазовой службы военного училища майора В.В.;
- Д.Е. - 26 мая 2021 г, Д.А. - 1 июня 2021 г. на основании рапортов Маркина И.В.;
- А.И, - 26 мая 2021 г, В.А, - 27 мая 2021 г. на основании рапортов врио начальника автомобильной и электрогазовой службы военного училища майора Д.А.
В период нахождения в служебной командировке перечисленные военнослужащие выполняли хозяйственные работы, на основании распоряжений начальника автомобильной и электрогазовой службы под непосредственным контролем начальника склада. Это подтверждается показаниями свидетеля врио заместителя начальника военного училища по тылу - начальника тыла подполковника С.Л.
Как следует из оспариваемых приказов начальника военного училища от 16 сентября 2021 г. N 1546 и от 29 октября 2021 г. N 1842 Маркин И.В. за нарушение установленного порядка снятия вышеперечисленных военнослужащих с продовольственного обеспечения привлечен к ограниченной материальной ответственности в размере причиненного ущерба на суммы:
- 21829 руб. 64 коп. - ввиду неснятия А.И, В.А, с продовольственного обеспечения при убытии 23 июня 2021 г. из военного училища к месту службы (сняты с продовольственного обеспечения 25 августа 2021 г.);
- 23002 руб. 16 коп. - ввиду неснятия с продовольственного обеспечения при убытии из военного училища к месту службы С.Н,. (убыл 30 апреля 2021 г, снят с продовольственного обеспечения 26 августа 2021 г.), Д.Е. (убыл 23 июня 2021 г, снят с продовольственного обеспечения 26 августа 2021 г.), Д.А. (убыл 23 июня 2021 г, снят с продовольственного обеспечения 30августа 2021 г.).
В соответствии с пунктом 9 Руководства по продовольственному обеспечению военнослужащие снимаются с продовольственного обеспечения на основании приказа командира воинской части об убытии с выдачей им аттестатов военнослужащего. Военнослужащие, продовольственное обеспечение которых осуществляется не постоянно, а в определенные нормами продовольственного обеспечения сроки (периоды), снимаются с продовольственного обеспечения на основании приказа командира воинской части.
Приведенная норма ясно и недвусмысленно устанавливает, что снятие военнослужащих с продовольственного обеспечения осуществляется на основании приказа командира воинской части, о чем указано также и в телеграмме врио начальника управления ресурсного обеспечения Южного военного округа от 3 апреля 2017 г. N 39/1/2282/1-3.
В материалах дела имеются выписки из приказов начальника военного училища от 29 апреля 2021 г. N 78 и от 21 июня 2021 г. N 108, согласно которым военнослужащие С.Н, с 30 апреля 2021 г, а А.И,, В.А,, Д.А. и Д.Е. с 23 июня 2021 г. полагаются убывшими к месту службы в соответствующие воинские части. Данные приказы согласованы под роспись с начальниками отдела кадров, продовольственной службы, а также финансово-экономической службы военного училища (т. 1 л.д. 103-106; т. 3 л.д. 57).
Одновременно с убытием к месту службы вышеперечисленным военнослужащим были выданы командировочные удостоверения с соответствующими отметками, заверенные гербовой печатью военного училища.
Из этого следует, что предусмотренные пунктом 9 Руководства по продовольственному обеспечению условия для снятия вышеперечисленных военнослужащих с продовольственного обеспечения на основании приказа командира воинской части были выполнены, а обстоятельства, вследствие которых они не были своевременно сняты с продовольственного обеспечения, не состоят в причинной связи с действиями (бездействием) Маркина И.В, у которого отсутствовала обязанность докладывать рапортом сведения, объявленные в приказах начальника военного училища от 29 апреля 2021 г. N 78 и от 21 июня 2021 г. N 108, с которыми уполномоченные лица, в том числе и начальник продовольственной службы ознакомлены под роспись.
Приходя к такому выводу, судебная коллегия учитывает, что в соответствии с Положением об автомобильной и электрогазовой службе военного училища, утвержденного начальником военного училища 17 марта 2021 г. (далее - Положение), автомобильная и электрогазовая служба, являясь структурным подразделением в штате военного училища, подчинена заместителю начальника училища по вооружению. Переподчинять военнослужащих и лиц гражданского персонала автомобильной и электрогазовой службы другим должностным лицам, а также возлагать на них обязанности, не предусмотренные Положением, запрещается.
Разделом V Положения регламентированы должностные обязанности начальника автомобильной и электрогазовой службы военного училища, которому подчинен личный состав данной службы, а также начальники автомобильных и электрогазовых (автомобильных) служб воинских частей военного училища. Данные обязанности не предусматривают полномочия, касающиеся снятия либо осуществления контроля за снятием военнослужащих с продовольственного обеспечения (т. 2 л.д.153-167).
Вопреки требований части 11 ст. 226 КАС РФ, административным ответчиком не представлено в суд доказательств, подтверждающих факт возложения на Маркина И.В, как того требует требования Раздела V Положения, его непосредственным руководителем служебного поручения по снятию либо осуществлению контроля снятия с продовольственного обеспечения вышеназванных военнослужащих при убытии их к месту своей службы.
Из оспариваемых приказов начальника военного училища от 16 сентября 2021 г. N 1546 и от 29 октября 2021 г. N 1842 усматривается, что основанием для привлечения Маркина И.В. к материальной ответственности послужило невыполнение им требований Алгоритма постановки (снятия) военнослужащих на продовольственное обеспечение (с продовольственного обеспечения), утвержденного приказом начальника военного училища от 28 мая 2017 г. N 718 (далее - Алгоритм), в силу требований которого ответственность за своевременное снятие военнослужащих с продовольственного обеспечения возложена на командиров подразделений.
Однако из листа ознакомления с Алгоритмом усматривается, что Маркин И.В. среди должностных лиц военного училища, ознакомленных с данным документом, не значится (т. 1 л.д. 13-17).
Вопреки доводам жалобы, факт того, что Маркин И.В. не был ознакомлен с Алгоритмом подтверждается, помимо прочего, показаниями свидетелей подполковника С.Л. и начальника продовольственной службы майора Д.Д, которому подчинен весь личный состав продовольственной службы, в том числе техник продовольственной службы, отвечающий за ведение учета движения питающихся, что закреплено в Положении об отделе материального обеспечения военного училища, утвержденного начальником военного училища 27 ноября 2020 г. (т. 2 л.д. 188, 194; т. 3 л.д. 25-28).
То обстоятельство, что в силу возложенной на него однократной обязанности Маркин И.В. осуществил необходимые действия по постановке прибывших в военное училище военнослужащих на продовольственное обеспечение само по себе не возлагало на него обязанность по снятию их с довольствия по окончании командировки, поскольку это не входит в его прямые обязанности по воинской должности начальника автомобильной и электрогазовой службы военного училища.
При этом отдельного распоряжения по снятию военнослужащих с продовольственного обеспечения ему отдано не было.
При таких обстоятельствах, поскольку причинение ущерба, не обусловлено какими-либо действиями или бездействием административного истца, то вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения административного иска является обоснованным, а доводы жалобы об обратном - ошибочными.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 15 августа 2022 г. по административному исковому заявлению Маркина Игоря Викторовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.