Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В., судей Мызниковой Н.В., Заскалько О.В., при помощнике судьи Анцицирове В.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В. дело (номер дела в суде первой инстанции 2-4234/2022) по апелляционной жалобе Сорока О.В. на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 27 сентября 2022 года, которым постановлено:
"исковые требования Сорока О.В. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области включить в подсчет стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" Сорока О.В. периоды работы: с 10.02.1997 по 31.10.1999 в льготном исчислении, с 21.07.1993 по 22.09.1995, с 01.01.2005 по 17.02.2005 в календарном исчислении.
В остальной части иска отказать",
УСТАНОВИЛА:
Сорока О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению- Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области (далее- ГУ - ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области) об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в котором просила обязать ответчика включить в специальный стаж следующие периоды трудовой деятельности: в календарном исчислении: с 13.09.1989 г. по 25.05.1993 г. в 5 клинической больнице г. Минска, Республики Беларусь, с 21.07.1993 г. по 22.09.1995 г.- в в/ч 44444 г. Марьина горка, Республики Беларусь, с 01.01.2005 г. по 17.02.2005 г.- в 321 ВКГ г. Чита, Забайкальского края, а также в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев- период работы с 10.02.1997 г. по 30.10.1999 г.- в 321 ВКГ г. Чита, Забайкальского края и назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости со дня первоначального обращения, т.е. с 06.01.2020 года, - ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что оснований для отказа в назначении пенсии не имелось, а специальный трудовой стаж подтвержден необходимыми доказательствами.
Истец в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержала; представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала.
Судом постановлено указанное выше решение, о частичной отмене которого просит истец Сорока О.В. по доводам апелляционной жалобы.
Определением судебной коллегии по гражданским делам от 19.01.2023 г. в силу ст. 44 ГПК РФ произведена замена ответчика ГУ - ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области на его правопреемника Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (далее- ОСФР по г. Москве и Московской области).
Выслушав истца Сорока О.В, представителя ответчика по доверенности Афанасьеву А.Г, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит основания для отмены состоявшегося по делу решения в части.
Согласно ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 г, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1 данной статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
В целях реализации положений ст. ст. 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Как следует из содержания п. 3 данного постановления исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, согласно подп. "н" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665 применяются:
- Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 г.;
- Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 г. по 31.10.1999 г. включительно.
- Правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. включительно.
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как установлено судом первой инстанции, Сорока О.В. 11.10.2021 г. обратилась в пенсионные органы, претендовала на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях". В назначении пенсии решением ГУ - ГУ ПФР N 3 по Москве и Московской области от 22.02.2022 г. N 2/1197 ей было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа, который был определен как 25 лет 07 мес. 25 дн. (л.д.9-10).
При этом в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение включены в календарном исчислении периоды работы истца с 10.02.1997 г. по 31.10.1999 г, с 01.11.1999 г. по 31.12.2004 г, с 18.02.2005 г. по 12.01.2009 г, с 14.02.2009 г. по 05.11.2013 г, с 04.12.2013 г. по 31.03.2015 г, с 01.04.2015 г. по 10.10.2021 г, а также курсы повышения квалификации с 13.01.2009 г. по 13.02.2009 г, с 06.11.2013 г. по 03.12.2013 г. и не включены следующие периоды:
- с 25.04.1993 г. по 25.05.1993 г. - в должности медсестры физио- терапевтического отделения 5-я клиническая больница г. Минск, так как не подтверждено компетентными органами Республики Беларусь;
- с 21.07.1993 г. по 22.09.1995 г. - медсестра госпитального отделения медицинской роты в/ч 44444, так как не подтверждено компетентными органами Республики Беларусь;
- с 01.01.2005 г. по 17.02.2005 г.- так как в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета отсутствует код льготной работы (л.д.9-10).
При повторном обращении истца с заявлением 21.04.2022 г. (л.д.82-83) истцу были включены в стаж на соответствующих видах работ периоды ее работы общей продолжительностью 28 лет 06 месяцев 25 дней (с 13.09.1989 г. по 12.03.1992 г, с 25.04.1993 г. по 25.05.1993 г, с 10.02.1997 г. по 01.11.1999 г, с 02.11.1999 г. по 31.12.2004 г, с 18.02.2005 г. по 12.01.2009 г, с 13.01.2009 г. по 13.02.2009 г, с 14.02.2009 г. по 05.11.2013 г, с 06.11.2013 г. по 03.12.2013 г, с 04.12.2013 г. по 31.03.2015 г, с 01.04.2015 г. по 14.05.2019 г, с 06.06.2019 г. по 31.12.2021 г.).
Из представленной трудовой книжки истца следует, что 21.07.1993 г. истец была принята на должность медицинской сестры госпитального отделения медицинской роты в/ч 44444, 22.09.1995 г. - уволена по собственному желанию, 04.03.1996 - зарегистрирована безработной с выплатой пособия по безработице, 10.02.1997 г. - принята в "321 военный госпиталь" на должность палатной медсестры отделения абдоминальной хирургии по 8 тарифному разряду оплаты труда, 21.01.1999 г. - переведена на должность палатной медсестры отделения неотложной хирургии по 8 тарифному разряду оплаты труда, 29.04.1999 г. - присвоена вторая квалификационная категория, 08.06.2000 г. - присвоена первая квалификационная категория, 01.06.2002 г. - в связи с переходом на новый штат переведена на должность палатной медицинской сестры хирургического отделения на 25 коек (неотложной хирургии) по 9 тарификационному разряду оплаты труда, 02.04.2004 г. - присвоена 8 квалификационная категория, 20.03.2007 г. - 321 окружной госпиталь клинической хирургии переименован в ФГУ 321 окружной военный клинический госпиталь, 02.06.2008 г. подтверждена 8 квалификационная категория, 14.05.2019 г. трудовой договор прекращен по инициативе работника (л.д.11-16).
Согласно справке, уточняющей особый характер работы от 24.12.2019 г. N 685, выданной ФГКУ "321 военный клинический госпиталь" в период с 10.02.1997 г. по 31.10.1999 г. Сорока О.В. работала в должности палатной медсестры отделения абдоминальной хирургии в "321 Военном клиническом госпитале", в период с 01.06.2002 г. по 31.07.2009 г. истец работала в должности палатной медицинской сестры хирургического отделения (на 25 коек неотложной хирургии) на полную ставку (л.д.17-18).
Согласно представленной архивной выписке от 24.07.1993 г. Сорока О.В. была принята с 21.07.1993 г. в медицинскую роту медицинской сестрой госпитального отделения в в/ч 44444 (приказ N 146 от 24.07.1993 г.), 22.09.1995 г. - уволена по собственному желанию (приказ N 193 от 22.09.1995 г.) (л.д. 19).
Разрешая спор, суд первой инстанции, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Сорока О.В. о включении в специальный стаж в календарном исчислении периодов работы с 21.07.1993 г. по 22.09.1995 г, с 01.01.2005 г. по 17.02.2005 г, а также в льготном исчислении как один год работы за 1 год и 6 месяцев периода работы с 10.02.1997 г. по 31.10.1999 г.
Доводов о несогласии с решением суда в вышеприведенной части апелляционная жалоба истца не содержит, решением суда ответчиком не обжалуется, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в поданной апелляционной жалобе.
Отказывая истцу в удовлетворении требования об обязании ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 06.01.2020 г, суд первой инстанции со ссылками на ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и приложение 7 к указанному федеральному закону, ч.3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", пришел к выводу о том, что такое право у истца не возникло.
Однако, с данным выводом не может согласиться судебная коллегия.
Кроме того, нельзя согласиться и с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований Сорока О.В. в части возложения на ответчика обязанности по включению в подсчет специального стажа периода работы с 13.03.1992 г. по 25.05.1993 г, выводы суда первой инстанции в указанной части нарушение ст. 198 ГПК РФ не мотивированы.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсий в установленных законом случаях и размерах, реализация которого обеспечивается в Российской Федерации путем создания систем пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015 года.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
До 01.01.2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 указанного Федерального закона.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий, предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1 данной статьи.
Частью 2 статьи 30 указанного Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
13.03.1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Беларусь, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также - Соглашение от 13.03.1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13.03.1992 г.).
При новом установлении пенсий в рамках названного Соглашения с бывшими республиками СССР территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников Соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии должно выносится на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии надлежащего их подтверждения.
Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, пенсионные права которых приобретены на территории Республики Беларусь, регулируются Договором между Российской Федерации и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006 года, который вступил в силу с 29.03.2007 года.
В соответствии со статьями 2, 3 Договора настоящий договор регулирует государственное социальное обеспечение, обязательное (государственное) социальное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон и являющихся их гражданами, а также членов семей этих лиц, подпавших или подпадающих под действие законодательства Договаривающихся Сторон. Настоящий Договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством Договаривающихся Сторон о государственном социальном обеспечении, обязательном (государственном) социальном страховании и обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том что относится к трудовым пенсиям по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) и социальным пенсиям (п. п. 3 п. 1 ст. 3 Договора).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 указанного Договора каждая Договаривающаяся Сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений настоящего Договора и своего законодательства.
В силу статьи 11 Договора при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (пункт 1).
В случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории.
Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.
При этом подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (пункт 2).
Пунктом 1 статьи 23 Договора предусмотрено, что назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляется в следующем порядке:
1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13.03.1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;
2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13.03.1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующему страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации изложенной в определении от 24.09.2018 г. N 81-КГ18-18, периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 г, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 г. N 203-16).
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Аналогичное положение закреплено в абзаце 1 пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. N 1015, согласно которому документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Абзацем 2 указанного пункта установлено, что при отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 года N 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970 года. При этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 06.10.1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
В соответствии с пунктом 27 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года N 30, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06.10.1992 года.
Как следует из трудовой книжки истца, 13.09.1989 г. Сорока О.В. была принята на работу в 5-ю Городскую клиническую больницу г. Минска, Республики Беларусь на должность медсестры по массажу физиотерапевтического отделения и уволена 25.05.1993 г. по собственному желанию (л.д.11). Согласно справке от 07.05.2020 г, выданной работодателем, Сорока О.В. в период с 13.09.1989 г. по 25.05.1993 г. работала полный рабочий день в качестве медицинской сестры по массажу физиотерапевтического отделения, при этом с 07.07.1990 г. по 24.10.1991 г. находилась в отпуске по уходу за ребенком, с 08.01.1992 г. по 24.04.1993 г. - отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет (л.д.20).
Как уже указывалось выше, период с 13.09.1989 г. по 12.03.1992 г. включен в подсчет специального стажа истца пенсионным органом в бесспорном порядке.
В справке Управления социальной защиты администрации Заводского района г. Минска от 04.06.2020 г. указаны следующие сведения о страховом (трудовом) стаже Сорока О.В.: с 25.04.1993 г. по 25.05.1993 г, с 21.07.1993 г. по 22.09.1995 г. (л.д.124).
Таким образом, исходя из приведенного правового регулирования и установленных обстоятельств, а также учитывая совокупность представленных доказательств, в том числе принимая во внимание, что спорный период работы истца по занимаемой должности подтвержден трудовой книжкой, льготной справкой из учреждения здравоохранения Республики Беларусь (работодателя), частично признан компетентным органом Республики Беларусь, отпуск по уходу за ребенком начался у Сорока О.В. до 06.10.1992 г, судебная коллегия приходит к выводу, что правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Сорока О.В. в части возложении на ответчика обязанности по включению в подсчет специального стажа периода работы с 13.03.1992 г. по 25.05.1993 г, у суда первой инстанции не имелось.
Доводы ответчика жалобы, о том, что необходимым условием для включения спорных периодов в специальный стаж является подтверждение компетентного органа о включении этого периода на территории Республики Беларусь в стаж, дающий право на досрочную пенсию, нельзя признать правомерными, поскольку согласно ст. 23 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 г. "О сотрудничестве в области социального обеспечения" по желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора.
При суммировании включенных в подсчет специального стажа истца периодов пенсионным органом (27 лет 17 дней- с 13.09.1989 г. по 12.03.1992 г, с 10.02.1997 г. по 31.10.1999 г, с 01.11.1999 г. по 31.12.2004 г, с 18.02.2005 г. по 12.01.2009 г, с 13.01.2009 г. по 13.02.2009 г, с 14.02.2009 г. по 05.11.2013 г... с 06.11.2013 г. по 03.12.2013 г, с 04.12.2013 г. по 31.03.2013 г, с 01.04.2015 г. по 10.10.2021 г.) с периодами, зачтенными судом первой инстанции (в календарном исчислении- -2 года 03 месяца 19 дней с 21.07.1993 г. по 22.09.1995 г, с 01.01.2005 г. по 17.02.2005 г.; в льготном исчислении 01 год 04 месяца 11 дней с 10.02.1997 г. по 31.10.1999 г. с учетом того, что в календарном исчислении данный период уже был зачтен пенсионным органом) и судом апелляционной инстанции в настоящем апелляционном определении (01 год 02 месяца 13 дней-с 13.03.1992 г. по 25.05.1993 г.), всего- сумма год 11 месяцев, необходимый 30-летний специальный стаж, требуемый для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" был выработан истцом по состоянию на 11.11.2019 г.
Как установлено ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с приложением N 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия, право на которую возникло в 2019 году, назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию.
Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
Настаивая на удовлетворении исковых требований, истец Сорока О.В. ссылалась на то, что первоначально за назначением досрочной страховой пенсии по старости она обратилась в ГУ- УПФР г. Читы Забайкальского края в декабре 2019 г, где ей было разъяснено о необходимости дополнительного предоставления диплома об образовании, копии свидетельства о рождении ребенка и справки о заключении брака, которые были направлены истцом 06.01.2020 г. по электронной почте сотруднику пенсионного органа, в подтверждение чего истцом представлена электронная переписка (л.д.36-37).
Вышеуказанные доводы истца ответчиком не опровергнуты, более того, ответчиком факт первоначального обращения в Пенсионный фонд Управления установления пенсий г. Чита Забайкальского края, не оспаривается (л.д.120).
Таким образом, необходимый стаж у истца выработан в переходный период и в силу положений ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии", пенсия истцу должна быть назначена на полгода ранее, чем предусмотрено п. 20 ч. 1, ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года, Приложение N 7 к указанному Закону, то есть с 11.05.2020 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 27 сентября 2022 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Сорока О.В. к ОСФР по г. Москве и Московской области о возложении обязанности по включению в подсчет специального стажа периода работы с 13 марта 1992 года по 25 мая 1993 года и назначении досрочной страховой пенсии по старости - отменить, принять в отмененной части новое решение.
Обязать ОСФР по г. Москве и Московской области включить в подсчет специального стажа Сорока О.В. период работы с 13 марта 1992 года по 25 мая 1993 года и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 11 мая 2020 года.
В остальной части решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 27 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сорока О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.